Последние новости

СПОСОБСТВУЯ ДУХОВНОМУ ЕДИНЕНИЮ

Сурово и строго, плечо к плечу стояли хористы, сурово и строго произносили скупые, веками отобранные слова, скрепленные простой и веками выверенной мелодией. Сколько лет и сколько раз, затаив дыхание, внимают люди этим древним песнопениям, видят свой исход в этой тяжбе добра и зла. Сквозь толщу веков из темных подвалов бытия доносятся до нас эти древние песни.

Духовные песнопения - всего лишь часть концерта, прошедшего недавно в самой большой армянской церкви на Восточном побережье США - "Святой троице" в Бостоне. Этот праздничный рождественский концерт перед Новым годом был приурочен к 20-летию членства Армении в ООН. За 15-20 минут до начала мероприятия огромная церковь была переполнена.


Необычное многолюдье, чуткая слушательская реакция, интерес к личности каждого из выступающих проявлялись на протяжении всего вечера. На концерте среди присутствующих были деятели армянской культуры диаспоры, официальные лица - постоянный представитель Армении в ООН Карен Назарян, первый посол Армении в США Рубен Шугарян, который ныне преподает в Тафтском университете Бостона, где учились многие видные дипломаты мира. С особым энтузиазмом была встречена телеграмма министра культуры РА Асмик Погосян, которая, поблагодарив за приглашение, отмечала выдающуюся роль этого мероприятия, способствующего национальному единению. Рождественские концерты проводятся более 45 лет и являются самым большим армянским культурным мероприятием Бостона.

Концерт в БостонеНасыщенная программа состояла из новогодних, рождественских песнопений, а также произведений западноевропейских и армянских авторов. Исполнение реквиема "Ктадер" Александра Арутюняна было посвящено памяти недавно ушедшего из жизни армянского иерусалимского патриарха Торгома Манукяна. Он прозвучал в исполнении знаменитого хора и оркестра "Ереван" под управлением Константина Петросяна. Хор покорил также исполнением старинных армянских песнопений "Хорурд Мец" Мовсеса Кертога (VI в.), "Аравот Лусо" Нерсеса Шнорали... Очень тепло была воспринята премьера нового сочинения Константина Петросяна "Вокализ" для голоса, оркестра и хора, где в качестве солистки выступила меццо-сопрано Виктория Аветисян, удостоившаяся долгих восторженных аплодисментов. Свое новое сочинение композитор посвятил памяти организатора хора и оркестра "Ереван", вардапета Ошакана Минасяна. В блестящем исполнении солиста Метрополитен-опера Егише Манучаряна (тенор), хора и оркестра прозвучала знаменитая песня Петросяна "Айастан". С особым вдохновением Егише исполнил также гимн "Панис Анджеликус" С.Франка, "Аллиллуйя" Моцарта была исполнена Нуне Карапетян. Торжественный вечер завершился хоровой мессой Генделя.

По отзывам прессы, этот вечер покорил не только армянских слушателей, но и присутствующих в зале американцев. "То, что мы услышали, произвело глубокое впечатление", - так отозвался один из них, отмечая высокое мастерство армянских артистов, красоту и богатство национальных мелодий.

"Я очень благодарен организаторам этого концерта и в первую очередь - Константину Петросяну, истинному патриоту и профессионалу, человеку неуемной энергии, успешно продолжающему замечательные традиции основоположника хора и оркестра "Ереван" вардапета Ошакана Минасяна", - отметил после концерта Рубен Шугарян.

Этот хор многие годы пропагандирует в США армянскую духовную музыку, творения средневековых композиторов, песни, хоровые сочинения. Многие произведения армянских авторов впервые исполнялись именно этим коллективом. После кончины вардапета Ошакана Минасяна руководство хором было предложено известному армянскому композитору Константину Петросяну, который до отъезда в США, куда он приехал для работы по контракту, вел в Ереване активную общественную и творческую деятельность: преподавал теоретические дисциплины в музыкальном училище им.Р.Меликяна, был дирижером эстрадно-симфонического оркестра телевидения и радио Армении, директором музыкального центра Союза композиторов Армении. В 1984 году организовал первый ежегодный фестиваль камерной музыки в Ереване, обменные концерты армянских и зарубежных композиторов. В 1990-1993гг. был заместителем председателя Фонда мира Армении, способствовал оказанию материальной помощи деятелям культуры, проведению первого фестиваля музыкальных премьер.

