Последние новости

ИЗВЕСТНЫЙ ВНУК ТАЛАНТЛИВОГО ДЕДА

Он не впервые приезжает в Армению. Поводом для нынешнего приезда послужилТретий международный фестиваль альта и виолончели имени Генрика и Геронтия Талалянов. Среди именитых участников фестиваля - проживающий ныне в США известный композитор, блестящий пианист и дирижер, внук знаменитого художника Георгия Якулова, чьи работы хранятся в Национальной картинной галерее Армении, - Яков Якулов. С ним мы встретились в дни фестиваля.

- С чего началось ваше сотрудничество с армянскими музыкантами?

- Я приезжал в Ереван еще в 1984 году, когда здесь отмечали 100-летие моего деда. Мне была заказана музыка для юбилейного вечера. Тогда-то я и познакомился с Геронтием Талаляном. Эта встреча произвела на меня такое сильное впечатление, что за несколько дней я написал сольное сочинение для виолончели, которое посвятил и подарил Талаляну. Затем уехал домой, в Москву, а через несколько лет остался на Западе. С тех пор там и живу.

Спустя 22 года в моей бостонской квартире раздался звонок. Молодой голос сказал: "Яков, меня зовут Арам, я сын Геры Талаляна". Так я познакомился с сыном знаменитого виолончелиста, который пошел по стопам своего отца и дяди. Какое-то время он даже жил с нами, а потом уехал учиться в Йельский университет. Прошло очень много времени, и недавно наши пути вновь пересеклись. По его приглашению в прошлом году я приехал на этот фестиваль, на котором он сыграл ту самую пьесу, которую я посвятил его отцу.

Конечно, это великое счастье, что мы спустя долгие годы снова встретились и вместе работаем. И что интересно, оказывается, наши покойные отцы вместе учились и в молодые годы были друзьями.

- Расскажите о вашем отце – Александре Якулове, который работал вместе с Николаем Сличенко в театре "Ромэн" и которого называли цыганским Бароном и цыганским Паганини...
- Мама была оперной певицей, отец – замечательным скрипачом, а его отец – выдающимся юристом в царской России, одним из основателей партии меньшевиков. Эмигрировав, мои предки оказались в Китае. Потом, как и многие другие, они вернулись обратно, не представляя, что их ждет…

В 1948 году, когда отец был студентом консерватории, его арестовали, обвинив в том, что он идеологически разошелся с принятой ЦК ВКП(б) линией в области музыки. Это были годы борьбы с космополитизмом. Молодежь увлекалась джазом, папа играл "Караван" Дюка Эллингтона, за что и поплатился семью годами пребывания в очень страшном лагере. Знаменитый профессор Ямпольский – учитель Ойстраха и других выдающихся скрипачей – послал ему в лагерь скрипку Андреа Амати – безумно дорогую.

- А как такая скрипка дошла до зоны?
- На зоне тогда ценили совсем другие вещи – пропасть могли бы продукты, одежда, а вот до такой скрипки никому не было дела. Через какое-то время отца освободили от работы в шахте. Он стал раздавать мыло в бане и играть на скрипке. Скрипка и спасла впоследствии ему жизнь. После реабилитации папу взяли в цыганский ансамбль. Так он стал цыганским Паганини.

- Что вы хотите сказать своей музыкой, какие идеи в ней главенствуют?
- Пытаюсь в какой-то степени отразить то, что я вижу вокруг, что чувствую внутри. Музыка для меня инструмент, с помощью которого я пытаюсь объяснить себе смысл бытия, задаю вопросы, которые каждый задает себе: кто я, зачем я, что я делаю?..

- И вы нашли ответ хотя бы на один из этих вопросов?
- Ответы не найдены, их никто не может найти…

- Вы автор многочисленных произведений, в том числе балетов, музыки к театральным постановкам и фильмам. Расскажите о вашей музыкальной интерпретации сур Корана, для осуществления которой понадобилось специальное разрешение Исламского совета Бостона.
- Случилось это так. Я сотрудничал с нью-йоркским оркестром и мне была заказана музыка для певца – контртенора. Это очень редкий голос. Работая в зале, где был большой орган, я почему- то вспомнил, что как-то в Иерусалиме слышал крики муэдзинов с минаретов. И когда послушал этого певца, то понял, что тембрально, по краскам эти голоса совершенно совпадают. Так я решил создать вот такое сочинение. Хотя было нелегко, потому что работа с любыми сакральными текстами – это совершенно иная задача.

Музыка получилась немного агрессивной. Но в то же время в ней есть места некоей неги, свойственной всей арабской поэзии. Сочетание этих двух полюсов и дало внутреннюю драматургию всего сочинения. Надо сказать, что впервые сочинение было исполнено в июле 2001 года, а в сентябре в Нью-Йорке случилась трагедия, известная всему миру. Потом многие мои слушатели и друзья говорили, что некоторые места в произведении (конечно, это "красивая" спекуляция, но я не могу не поделиться ею) с точностью напоминают гул самолетных двигателей…

- Интересно, а как слушатели воспринимают это произведение: оно ведь необычное?
- Слушатель всегда разный. Любое искусство должно быть ясным и выражать идею, заложенную в нем, несмотря, может быть, на сложность языка. Если произведение ясное, гармоничное, то даже самый сложный язык трансформируется в эмоциональную энергию, которая так или иначе может взволновать слушателя.

