Последние новости

ПРОЩАНИЕ С ЭДВАРДОМ МИРЗОЯНОМ

Ушел последний из могикан

Вчера общественность Армении, многочисленные гости Еревана прощались с выдающимся композитором, общественным деятелем, народным артистом СССР, последним представителем армянской "могучей кучки", великим Гражданином и жизнелюбом Эдвардом Михайловичем Мирзояном. В историю мировой музыкальной культуры он вошел как один из ярчайших представителей армянской композиторской школы, основными чертами которой являются верность национальным корням, гуманизм, стройность, соразмерность и красота. Перефразируя известное выражение, относящееся к философии, можно сказать, что творчество Мирзояна было его временем, выраженным в звуках.

В период, когда Эдвард Михайлович возглавлял Союз композиторов Армении, армянская музыка достигла небывалых высот. Это был настоящий Ренессанс армянской музыкальной культуры. Любопытно то, что Эдвард Михайлович был одним из первых, кто в самое трудное время холодной войны прорубил железный занавес и поехал в США вместе с Квартетом имени Комитаса (А.Габриелян, Р.Давидян, Г.Талалян, С.Асламазян), где в самых престижных залах прошли концерты комитасовцев и где звучал его Квартет. Один из концертов состоялся в Вашингтоне в зале Госдепартамента, после которого композитор и участники Квартета удостоились теплого приема у президента Кеннеди в Белом доме. И это после событий на Кубе, Карибского кризиса!

Про Эдварда Мирзояна нельзя сказать, что он был - и его не стало. Другая жизнь с максимальной вероятностью продолжится в памяти и душах всего народа, в памяти и душах его воспитанников, обученных им не только профессии, но и практике человеческой чести, достоинства и порядочности, практике нетерпимости ко лжи, расчетливости и лицемерию. Продолжится в душах и памяти деятелей культуры, искусства, в которых он прожил долгую интеллектуальную и напряженную жизнь, в душах и памяти его слушателей, которые до последних дней видели его в концертных залах.

Эдвард Михайлович воздвиг себе для нас немало памятников как незаурядная личность, как композитор, как организатор творческого процесса и условий для расцвета армянской музыки, как Учитель, сумевший стать для каждого из своих воспитанников близким человеком, у которого учились профессии и умению обретать надежные опоры духа - терпимость, выдержку, доброту.

Наталия ГОМЦЯН

Эдвард Мирзоян с Арно Бабаджаняном и Левоном ЧаушяномЭто целая эпоха

- Эдвард Мирзоян - это целая эпоха в нашей культуре, в нашей жизни. С его именем связаны блестящие победы и достижения армянской музыкальной культуры. Это выдающаяся личность, не имеющая, пожалуй, себе равных в нашей современной действительности.

ДЛЯ МЕНЯ ЭДВАРД МИХАЙЛОВИЧ БЫЛ И ОСТАЕТСЯ ВЕЛИКИМ УЧИТЕЛЕМ, у которого я учился не только творчеству, но и жизненной философии, отношению к явлениям, людям. Эдвард Михайлович ушел в бессмертие, оставив следующим поколениям слушателей свою прекрасную музыку, оставив веру в победу Добра, Справедливости. Оставив безграничную любовь к своему народу и Родине.

Левон ЧАУШЯН, композитор, заслуженный деятель искусств РА, председатель Армянской музыкальной ассамблеи

Он всегда был рядом с нами...

- Человек. Армянин. Гражданин. Композитор. Учитель. Друг. Мудрец. И еще много определяющих образ Эдварда Михайловича слов может сказать каждый, кто знал его многие годы, творил или работал рядом с ним или даже встречался с ним всего один раз.

ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ не только Симфонией, Квартетом, инструментальными и вокальными сочинениями, вошедшими в сокровищницу мировой музыки, многолетним руководством Союзом композиторов, но и жилыми домами для композиторов, Домом творчества "Дилижан", Залом имени Бетховена и Фондом Мира, воспитанием нескольких поколений армянских композиторов. Вот таким жив Эдвард Мирзоян в каждом из нас, в том числе и во мне.

Да, еще вот что: он, вопреки распространенной фразе, был воплощением Добра без кулаков.

