Последние новости

АРАМ ХАЧАТУРЯН: НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ

Что помогло Араму Хачатуряну договориться с именитым педагогом? Как грузинские улицы привели его к музыке? Почему Хачатурян поступил на физико-математический факультет МГУ? Как он познакомился с Папой Римским, Че Геварой, Фиделем Кастро, Чарли Чаплиным и Эрнестом Хемингуэем?

ЗАВЕСУ НАД ЭТИМИ И ДРУГИМИ МАЛОИЗВЕСТНЫМИ СТРАНИЦАМИ ЖИЗНИ великого армянского композитора приоткрыла старший научный сотрудник Дома-музея Арама Хачатуряна Лена Мисакян. Ее встреча с поклонниками творчества композитора и широкой общественностью состоялась в онлайн-режиме в рамках проекта «Мткаран». Как отметила Лена, когда поступило предложение участвовать в проекте, сомнений с выбором темы не возникло: ее героем должен был стать Арам Хачатурян.

Подготовка к проекту заняла не очень много времени: за годы работы в Доме-музее Лена Мисакян изучала и продолжает изучать жизнь, творчество, общественную деятельность и архив Арама Ильича, обнаруживая интересные факты, яркие события и знаковые фрагменты, связанные с богатым музыкальным и личным наследием композитора. Как отмечает Лена, цель ее беседы - познакомить аудиторию с классической и народной музыкой, страницами жизни этого выдающегося композитора, дирижера, педагога, общественного деятеля и просто человека.

Как отмечает Лена Мисакян, понимание того, что он родился в музыкальной семье, пришло к Хачатуряну в зрелом возрасте, хотя к музыке он приобщался с детства: его мама, Кумаш Саркисовна, обладала прекрасным голосом, любила петь детям перед сном, и народные песни в ее исполнении навсегда поселились в его памяти и сердце. Одну из них, «Ворскан ахпер», он даже использовал в теме своей Второй симфонии. Среди любимых занятий юного Арама были и прогулки по улицам Тифлиса, где жила семья Хачатурян и где постоянно прохаживались народные певцы–ашуги, импровизирующие на своих инструментах - каманче, таре, каноне, дооле, дудуке.

«Юный Арам воодушевлялся настолько, что прибегал домой и постукивал на кастрюлях, тазах, извлекая ритм услышанных песен. Когда ему исполнилось 5 лет, в доме произошло чудо: отец приобрел старый рояль, и Арам начал на слух играть различные мелодии, хотя до 19-лет у него не было музыкального образования», - говорит Лена Мисакян.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ПЕРВЫМ ВУЗОМ ДЛЯ МОЛОДОГО ХАЧАТУРЯНА стала отнюдь не консерватория. Отец не воспринимал музыку как важную для своих детей профессию. Когда в 1921 г. Арам и младший брат Левон приехали в Москву к старшему Сурену, который к тому времени был известным театральным деятелем, будущий композитор погрузился в атмосферу искусства, однако по совету Сурена подал документы на физико-математический факультет МГУ. Через год он решил последовать зову сердца, бросил МГУ и поступил в музыкальный техникум им.Гнесиных – ныне знаменитое музыкальное училище. Лена Мисакян рассказывает: музыкальный от природы юноша, стремящийся в музыку, не знал названий инструментов и на вопрос, на чем бы он хотел учиться играть, ответил: «На той большой скрипке», указав на виолончель.

«Интересно, что по дороге в Москву, куда Арам Хачатурян отправился на поезде, он с братом давал спектакли на железнодорожных станциях. Однажды, на одной из станций он заметил рояль и принялся развлекать публику вальсами и романсами, которые исполнял на слух. Эту же программу он сыграл при поступлении в Гнесинку. И несмотря на то, что он не знал нот, экзаменаторы заметили в нем особый дар, - продолжает Лена. – В годы учебы молодой Арам Хачатурян подрабатывал в Армянском винном магазине. Однажды порезал палец и не мог долгое время играть на виолончели и тогда ему предложили перейти в открывшийся недавно класс композиции, где его талант полностью раскрылся. Ведь многие свои знаменитые произведения он написал еще в студенческие годы».

Одна из интересных страниц творчества композитора связана с именем известного кинорежиссера Амо Бекназаряна, который в 1934 г. обратился к Хачатуряну с просьбой написать музыку к первому армянскому звуковому фильму «Пепо» по пьесе Г.Сундукяна. К тому времени Арам Ильич учился в московской консерватории, и для него было огромной честью получить такое грандиозное предложение. Он буквально бросил все, уехал в Тифлис и Ереван, оставив консерваторскому педагогу и наставнику Н.Мясковскому письмо с извинениями и обещанием вернуться с новыми программами для фильмов и спектаклей и «порадовать его своим присутствием и армянским коньяком».

