Последние новости

ВСЕ УХОДЯЩЕЕ УХОДИТ В БУДУЩЕЕ...

После своего знаменательного юбилея - 90-летия, композитор прожил еще год. Какая хорошая жизнь - долгая, бурная, с толком прожитая. Все было в ней - ранняя слава, премьеры произведений, почетные звания, ордена и премии, неслыханная популярность, никем не оспариваемый ранг патриарха советской армянской музыкальной культуры. Рядом всегда были его жена - Ирина Оденова, рука об руку с которой он шел все эти годы, дочь Ирина, внучка. Были друзья на всех континентах. Еще было то, что можно считать истинным подарком судьбы - счастливое свойство сиюминутно воспринимать радость бытия. Было свое особое место на этой планете, а вернее, своя микро-Вселенная - Армения, которую он никогда не уставал воспевать и прославлять.

При всей своей индивидуальности, избранности судьбы, а в чем-то он был ее баловнем, не обойденный вниманием ни слушателей, ни критиков, ни вождей, Александр Арутюнян предстает в своих прозрениях и заблуждениях, идеалах и иллюзиях типичным представителем своего поколения. Он был сыном своей страны и своего времени. Его талант был рожден XX веком. Мир, который он создал своим искусством, - не только в стремительных ритмах, железном грохоте, динамике и силе, но и в безграничной любви к человеку, великому во все времена.

Время укрупняет, делает более рельефными черты характера, на лице запечатлеваются страсти, которыми жил человек. Годы, перенесенные невзгоды не лучшим образом сказываются на внешнем облике. Абсолютным исключением из общего правила были Арам Хачатурян и Александр Арутюнян. Годы сделали их лица более выразительными, значительными и интересными, по-мужски более красивыми именно на склоне лет. Что-то рыцарское было в облике Арутюняна, отчеканенном временем. Худой, высокий, с величественной осанкой, он был неизменно деликатен и приветлив, с иронией относился к своим физическим недугам. Как это ему удалось - прожить почти век, циничный и безжалостный, и сохранить то, что дано было с рождения, что было впитано вместе с великим и безграничным искусством!

Александр Арутюнян был истинным творцом. Он создавал не только изумительную музыку, но и чудесную гармонию вокруг себя. В его благородной, великодушной натуре огромный музыкальный талант сочетался с особым человеческим талантом: он умел разбудить и укрепить творческие силы в других людях.

Судьба оказалась на редкость щедрой к нему, дав соприкоснуться едва ли не со всеми значительными, ключевыми событиями, которыми был так богат наш бурный, тревожный, грозный XX век. Одним из немногих он естественно перешагнул из давней жизни в реальность XXI века. Без малого целый век он был со своим народом, являлся одним из тех, кто строил великое искусство, кто самую жизнь свою прожил необыкновенно и страстно, крупно и безоглядно.

Творчество Арутюняна так же своеобразно, богато и многолико, как и выдвинувшая его эпоха. На пути композитора встречались самые выдающиеся деятели мирового искусства. Жизнь сталкивала его с художниками разных стран, эпох, миров - Александром Спендиаровым, Арамом Хачатуряном, Мартиросом Сарьяном, Дмитрием Кабалевским, Георгием Свиридовым, Генрихом Литинским, Родионом Щедриным, Мстиславом Ростроповичем, Гарзу... Одной из счастливых встреч, которую ему подарила судьба, была встреча с великим Дмитрием Шостаковичем. Александра Григорьевича покоряли широта и размах таланта этого необыкновенно обаятельного человека, гениальной личности, Художника. Их связывали долгие годы дружбы и взаимная симпатия.

А сколько радостных мгновений открыли Арутюняну дружба и многолетнее общение с самыми близкими ему людьми - Эдвардом Мирзояном, Арно Бабаджаняном, Лазарем Сарьяном, Адиком Худояном! Именно эту пятерку композиторов кто-то остроумно окрестил "могучей кучкой" Армении. Все они в свое время получили достаточно широкое признание в мире и вошли в историю музыки XX века как крупнейшие композиторы. Их жизненный путь притягивал редкой духовной полнотой и теми личными качествами, которые выразились в характеристике современников, назвавших их "художественной совестью" нашей эпохи. Все они имели колоссальное влияние на атмосферу отечественной музыки.

На ярком фоне выдающихся личностей XX века фигура А.Арутюняна не отступала на второй план. Его яркая самобытность не растворилась ни в обилии незабываемых встреч, ни в поездках по крупнейшим столицам мира, где он был самым популярным посланцем армянской музыки. Там композитора встречали многочисленные поклонники его музыки, президенты и премьер-министры, общественные деятели. И это неудивительно: культовые фигуры на то и культовые, чтобы интерес к ним распространялся всюду, не слабея с годами.