Мартын ВАРДАЗАРЯН, композитор, народный артист РА, почетный гражданин Еревана

С Арамом Хачатуряном и Тихоном ХренниковымОн пробивал дорогу новому

- ...Где-то в конце 70-х на Всесоюзном смотре сочинений совершенно возмущенный Тихон Хренников выговаривал Лазарю Сарьяну:

- Что за музыку пишут ваши композиторы?!

- Тихон Николаевич, они же ищут...

- Что за поиски такие?!

Сразу после этого в печати появились разные статьи, может быть, не совсем на уровне Постановления 1948 года, но вполне в этом духе... Мирзоян этого так не оставил. Буквально через пару месяцев он объявил первому секретарю СК СССР, что наши композиторы перестроились и пишут уже совершенно другую музыку. Предложив убедиться в этом лично, он пригласил Хренникова в Дилижан и, вызвав срочно всех нас туда, приказал в точности повторить программу прошлого концерта. Мы с виолончелисткой Медеей Абрамян, исполнявшей мое сочинение, взяли такси и, приехав, увидели застолье в честь Тихона Николаевича. Уже после обильной трапезы Мирзоян объявил: "А теперь перейдем к концертной части нашей программы". Мы повторили весь концерт нота в ноту, и прозвучал вердикт:

- Ну вот это уже совсем другое дело...

На мой взгляд, это дипломатический шедевр Мирзояна, который реабилитировал и нас, и себя в качестве руководителя СК Армении. Беря всю тяжесть ответственности в насквозь заидеологизированной советской системе руководства искусством, он как человек, фанатично преданный музыке, исподволь протаскивал Музыку, беззаветно ей служил и делал все, чтобы ничего не мешало ее естественному, нормальному развитию. Никто не мог бы справиться с этой сложнейшей задачей так, как это удалось именно ему.

Главное, чего он не прощал, - нечестность, он умел чувствовать фальшь в человеческих отношениях и как истинный музыкант не терпел ее.

Рубен САРКИСЯН, композитор, лауреат Государственной премии РА

Мирзоян был основателем армянской композиторской школы.Он вызывал любовь

- Эдвард Михайлович Мирзоян вызывал к себе не только чувство безграничного уважения, восхищения талантом, личностью, но и любовь.

ЭТО МЕШАЕТ ОФОРМИТЬ СЛОВА ПРОЩАНИЯ. Признание в любви? Наверное, он предпочел бы это услышать от нас... От каждого лично и от всего народа. И под крылом этого чувства мы будем говорить и рассуждать о том огромном вкладе в жизнь армянского народа, который он внес всей своей жизнью, творчеством, общественной деятельностью, педагогикой, покровительством, участием... Тут нужна подробная документация фактов, его поступков, его усилий и свершений. Каждый из знающих его близко мог бы много рассказать об этом.

Уже написаны книги, множество статей, его библиография переполнена восторженными отзывами и мудрыми размышлениями о нем, о его жизни, призвании, умении быть лидером, подлинным и смелым общественным деятелем. Но он та фигура в жизни армянского общества, да и в современном музыкальном мире, к которой снова и снова будут обращаться те, кто захочет рассказать о времени, в которое он жил.

А это было замечательное время! Время становления новой армянской культуры, становления той государственности, в которой культура играла ключевую роль. Так вот Эдвард Мирзоян был одним из основоположников этой культуры и этой государственности. Он был основателем армянской композиторской школы, которая смело и ярко заявляла о себе на всех музыкальных сценах мира. Его ученики - Аида Аветисян, Сергей Агаджанян, Степан Джрбашян, Хачатур Аветисян, Дживан Тер-Татевосян, Константин Орбелян, Авет Тертерян, Мартын Вардазарян. Армен Смбатян, Арам Сатян, Левон Чаушян, Вагаршак Закарян, Ваче Шарафян и другие унаследовали от него как раз это общественно значимое понимание места композитора в жизни народа, поэтому они и становились лидерами в контексте своей жизни и своей деятельности.