По словам композитора, уезжая в США на работу по контракту в середине 90-х годов, он не покидал родину, так как сохранил квартиру в Ереване, является гражданином Армении, членом Союза композиторов и Армянской музыкальной ассамблеи. Что касается его контракта, то, учитывая успешность его работы, его сделали постоянным до тех пор, пока он сам или пригласившая сторона по тем или иным причинам не прервет его.

С момента отъезда в США он работает в качестве музыкального руководителя в церкви Св. Саака и Месропа г.Провиденса штата Род-Айленд. Но работа К.Петросяна этим не ограничивается. Он руководит еще отделом по культуре армянской общины Провиденса. Это обширная и разнообразная работа, если учесть культурную жизнь диаспоры. В комиссии по культуре состоят люди разных профессий, в обязанности которых входит пропаганда армянского искусства. За годы работы К.Петросяна в США организовано и проведено множество мероприятий, концертов, выставок, кинопросмотров. Приоритетным является представление аудитории достижений искусства Армении. Благодаря энтузиазму Петросяна в Род-Айленде организован и проведен первый армянский музыкальный фестиваль с участием солистки Метрополитен-опера Лусин Амара и концерты известных певцов Барсега Туманяна, Константина Симоняна, народных артистов Армении Ованеса Бадаляна, Папина Погосяна, скрипачей Виктора Хачатряна, Катрин Манукян (Канада), композиторов Левона Чаушяна, Айка Бояджяна, Мартина Вартазаряна, хора Ереванской консерватории под управлением Ованеса Мирзояна, хора "Маленькие певцы Армении" (худрук Т.Экекян), стипендиатов фонда "Новые имена", премьера фильма Вигена Чалдраняна "Жрица", выставки картин современных художников Армении... Всего не перечислить.

Благодаря этим акциям соотечественники за рубежом убедились, что музыкальная жизнь Армении отличается чрезвычайным многообразием, талантом исполнителей и творческим подходом к делу. С исполнением своих сочинений он выступал в нью-йоркском Карнеги-холл (1990, 1997гг.), причем на одном из них вместе с "Трио" Давида Азаряна, Татевик Ованесян и другими, несколько раз - в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Особенно значимым был концерт, состоявшийся в 2007 году в Монреале, посвященный 100-летию Всеармянского благотворительного фонда, где композитор дирижировал монреальским симфоническим оркестром FACE с участием армянских солистов и хоров. Кроме того, при содействии ереванского Центра искусств "Нарекаци" вышел альбом с записями его камерных сочинений. В последние годы произведения Петросяна исполнялись на фестивалях Союза композиторов и Музыкальной ассамблеи Армении. В Армении прозвучали несколько новых произведений композитора, а также его Концерт для голоса с биг-бендом.

Круг творческих интересов композитора довольно широк: от камерных инструментальных произведений, вокальных циклов до симфонии. Перу Петросяна принадлежат концерты, оркестровые пьесы, эстрадная и хоровая музыка, песни на слова армянских поэтов, музыка для театра и кино. Среди известных сочинений - Струнный квартет, Квинтет для деревянных духовых инструментов, сыгранный в Армении и Москве, Соната для трубы и фортепиано, которая была исполнена на фестивале в Бордо и, по откликам критики, по праву заняла свое место среди произведений камерной музыки, хоровой цикл "Родные перезвоны" и другие.

Особенно примечателен его Концерт для голоса и джазового оркестра, написанный в 1984 году, впервые исполненный биг-бендом Литовской консерватории под руководством известного джазового музыканта Владимира Чекасина. Сотрудничество армянского композитора, великолепной певицы Татевик Ованесян и литовского оркестра дало блестящий результат. Концерт имел большой успех в Каунасе, Вильнюсе, Риге. Мгновенно разошлась и пластинка с записью концерта.