В поезде по пути на родину Хачатурян знакомится с Дмитрием Шостаковичем, который приветствует его решение писать музыку для кино и спектаклей, считая это занятие сродни учебе в консерватории. Лена Мисакян рассказывает о том, как Арам Ильич впрягается в эту работу и как после выхода фильма на экраны становится популярным не только фильм, но и его музыка. Спустя годы Хачатурян оказывается на вечере самодеятельности, где исполняют, как объявляет ведущий, «народную песню», с которой начинается фильм «Пепо». Но его поправляют, заметив, что автор песни – Арам Хачатурян сидит в зале. Лена Мисакян вспоминает интересные истории о работе Хачатуряна над музыкой к фильму «Отелло» по трагедии Шекспира и ее связью с дальнейшей работой над балетом «Спартак», «Маскарадом» и «Танцем с саблями», говорит о значении родины в жизни и творчестве Арама Ильича. 

«Я ВСЕГДА БУДУ В ДОЛГУ ПЕРЕД СВОИМ НАРОДОМ за теплое отношение к моему творчеству. И я есть, был и буду армянином, но армянином-европейцем, который заставит весь мир слушать нашу музыку. И когда они будут слушать ее, они обязательно скажут: «Покажите нам народ, создающий такое искусство».

Арам Хачатурян был не только композитором, но и общественным деятелем. Начав путешествовать с середины ХХ в., он побывал в 50 странах, где выступал с авторскими концертами, дирижируя оркестром. Слава композитора столь стремительно разнеслась по миру, что перед ним открывались все двери, а поездки завешались знакомством и встречами с известными личностями той эпохи. В Ватикане он познакомился с кардиналом Григорием-Петром Агаджаняном, который организовал встречу Арама Ильича с Папой Римским Иоанном ХХIII. На Кубе во время своего концерта он познакомился писателем Эрнестом Хемингуэем, побывал у него в гостях, обнаружив в его доме пластинки со своими сочинениями. «Если ваша музыка столь прекрасна, что можно сказать о вашей родине!» - сказал Эрнест Хемингуэй. Кстати, на том же самом концерте своей «Второй симфонии» Хачатурян также познакомился с двумя великими кубинцами эпохи – Че Геварой и Фиделем Кастро. 

Лена Мисакян преподносит скрытые от широкой публики факты из поездок композитора в разные страны и встреч с принцем и принцессой Монако, королевой Великобритании Елизаветой II, непревзойденным актером немого кино Чарли Чаплином. С каждым из них Арама Хачатуряна связывает необычное воспоминание. Композитор был близок и с великими соотечественниками Мартиросом Сарьяном, Аветиком Исаакяном, преклонялся перед гением Комитаса, чувствуя с ним неразрывную связь. Впрочем, он был тесно связан и с армянской народной и ашугской музыкой. 

«Когда другой именитый композитор Арно Бабаджанан узнал, что Арам Хачатурян умер, он сел за рояль и начал играть мелодии ашуга Саят-Новы, чувствуя преемственность в музыке этих двух выдающихся армян», - отмечает Лена Мисакян, рассказ которой об Араме Ильиче можно полностью послушать на канале Youtube по ссылке  https://www.youtube.com/watch?v=UA97J0C50kM&feature=youtu.be&fbclid=IwAR2QA8lcQQLKGVeytr7Yh7wuvdgT_YUH2lyYiJ6xY8eebaj6vyMiVRX_e8c

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИКИ КАШАТАГА В КНИГЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
      2024-04-27 11:14

      "Историко-культурное наследие Нагорного Карабаха в зонах конфликта" - так названа объемная книга-альбом, вышедшая на днях в Ереване на английском языке и презентованная в Музее истории Армении. Мероприятие было приурочено ко Дню памятников и исторических мест и собрало полный зал ереванцев, беженцев из Арцаха, а также занимающихся арменоведением иностранцев - всех тех, кому небезразлична судьба монастырских комплексов, церквей, крепостей, мостов, хачкаров, надгробий с армянскими надписями и других немых свидетелей многовекового присутствия армян на этой древней земле.