- Почему вы эмигрировали?
- Я не эмигрировал, а остался за рубежом, скорее, убежал из Москвы в 1986 году в Австрию, а потом - в Западную Германию. Я не хотел жить в государстве, которое кроваво расправилось с одиннадцатью членами моей семьи. К тому же я с детства не приемлю никакого вида насилия. Есть вещи, которые нам даются с рождения и никто нас не спрашивает - хотим мы этого или нет: место нашего рождения, время рождения и т.д. И если бы была моя воля, то уж место рождения я бы выбрал явно другое. Конечно, вначале было тяжело. Но я много играл в Европе, в том числе на органе в соборах, работал на радиостанции "Свобода" в передаче "Поверх барьеров" с прекрасными писателями – Войновичем, Зиновьевым. Когда-то мы были вне всякого закона и нас даже оберегала американская служба безопасности. Но теперь уже все в прошлом…

Я благодарен судьбе за все, что она дала мне, даже тогда, когда я страдал. Но все это потом переходило в ноты, в музыку. А это для меня и есть цель моей жизни.

- Армянское гражданство – тоже цель вашей жизни? В прошлый приезд вы сказали, что хотите получить второе гражданство и иметь армянский паспорт. Вы работаете в этом направлении?
- Уже поработал: в ноябре прошлого года мы с женой, корни которой из Карабаха, прилетели из Бостона в Вашингтон и подали документы на получение гражданства в Армянское посольство. Думаю, что уже сейчас они лежат в аппарате президента и ждут своего решения. Никто не сомневается, что оно будет положительным. Это просто вопрос времени.

- А зачем вам армянское гражданство? Вы и так свободны в своем передвижении, что оно даст вам?
- Это зов души и сердца. Вы знаете, здесь, в Армении, я чувствую себя совершенно иначе. Как дома. Это правда, а не просто слова, не риторика. Мне безумно тепло здесь.
 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДМИТРИЙ ХАРАТЬЯН, ГАЙДАЙ И ДОНАЛЬД ТРАМП
      2018-12-24 17:43
      9215

      Всеобщий любимец публики народный артист России Дмитрий Харатьян на днях был гостем Еревана. Он выступил на своем двухчасовом творческом вечере в Доме Москвы. Желающих встретиться с артистом было много. Публика штурмом (в прямом смысле этого слова) брала зал и занимала свободные места в нем, где, кстати, заранее были поставлены дополнительные стулья, - вход был свободным. А те, кому не удалось сесть, рядами выстроились в проходах, расположились по краям сцены и даже расселись прямо на полу перед ней.

    • СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ НАСЧИТЫВАЛ ПОЛВЕКА
      2018-12-14 15:26
      1331

      14 декабря певице мирового класса Гоар ГАСПАРЯН исполнилось бы 94 года. Ее заслуги в области вокального искусства неоспоримы. Но говорить о них мы не будем. Они известны всем. Сегодня мы хотим представить Гоар Михайловну в несколько ином ракурсе.

    • Адам БАРРО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ
      2018-12-10 16:06
      569

      В день трагической даты для армянского народа - тридцатилетия Спитакского землетрясения - 7 декабря в Гюмри в церкви Пресвятой Богородицы (Семь ран) состоялся концерт известного французского оперного певца, выходца из Ленинакана Адама Барро (Мурада Амирханяна).

    • "СПИТАК" - НОВЫЙ ФИЛЬМ О ЗЕМЛЕТРЯСЕНИИ
      2018-12-05 16:15
      1867

      7 декабря - в день 30-летия разрушительного Спитакского землетрясения по телеканалам "Россия-1" и Общественному армянскому телевидению (в 23.15) пройдет премьера художественного фильма "Спитак" режиссера Александра Котта. 29 ноября он вышел в российский прокат и был представлен в Таллине в рамках кинофестиваля "Темные ночи". А до этого успел побывать на нескольких международных кинофестивалях и получить награды:  приз "Серебряный Георгий" 40-го Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу, удостоился такого же приза на открытом Российском фестивале кино и театра "Амурская осень".






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • НАПЕРЕКОР ВРЕМЕНИ
      2018-12-24 17:58
      13814

      Художественные вершины уходящего года Никаких сожалений по поводу исчерпавшего себя года не испытываешь. Бурные политические события в республике вытеснили на обочину художественную жизнь, которая и без того никогда особенно не была в центре внимания властей. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что никакие времена не были расположены к художникам. Еще классик в XIX веке горевал по поводу того, что печальна участь поэтов всех времен. И особенно к ним неласкова власть нынешняя, добавим мы. Серенький, ничем не примечательный в художественно-музыкальном плане год с бедной фантазией и, видимо, такими же возможностями менеджеров и, как водится, с одними и теми же программами.

    • 40 ЛЕТ В СОЮЗЕ С МУЗОЙ
      2018-12-21 16:25
      5040

      Творчески активная осень композитора Нарине Зарифян, связанная с 40-летием ее деятельности, увенчалась авторским концертом, прошедшим на днях в Большом концертном зале им. "Арама Хачатуряна".

    • АРМЕНИЯ НА ВОЛЖСКИХ БЕРЕГАХ
      2018-12-21 16:00
      3678

      Колоритный и многогранный мир армянской культуры, армянских традиций, уходящих в глубь веков и продолжающих жить сегодня, смогли открыть для себя гости фестиваля "Армения - колыбель цивилизации", который прошел 15 декабря в Волгограде.

    • "Безумная полночь": новое руководство "Золотого абрикоса" добавит в программу кинофестиваля "радикальное" кино
      2018-12-18 14:16
      298

      Директор Асмик Ованнисян и руководитель программ международного кинофестиваля "Золотой абрикос" Карен Аветисян рассказали об изменениях в программе фестиваля.