- Живя свыше 15 лет в США, я заметил, что армянская диаспора имеет все еще слабое представление о художественном наследии Армении, о том, что отличает ее культуру сегодня, - говорит К.Петросян. В свою очередь и в Армении недостаточно знают культуру диаспоры. Раньше это можно было объяснить отсутствием контактов, а сейчас, когда есть неограниченные возможности для контактов на разных уровнях, мы используем не весь потенциал. В этом смысле прекрасно, что у нас проводится фестиваль "Одна нация - одна культура". Мне кажется, что все еще недостаточно используются профессиональные зарубежные импресарио. Необходимо выйти на директоров крупных зарубежных фестивалей, конкурсов, пригласить их в Армению персонально, как это умеют делать наши соседи. Вот уже несколько лет в афишах престижного международного фестиваля в Нью-Йорке мы видим имена грузинских артистов, композиторов, да и не только грузинских. А наших нет. В этом направлении нужна огромная целенаправленная работа с использованием потенциала диаспоры. Наше культурное поле сужается из-за нашей же нерасторопности. Вот почему наши талантливые авторы недостаточно широко известны в диаспоре. Уверен, взаимное обогащение сыграет свою важную роль в деле укрепления связей, в единении нации. И чем раньше это произойдет, тем лучше для всех.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      197

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • А ШУМА - ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ !
      2018-12-12 15:25
      149

      Заметки о современной песне "Люди, слепо следующие западной моде, хотят быть оригинальными. Нормальная музыка их перестает устраивать. Они ищут звуков изощренных, песен загадочно-непонятных, в которых одна и та же музыкальная фраза иногда вдалбливается раз двадцать подряд. И получается нечто вроде испорченной грампластинки. В этой назойливости им чудится что-то исключительно новое и оригинальное. Они даже и не подозревают, что новизна и оригинальность произведения заключаются не в усложненных вывертах, а в содержании. Создаются эти песенки на один манер, по определенному штампу. И хотя они написаны различными авторами, но выглядят все, как братья-близнецы. Их роднит однообразие, унылость, отсутствие национальной основы и яркой мелодии. Но зато шума - хоть отбавляй".

    • С ЛЮБОВЬЮ К ВЕЛИКОМУ ИМЕНИ
      2018-11-30 16:13
      1895

      Завершился VI Международный фестиваль имени Арама ХАЧАТУРЯНА Независимо от политической ситуации в стране осень в Ереване всегда богата художественными событиями. Но слушать в сумасшедшем темпе такое обилие музыки нелегко. Не вполне придя в себя от вечеров Международного фестиваля классической музыки, проводимого руководством филармонического оркестра и талантливым виолончелистом Александром Чаушяном (Великобритания), и концертов других фестивалей, как тут же стартовал VI Международный фестиваль им. Арама Хачатуряна.

    • ХУДОЖНИК С БИЛЕТОМ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ
      2018-11-19 15:04
      2548

      Он относится к тому типу современных художников, которые, независимо от политической погоды в стране, занимаются исключительно искусством. Народный художник, лауреат Государственной премии РА, действительный член Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, почетный член Российской академии художеств, Фараон МИРЗОЯН изумляет нас гармоничностью и плодотворностью своей деятельности.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37
      124

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      197

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • РАЗРУШЕННОЕ ЗДАНИЕ - ВО ВСЕМИРНОМ СПИСКЕ ЛУЧШИХ
      2018-12-12 15:28
      217

      Десятилетиями мы безжалостно разрушали памятники архитектуры. А вот за рубежом их не только помнят, но и постоянно вносят в списки лучших сооружений, награждают премиями. Даже те, по которым прошелся бульдозер архитектурной власти последних десятилетий.

    • А ШУМА - ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ !
      2018-12-12 15:25
      149

      Заметки о современной песне "Люди, слепо следующие западной моде, хотят быть оригинальными. Нормальная музыка их перестает устраивать. Они ищут звуков изощренных, песен загадочно-непонятных, в которых одна и та же музыкальная фраза иногда вдалбливается раз двадцать подряд. И получается нечто вроде испорченной грампластинки. В этой назойливости им чудится что-то исключительно новое и оригинальное. Они даже и не подозревают, что новизна и оригинальность произведения заключаются не в усложненных вывертах, а в содержании. Создаются эти песенки на один манер, по определенному штампу. И хотя они написаны различными авторами, но выглядят все, как братья-близнецы. Их роднит однообразие, унылость, отсутствие национальной основы и яркой мелодии. Но зато шума - хоть отбавляй".