    • АРМЯНСКИЙ СЛЕД КИПРА
      2024-04-25 12:06

      Прошедшая в Доме камерной музыки им. Комитаса фотовыставка "Армянские памятники Кипра" вызвала широкий интерес армяно-греческой общественности нашей страны, а также гостей из Кипра, представляющих как армянскую диаспору островного государства, так и его общественно-политические круги. Познакомиться с армянским историческим следом на дружественном Кипре собрались также деятели разных сфер Армении и Арцаха. Среди гостей были глава Международной школы UWC-Дилижан Адам Армански, председатель Армянского национального комитета Кипра Акоб Казанджян, профессор хирургии, бывший член Европарламента, представляющая интересы Армении и Арцаха, Элени Теохарус, профессор, хирург и бывший председатель НС РА Ара Баблоян, Омбудсмен Республики Арцах Гегам Степанян, бывший госминистр Арцаха Артак Бегларян и другие. Выставка сопровождалась концертом: в исполнении музыкантов Государственного камерного оркестра Армении звучали народные, классические и другие произведения двух наших стран. Событие состоялось за несколько дней до Дня памяти жертв Геноцида армян 1915 г., который вместе с армянами больше ста лет назад пережили греки и ассирийцы.

    • Рубен ГАЛИЧЯН: "АЗЕРБАЙДЖАН СТРЕМИТСЯ УСТАНОВИТЬ КОНТРОЛЬ НАД АРМЕНИЕЙ"
      2024-04-25 11:40

      "Подписание мирного договора с Азербайджаном не даст Армении никакой безопасности. Безопасность можно завоевать одним путем - созданием мощной системы вооружений, равной с азербайджанской по своим возможностям. Это позволит противостоять поползновениям "соседей", в противном случае мы продолжим терять территории и суверенитет", - заявил на прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" известный исследователь-картограф, автор многочисленных книг и статей по истории и картографии Кавказского региона Рубен Галичян.

    • Овик АВАНЕСОВ: "ПАМЯТНИКИ СЕЛ ТАВУША БУДУТ СТЕРТЫ, КАК И КАНАЧ ЖАМ В ШУШИ"
      2024-04-24 10:15

      В рамках прошедшей в ЕГУ Международной научной конференции "Война, граница и культура" кавказовед, защитник культуры из Арцаха Овик Аванесов выступил с докладом о задачах сохранения культурного наследия в приграничных зонах РА и связанные с этим вызовы. Он обратил внимание на два главных аспекта вопроса - физическую и нефизическую составляющие охраны памятников культуры и истории. По его мнению, физический аспект, в частности в Тавуше, изменился после эскалации 2014 г. и стал более явным после 44-дневной войны в Арцахе в 2020 г., когда азербайджанские ВС незаконно вторглись и заняли некоторые участки суверенной территории Армении, расположив там боевые отряды. Это стало угрозой не только местному населению, но и историко-культурным памятникам, поскольку и культурные ценности, и люди стали мишенью для вражеских сил.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • "ЖИВУ ИДЕЕЙ СДЕЛАТЬ НАШ МУЗЕЙ ЛУЧШИМ В МИРЕ"
      2023-06-23 10:09

      Точнее, " уже два года живу идеей сделать наш музей одним из лучших в мире в своем роде и вернуть ему былую славу"... Об этом мечтает режиссер, заслуженный деятель искусств Армении и вот уже третий год директор Национального центра эстетики им. Г. Игитяна Ваан БАДАЛЯН. И трюизм "мечтать не вредно" в данном случае кажется неуместным. Потому что в Центре делают все и больше, чтобы мечта стала реальностью.

    • ШУШИНСКИЕ КОВРЫ УЖЕ В СТЕПАНАВАНЕ
      2023-05-23 10:38

      Шушинский музей ковров расширил ареал своего присутствия в Армении. Очередная выставка экспонатов музея открылась на днях в Степанаване, в Доме-музее Степана Шаумяна, при полном аншлаге.

    • ДИПЛОМАТ И ПЕРЕВОДЧИК ОВАНЕС ХАН МАСЕЯН
      2023-01-31 10:44

      Ованесу Хану Масеяну посвящено немало книг, монографий, статей, рассказывающих об огромном вкладе этого публициста-просветителя в искусство перевода. Еще на рубеже ХIХ-ХХ вв. он познакомил широкую армянскую общественность с творчеством Шекспира, Гете, Байрона, Мольера, Хайяма, Тагора и других выдающихся представителей мировой литературы.

    • НОВЫЕ КНИГИ ГЕНРИКА БАХЧИНЯНА
      2022-11-14 09:38

      Известный литературовед и переводчик, доктор филологических наук Генрик БАХЧИНЯН представил на днях свои новые исследовательские труды – пятитомник «Армянская средневековая поэзия» и книгу «Жизнь Саят-Новы». Презентация прошла в Центральной библиотеке им. Аветика Исаакяна при переполненном зале. Поздравить автора с итогами колоссальной работы пришли коллеги, друзья, родные.