Последние новости

ВО ВСЕОРУЖИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ

Все последние годы Светлана Навасардян много играет Шопена. Неслыханное счастье! Так, как она, сегодня не исполняет Шопена никто. И не только, конечно, Шопена. Не надо искать в моих словах отголоски патриотизма - это констатация реального факта и ничего более.

Юность ее заполнил Шуман. Он и сегодня не уходит из ее репертуара. Но Шуман заставляет меня в который раз дивиться тому, что рядом с прорывом в гениальность у него подчас идет нечто, не дотягивающее до этого прорывного уровня. Иначе говоря, он не ровен. Не то Шопен - сплошь одни жемчужины.

Какая сила звучит в некоторых его этюдах! Вообще в исполнении Светланы это мужественный Шопен, а не та слизливая жижица, какая звучит у большинства пианистов. Видимо, столь же мужественным было исполнение и самого Шопена, великого не только как композитор, но и как пианист.

Полонезы, мазурки, польки, краковяки - Польша всегда любила танцевать. И танцевала с блеском. Фредерик не забыл этот блеск, как не забыл он отчий дом и юность. А привязанность к матери оказалась у него пожизненной.

Горделивые польские танцы, ставшие в его передаче щемяще горестными. Ну хорошо, полонез - танец хотя бы галантный, но мазурка! Вдумайтесь: в обычный танец (а мазурка не из самых тонких) вложить такую тоску - тоску о юности и здоровье, сделать мазурку щемящим воспоминанием о детстве. Какое пиано! Не пиано даже - тишайшесть. Отзвук отзвука, нежное лесное эхо. Такой тонкой элегии не знала лира ни одного из романтиков. После этих мазурок в исполнении Светланы Навасардян не хотелось выходить из забытья, не хотелось в реальность из концертного зала. В зените лет Светлана играет во всеоружии творческой зрелости. И обрушивает это зрелое понимание вещей на слушателей.

Да, мужественный Шопен. И невольно вспоминается Святослав Рихтер, в исполнении которого Шопен был уже не просто мужественным, но мощным. Все изнеженное вымывалось этой мощью. А в особо нежных частях потрясал еще и масштаб неземных подголосков. Думаю, сам Шопен, если бы он мог услышать Рихтера, с удивлением осознал бы, композитором какого уровня он является.

Первое впечатление от Светланы Навасардян - легкость, одухотворенная стремительность. Шопенгауэр считал, что талантливые люди - люди внутренней грации. Истинно так. Взлетность есть суть натуры Светланы. Но взлетность не означает отсутствия мощи. Во все гигантские музыкальные программы она входит вдохновенно, крылато. Однако не обижено и малое. Вот, скажем, мелодия Баха - Зилотти, похожая на молитву. Какое созерцательное погружение и в какие глубины! Какая высочайшая концентрация духа! Отдельность, отборность, крупность, вычлененность немногочисленных спокойных возвышенных звуков - затухающих, тающих в отдалении (завороженный зал). Отдаленная связь сомнамбулического начала бетховенской "Лунной сонаты" с этой вещью Баха (а Бах был любимым композитором Бетховена) для меня несомненна. Сколько музыкальных мыслей и идей! Подхватывай, развивай, обогащай. Принцип эха, повтора, медоточивой погруженности. Сомнамбулизм во имя прозрения.

Играет ли кто-нибудь эту вещь Баха так, как Светлана Навасардян? Сомневаюсь. Музыка Баха. Как лицо человека с дивно осмысленным взглядом. "Совершенствование души с помощью музыки" (Конфуций). Гармонизация души. А в этом ой как мы все нуждаемся сегодня. И кому, как не возвышенному Баху, гармонизировать нас. Но рвутся ли люди в филармонические залы к врачеванию, целительству, наставлениям этой медитативной музыки, после которой в человеке просыпается еще и вкус к достоинству? Увы. Нынешний пианизм технологичен, сух, бескровен, почти компьютерен. Громадную личность среди исполнителей сегодня встретить сложно. Исполнительство стало почти разновидностью высоких технологий.

Но Светлана Навасардян - эхо той эпохи, когда планета еще кишела крупными видами. И когда беззащитные души умерших великих композиторов еще не знали такого вида убийства, как вседозволенная беспардонная интеграция... И когда обучение молодых исполнителей еще не было нацелено и намертво припаяно к музыкальным конкурсам. Говорят, времена не те. Ты что, не видишь: ускорение жизни. Вот я думаю - не отменило бы это ускорение саму жизнь. Размышляющее, глубокое, проникновенное фортепиано, ау!