"Большое видится на расстоянии" - эти есенинские слова как нельзя лучше подходят к характеристике жизни Арутюняна: с течением времени масштаб его личности и творчества видится все более отчетливо. Он до мозга костей был армянским национальным художником, трепетно любил Армению со всеми ее проблемами и бедами. От жизни страны он не отстранялся и не мыслил жизни в другом месте. Споры, в которые он неоднократно ввязывался, всегда имели благородную цель - защитить базовые ценности искусства, наши исторические завоевания, оживить нашу память, чтобы не затерялась в ней чья-то драматическая судьба.

Счастлив тот, кто на склоне лет успевает заново пережить свою жизнь, вспоминая ее подробно и благородно. Свои мемуары Александр Григорьевич опубликовал в 2000 году. Это собрание пестрых и живых рассказов о превратностях судьбы, о премьерах своих сочинений, о многочисленных талантливых исполнителях, об удачах и потерях, о встречах со множеством людей. Но не все вошло в эту книгу. Жена композитора Ирина Оденова бережно хранит множество материалов, откликов с премьер его сочинений, исполненных за рубежом.

"Вспоминаю Кемерово и концерт, на котором звучала Ваша соната для скрипки и фортепиано. Это незабываемо. Это подлинное искусство, согретое большим вдохновением. Это было украшением нашего пленума. Многогранность таланта - ваша особенность" - писал из Москвы музыковед Владимир Зак. А вот отклик авторитетного английского композитора Йозефа Горовица после концерта в одном из престижных залов Лондона - Вигмор-холле, где был исполнен Концерт для скрипки и струнного оркестра "Армения-88" Арутюняна, отразивший трагическое Спитакское землетрясение: "Концерт для скрипки стал ярчайшим проявлением его творчества. Он изобилует изящными мелодическими находками, впечатляет ритмической живописью и глубоко прочувствованной эмоциональной силой. Юный скрипач Рафаэль Зембрежски Пейн в сопровождении Ensembles Ynconstantes блестяще исполнил сольную партию, вызвав бурные аплодисменты переполненного зала". "Александр Арутюнян в течение прошедших 60 лет продолжает оставаться единственным выдающимся композитором из Южного Кавказа, получившим международное признание..." - Джонатан Фриман-Атву`д. Музыкальный журнал CRAMOPHONE (Великобритания).

Среди множества материалов подобного рода - письмо из Москвы от художественного руководителя и дирижера Владислава Булахова, директора фестиваля "Времена года" Марка Агабальянца и музыкантов камерного оркестра: "С особенной радостью и почтением хотим сообщить Вам, что первым произведением, открывшим фестиваль, была Ваша Симфониетта для камерного оркестра. На третьем, заключительном концерте фестиваля также было исполнено Ваше произведение - Концерт для скрипки с оркестром "Армения-88". От всего сердца благодарим за прекрасную музыку. Искренне преклоняемся перед Вашим талантом".

Интерес к произведениям А. Арутюняна за рубежом огромен. Его издают в США, Франции, Великобритании, Италии, Испании, Японии, Финляндии. Это свидетельство того, насколько важно и необходимо творчество нашего современника и за рубежом.

Думается, мало кто из наших композиторов может гордиться таким созвездием исполнительских имен - дирижеров, хормейстеров, солистов, одно перечисление которых заняло бы несколько страниц. Неординарная фигура автора "Кантаты о Родине", за которую он удостоился Сталинской премии, оперы "Саят-Нова, многочисленных концертов, симфонической, хоровой и вокальной музыки, киномузыки, квартетов вызывает живейший интерес лучших исполнительских сил. Как отмечал замечательный композитор Эдгар Ованесян, лучшие произведения Арутюняна знаменовали собой плодотворные этапы армянской музыки, становились порой своего рода "законодателями" стиля, формы или эмоционального настроя. Так, "Кантата о Родине", "Праздничная увертюра", "Экспромт" для виолончели на год вперед повлияли на развитие соответствующих направлений в Армении и за ее пределами.

Народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и Армении мог многое. Многое успел. Его музыка продолжает жить и в нашем XXI веке. Слушая Арутюняна, будет замирать еще не одно поколение слушателей. Ведь прав поэт: "Все уходящее уходит в будущее".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КИСТЬ, ОПЬЯНЕННАЯ СОЛНЦЕМ
      2017-07-26 16:14
      10457

      В этом году замечательному художнику, одному из ярких представителей школы Сарьяна Александру ГРИГОРЯНУ исполнилось бы 90, а 10 лет его нет с нами. Его работы прочно вошли в золотой фонд армянского изобразительного искусства. Они свидетельствуют не просто об одаренности мастера, многогранности творческих интересов, - в них мы видим последовательное развитие его художественных идей. Он был художником с яркой, особенной манерой, сумевший образно выразить и дух своей эпохи, и характеры людей, которых он увековечил в своих картинах. Опираясь на традиции, на духовный опыт прошлого, он проложил живой мост в современность..

    • ВЫСОКАЯ НОТА ИЮЛЯ
      2017-07-21 15:30
      6364

      Июль был заполнен концертами, яркими музыкальными событиями, фестивалями. Среди множества афиш одна была особенно привлекательной. Это первые в Армении гастроли одного из самых знаменитых современных пианистов - Аркадия Володося. Его сольный концерт прошел в Большом зале Армфилармонии им. Арама Хачатуряна в рамках Международного фестиваля "Ереванские перспективы", имеющего широкий диапазон вызываемых им эмоций. Как и всегда, концерт прошел под высоким патронатом президента страны Сержа Саргсяна.

    • МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЭДУАРДА ТАДЕВОСЯНА
      2017-07-12 15:36
      9452

      Ошеломляющая артистическая популярность, да еще длящаяся десятилетиями, порой действует отрицательно. Уходят искренность, душевная щедрость, все чаще человек начинает оглядываться на имя, положение. Но это не значит, конечно, что успех сам по себе противопоказан людям. Просто надо быть очень большой, внутренне богатой индивидуальностью, чтобы сквозь все испытания славой пронести ясную душу, человечность, сохранить чувство юмора, обаяние непосредственности. Именно это и удалось народному артисту республики, художественному руководителю Государственного квартета им. Комитаса Эдуарду Тадевосяну.

    • СВЕТ ЗВЕЗДЫ
      2017-07-10 15:36
      5708

      "Феномен Лусинэ Закарян будет вечно жить в нашем духовном мире..." Говорят, если искусству везет с эпохой, то это надолго. Жестокий XX век подарил нам блестящую плеяду деятелей искусства - художников, композиторов, поэтов, великолепных исполнителей, среди которых особенно ярко горит звезда Лусинэ Закарян, которой в этом году исполнилось бы 80 лет. Больше двадцати лет ее нет с нами, но жива память о выдающейся певице. Таинственным, непостижимым образом Лусинэ живет даже на своих фотографиях. Кажется, что перед тобой друг, с которым ты всегда можешь поговорить по душам.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ВЕЧНО ЖИВОЕ ИСКУССТВО
      2017-07-28 14:43
      8478

      29 июля – день рождения пианиста, композитора и дирижера, руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константина Орбеляна. Ему исполнилось бы 89 лет. 

    • "ВЕРНИТЕ МУЗЫКУ, БЕЗ МУЗЫКИ ТОСКА …"
      2017-07-28 14:31
      8430

      - Посмотри-ка на афишу, что сегодня Рихтер делает в филармонии?- не найдя никого из музыкантов, позвонил вахтеру Испир Харджанян. - Сию минуту, Испир Оганесович, - ответили главному дирижеру Театра музкомедии. Ровно через минуту вахтер сообщил: - Рихтер играет на пианино…

    • МЭРИЯ АЛАВЕРДИ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ К ЛЕСНИКУ ГАГИКУ?
      2017-07-26 16:20
      8205

      20 июня житель  села Санаин  Гагик Веранян, выбросив старые могильные плиты в усыпальнице князей Закарянов , вырыл новую могилу и захоронил там тело своего отца. Городское кладбище, примыкающее к монастырскому комплексу Санаин, занесенному в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, день ото дня захватывает территорию монастыря. Если этот вопрос не решить в срочном порядке, то, согласно регламенту, объекты ЮНЕСКО в случае, если на их территории сооружается что-то новое, могут быть исключены из списка.

    • ПАМЯТИ АНАИТ ГРИГОРЯН
      2017-07-26 16:17
      8195

      Институт искусств НАН РА, Союз композиторов Армении и отечественное музыкознание понесли горестную и невосполнимую утрату. 19 июля 2017 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни в Париже скончалась бывшая сотрудница Института искусств НАН РА, член Союза композиторов Армении, кандидат искусствоведения Анаит Рачиковна Григорян.