Эдвард Мирзоян вместе с профессиональным мастерством воспитывал в своих учениках мужество. Он сам был воплощением этого. И в то же время в его характере, как и в творчестве, была другая грань - утонченное мировосприятие, любовное созерцание прекрасного, какое-то трепетное отношение к миру, упоение жизнью. Эти чувства как-то особенно рельефно проявились в его последних произведениях для голоса, для хора, написанных на великие поэтические тексты, вдохновившие, восхитившие его. Так восторженно и мудро он расписался в своем завещании. Нам остается прислушаться к нему...

Маргарита РУХКЯН, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РА

Эдвард Михайлович был невероятно демократичен и открыт для восприятия нового в мире, связывал людей разных поколений, несхожих характеров, художественных убеждений.Жизнелюб

- Человек широчайшей души, жизнелюб, творец и патриот, создатель, чьим умом и энергией создан Дом творчества "Дилижан".

ЭДВАРД МИРЗОЯН СДЕЛАЛ ОЧЕНЬ МНОГО ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ АРМЯНСКОЙ КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ и для ее высокого авторитета во всем мире. Он был для всех нас отцом, другом и педагогом. Он любил новую музыку, пробивал дорогу тем новым явлениям отечественной культуры, которые не укладывались в рамках общепринятого. Эдвард Михайлович был невероятно демократичен и открыт для восприятия нового в мире, связывал людей разных поколений, несхожих характеров, художественных убеждений. Его уникальный дар общения, убеждения помогал людям жить, работать, обретать уверенность в себе и в избранном деле.

Константин ПЕТРОСЯН, композитор

Он был подлинным сыном Армении

- Армения потеряла одного из своих талантливых сынов. Как музыкант, как гражданин и патриот, он был искренним сыном Армении. В течение 40 лет своей подвижнической работы в Союзе композиторов Армении Эдварду Михайловичу удалось вместе со своими талантливыми друзьями - замечательными композиторами и музыковедами поднять престиж армянской музыкальной культуры еще на одну ступень, достойную нашего древнего талантливого народа.

КАК КОМПОЗИТОР, ОН СОЗДАЛ МЕНЬШЕ, ЧЕМ МОГ БЫ В СООТВЕТСТВИИ СО СВОИМ ТАЛАНТОМ ОТ БОГА, но некоторые его произведения, прославленные на весь мир Симфония, Квартет, явились этапом в развитии армянской музыки в этих жанрах.

Еще при жизни Эдвард Мирзоян воздвиг себе памятник - Дом творчества "Дилижан". Побывав там, великий английский композитор Бенджамин Бриттен заметил: "Завидно быть армянским композитором. Английские композиторы мечтали бы о таких условиях творчества".

Не ради красного словца, я бы назвал его сыном Природы. Когда в Дилижане надо было построить дорогу, ведущую к Залу имени Бетховена, организации по охране природы категорически были против рубки тысяч деревьев. Эдвард Михайлович обязался вместо каждого вырубленного дерева посадить тысячу. В итоге - посадили 1,5 миллиона. Известно ли, что этот сеющий прохладу лес - рукотворный, мирзояновский?

Несмотря на состояние здоровья, Эдвард Михайлович до последнего дня участвовал в творческой жизни Армении: преподавал в консерватории, присутствовал на концертах, интересовался творческой судьбой своих воспитанников и коллег.

Буквально за несколько дней до своей кончины, преодолевая невероятные сложности с речью, он произнес: "Первая твоя песня - "Лирическая" (на стихи Шираза), можешь ли назвать вторую?" Я ответил, что написал два романса на стихи Сильвы Капутикян. "Вторая твоя песня - "Гюмри - Ленинакан", - сказал Эдвард Михайлович. - Именно после этих двух песен я тебе неоднократно говорил, что можешь больше ничего не писать".

Художники приходят и уходят, но в истории армянской музыки останется славной страницей именно творчество армянской музыкальной "могучей кучки" - Арно Бабаджаняна, Адама Худояна, Лазаря Сарьяна, Александра Арутюняна, Эдварда Мирзояна. Ушел последний из могикан.

Владлен БАЛЬЯН, композитор, народный артист РА

Наши сердца полны боли и горечи утраты

- Трудно, очень трудно поверить, что больше нет с нами величайшего музыканта и неутомимого общественного и культурного деятеля, всеми любимого композитора Эдварда Мирзояна...