А вот и опять звучит сыгранное Светланой Навасардян "на бис" переложение для солирующего рояля "Танца с саблями" Арама Хачатуряна. Ничего подобного я не слышала: заигранная вещь (сам Хачатурян начинал раздражаться, когда его называли "мистер Танец с саблями") вдруг засверкала столь первозданно и свежо, словно это было музыкальное новшество, счастливое откровение, только что родившееся. Слова "филигранная", "ювелирная", "отточенная" не передают всей полноты впечатления от этой высокомастерской и вдохновенной игры.

Броская, слишком бьющая на эффект вещь? Да ничего подобного: тонкая, глубокая, проникновенная. А темп! Пролетело и скрылось что-то дивное, бисерное, лучащееся. Божественный кристалл горного хрусталя разбился на тысячи божественных граней. Большой талант, дарующий нам великое потрясение. Имя всему этому - Светлана Навасардян. Здесь, у нас, сегодня, рядом с нами живущая. И так как талантливый человек талантлив во всем, то она еще и талантливо пишет. Я имею в виду ее эссе "Жизнь артиста" и портрет ее учителя Якова Зака. Вот уж воистину "гениальный талант", как определял эту степень талантливости Виссарион Белинский.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПОКЛОНИТЕСЬ ОТ МЕНЯ СПАССКОМУ..."
      2018-11-16 15:27
      1684

      К 200-летию И.С.Тургенева Спасское-Лутовиново. Дуб. Пруд. Луг за усадьбой. Голубые огоньки колокольчиков в скошенной траве. Липы старого парка. Сидели на старом спиленном стволе, который при жизни Ивана Сергеевича, возможно, был живым могучим деревом.

    • БОГЕМА
      2018-10-03 15:56
      1195

      Все меньше и меньше в мире людей, чья слава не просто весома, а подтверждена каждой минутой долгой жизни. Все меньше в мире огромных талантов, все меньше в мире людей, отмеченных Богом. Людей, столько сделавших для своего народа.

    • ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
      2018-03-16 15:30
      1100

      Если мне позволено будет поразмышлять над вопросом, над которым давно уже бьются глубокомысленные ученые, я опишу все это с точки зрения гуманитария и творческого человека, в частности, писателя. Тема, что и говорить, волнующая. Мышление, рождение идей, поиск интеллектуальных решений – все это не может не волновать. Но, вычленяя эту тему, сознаем ли мы, что почти ничего не знаем об этой области, да, возможно, и никогда не узнаем? О, мне понятно дерзновение молодых, которые считают, что дерзновение хорошо во всяком деле, но хорошо ли оно там, где, может быть, брода нет?

    • ТАКОЕ РАЗНОЛИКОЕ СЛОВО
      2017-12-01 15:53
      2359

      Я долго избегала сцены, то есть устных выступлений. Пожалуй, слишком долго. В советские годы я еще как бы не добирала солидности. Потом грянула перестройка с ее круглосуточной болтовней. И пришла литература Серебряного века. Я жадно читала. Потом началось Карабахское движение, а с развалом СССР и блокада Армении. Тут уж все сидели по своим холодным углам. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЕТСКИЙ ДЖАЗ-ОРКЕСТР В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
      2018-12-17 15:54
      854

      Весьма показательными в последнее время стали выступления настоящего джазового оркестра Специальной музыкальной школы им. А.Спендиарова. Дети разных лет, учащиеся школы, в последние годы открывают все крупные джазовые мероприятия города. Как, кто, когда и зачем создал этот прекрасный коллектив - за ответами на эти вопросы отправился к директору школы Марине Викторовне Варданян.

    • В ОЖИДАНИИ ГОДО,
      2018-12-12 15:37
      1137

      или "Закон о театре примут, когда все театры развалятся" Не хотелось опускаться до банальностей типа "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих", но, видимо, без трюизма этого не обойтись. Законопроект о театре, за который в последний месяц взялось Министерство культуры, стал темой обсуждения президиума Союза театральных деятелей, в который входят все художественные руководители и директора отечественных театров. Проходило обсуждение бурно, тем более что этому способствовал возникший вокруг армянского театра бэкграунд.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      2324

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • РАЗРУШЕННОЕ ЗДАНИЕ - ВО ВСЕМИРНОМ СПИСКЕ ЛУЧШИХ
      2018-12-12 15:28
      1875

      Десятилетиями мы безжалостно разрушали памятники архитектуры. А вот за рубежом их не только помнят, но и постоянно вносят в списки лучших сооружений, награждают премиями. Даже те, по которым прошелся бульдозер архитектурной власти последних десятилетий.