БУДТО ТЫСЯЧЕЛЕТНИЙ ДУБ РУХНУЛ... Рухнул так же героически, как и жил, особенно в последние годы. Как герой, он боролся со смертью, боролся за жизнь так, как он это делал в своих произведениях и общественной деятельности. И казалось, что он, как всегда, останется непобежденным. А жизнь последних месяцев была просто борением, когда складывалось впечатление, что смерть пришла раньше, чем его последний вздох...

Сегодня он вошел в историю армянской культуры, в одном ряду с великими занял свое достойное место и будет отныне сверху улыбаться нам и грядущим поколениям. Он продолжит Новую Жизнь с нами, на сей раз своими бессмертными произведениями и с их помощью продолжит свои беседы с нами и теми, кто придет после, как это он любил делать при жизни.

А теперь мы остались в одиночестве...

И нет в мире никого, кто мог бы заменить Мирзояна не только в искусстве, но и в обыденной жизни.

Где бы мы ни были, в концертных залах или дилижанском Доме творчества композиторов - Эдуардоване, - все равно будем испытывать одно и то же чувство.

Мы все осиротели...

Эрванд ЕРКАНЯН, композитор, заслуженный деятель искусств РА, лауреат Госпремии РА

Последний столп

- Перестало биться сердце последнего представителя армянской "могучей кучки", последнего из пяти столпов - Эдварда Мирзояна.

В ЭТИ ПЕЧАЛЬНЫЕ ОСЕННИЕ ДНИ ЗВУЧАТ СЛОВА СОБОЛЕЗНОВАНИЯ И БЛАГОДАРНОСТИ, публикуются биографические данные, перечисляются звания, регалии, творческое наследие и ученики. Многим хочется поделиться впечатлениями об Эдварде Михайловиче, незаурядной творческой личности, выпуклой и яркой фигуре современности.

Замечательный композитор и педагог, музыкальный и общественный деятель, народный артист СССР и Армении, Эдвард Мирзоян жил и творил в XX и XXI веках. Думаю, нам, его современникам, посчастливилось жить в одну эпоху с одним из ярчайших представителей армянской музыкальной культуры. Считаю подарком судьбы, что мне довелось быть близко знакомым с Эдвардом Михайловичем, более того - к его 90-летию снять документальный фильм об этой уникальной личности, приоткрыть потаенные уголки богатейшего внутреннего мира Маэстро.

Сегодня можно с грустью констатировать, что с уходом Мирзояна закрылась страница, завершен важнейший этап развития отечественного музыкального искусства.

Но сила искусства - в его бесконечности. С остановкой сердца жизнь не прекращается. Духовное наследие творца живет и завоевывает новые человеческие сердца. Вслед ушедшим устанавливают бюсты и памятники, называют улицы, школы, залы, организуются конкурсы, снимаются передачи и фильмы, пишутся статьи и книги...

С 5 октября 2012 года начался отсчет ухода в вечность нашего современника, ставшего уже при жизни национальной ценностью - Эдварда Михайловича Мирзояна.

Армен САРКИСЯНЦ, дирижер, режиссер

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МЫ ГОРДИМСЯ ИМИ
      2016-12-26 12:35
      4194

      В преддверии Нового года мы хотим представить четырех музыкантов, наших соотечественников, которые сегодня творят далеко за пределами нашей страны. Хотя все они разные, у них есть много общего. Они - фантастически талантливы и, несмотря на молодость, занимают ведущие места на мировом музыкальном Олимпе. Мы их любим и гордимся ими, в отличие от нашего первого президента республики, предметом радости которого является, по его признанию, только футболист Генрих Мхитарян. 

    • РАССКАЗ БРЭДБЕРИ ВПЕРВЫЕ НА РУССКОМ
      2016-12-21 14:24
      2677

      Читая сборник рассказов Рэя Брэдбери "Мы - плотники незримого собора", впервые вышедшего недавно на русском языке, отчетливо слышишь мелодию, явно звучащую с первых же строк, сразу вводящую нас в атмосферу непередаваемо своеобразной интонации писателя,  в фантастический мир классика американской литературы. Автор перевода с английского (он же и автор послесловия, и составитель) Арам Оганян проникается мироощущением, манерой, оптимистическим характером переводимого писателя и по мере сил передает это мироощущение и стиль средствами русского языка. 

    • ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АККОРД ФЕСТИВАЛЯ
      2016-12-19 15:48
      4513

      Заключительный аккорд Международного фестиваля "Ереванские перспективы-2016" получился мощным и впечатляющим. Он завершился двумя встречами с музыкантом универсальной творческой одаренности Борисом Березовским, пианистом, который относится к тем редким исполнителям, что с первыми звуками своего инструмента предельно обостряют слух, эмоционально встряхивают слушателя и не отпускают его до последней ноты. И в который уже раз фестиваль подтвердил: поиски его руководителя Степана Ростомяна и главного менеджера Соны Ованесян плодотворны и интересны. Портрет фестиваля и в этом году получился, как и всегда, ярким и неординарным.

    • НА КОНКУРСЕ "БОЛЬШАЯ ОПЕРА"
      2016-12-14 14:33
      3445

      Уже прошло то время, когда почти каждый международный исполнительский конкурс привлекал пристальное внимание музыкальной общественности. За последние несколько десятилетий в разных странах, на разных континентах родилось такое множество самых разнообразных соревнований, что даже составить более или менее полный их перечень сейчас никому не под силу.             Естественно, они помогают выявить новые таланты одновременно, однако происходит и инфляция - как самих конкурсов, так и лауреатских лавров, которыми венчают они молодых артистов. Лишь немногие, действительно значимые соревнования, имеющие прочные традиции и стабильно высокий художественный уровень, заслуживают серьезного внимания музыкальной общественности: об остальных - а их не то что десятки - сотни! - не стоит подчас и упоминать.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • 10 лет как нет Гранта Динка
      2017-01-19 13:14
      98

                     Сегодня, 19 января, исполняется 10 лет со дня убийства главного редактора издающейся в Стамбуле армянской газеты «Акос» Гранта Динка. Он являлся одним из самых известных армян Турции и, несмотря на звучавшие в его адрес многочисленные угрозы, всегда оставался спокойным и уравновешенным. 

    • И ФИЗИК, И ЛИРИК, И ЭРУДИТ
      2017-01-16 14:57
      530

      Георгий Ашотович Галечян - человек в научных кругах известный. Ленинградский политехнический институт он окончил еще в 1959 году. Работал в Физико-техническом институте им. А.Ф.Йоффе, занимался проблемой термоядерного синтеза. Позже в Ереване защитил в 1975 году кандидатскую диссертацию. Докторскую - в 1984-м, в Институте атомной энергии им. И.В.Курчатова. Автор более 200 научных публикаций, Галечян является и признанным эрудитом в области литературы и искусства. Собирает материалы о жизни выдающихся деятелей культуры. Его перу принадлежат сборник публикаций "Физики и лирики", "Энрико Карузо - великий тенор". В конце прошлого года вышла в свет книга "Федор Шаляпин. Король вокала".

    • КРАСИВАЯ МУЗЫКА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
      2017-01-16 14:14
      301

      Люди, которые бывали в Лос-Анджелесе, уверяют, что это красавец-город, в котором живут около пяти миллионов человек самых разных национальностей. Для справки: белое население города составляет 29%. Это армяне, евреи, немцы, ирландцы, англичане, итальянцы. На армянском языке говорит примерно 2% населения города. Примерно половина населения - латиноамериканцы, а еще азиаты, афроамериканцы, индейцы. И все они живут по своим обычаям, согласно своему воспитанию, привычкам, жизненным принципам. Кто-то считает Лос-Анджелес огромным муравейником, а кто-то зоопарком. И среди вторых Паруйр ПАНОСЯН, больше известный в мире музыки как диджей Бей-Ру.

    • МЫ ГОРДИМСЯ ИМИ
      2016-12-26 12:35
      4194

      В преддверии Нового года мы хотим представить четырех музыкантов, наших соотечественников, которые сегодня творят далеко за пределами нашей страны. Хотя все они разные, у них есть много общего. Они - фантастически талантливы и, несмотря на молодость, занимают ведущие места на мировом музыкальном Олимпе. Мы их любим и гордимся ими, в отличие от нашего первого президента республики, предметом радости которого является, по его признанию, только футболист Генрих Мхитарян.