Последние новости
0

КОГДА 2 ИЗ 4 СОСЕДЕЙ НАСТРОЕНЫ ВРАЖДЕБНО, ПОЗИЦИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЯСНЫМИ

В Иране прошла инициированная комитетом Ай Дата Тегерана 15-я конференция «Ай Дат сегодня», в которой приняли участие руководители различных госструктур Ирана, дипломаты, представители, эксперты. Темой обсуждения стали вопросы национальной безопасности Ирана и Армении в свете угрозы региональных и внерегиональных конфликтов. В рамках мероприятия депутат НС, секретарь фракции «Честь имею» Тигран АБРАМЯН в своей речи подробно коснулся региональных проблем, геополитического противостояния и возможных сценариев развития событий.

Ориентационные изменения внешней политики РА и урегулирование отношений с Турцией

Старт изменениям во внешней политике Армении был дан в мае 2018 года, когда в результате произошедших в стране внутриполитических процессов к власти пришла сила, новые приоритеты которой поставили Армению в довольно сложную ситуацию. По сути, эти изменения не связаны со ставшим  уже традиционным выбором  между коллективным Западом и Россией, а носят более глубинный характер, затрагивая отношения со всеми странами, с которыми независимая Армения имеет отношения различного характера.

ПРОБЛЕМА ДАЖЕ НЕ В ТОМ, ГДЕ АРМЕНИИ КОМФОРТНЕЕ – В ВЫДВИНУТЫХ СЕВЕРОМ ИЛИ ЗАПАДОМ представлениях, проблема в том, есть ли под тем или иным изменением четкий расчет и, что не менее важно, одинаковые ли с нашими представления у Запада и России относительно нашего выбора или решения?

До 2018 года у Армении была четкая внешняя политика, где были сформулированы и закреплены наши внешнеполитические приоритеты, и, что немаловажно, политика и наши контакты с внешним миром строились по этому принципу.

Почему именно это я подчеркиваю? Потому что в случае не только Армении, но и  утвердившихся во многих странах властей чаще всего формулируется одно, а реализуется совершенно другое, в некоторых случаях прямо противоположное тому, что сформулировано.

 Конференция «Ай Дат сегодня»До 2018 года власть Армении прекрасно понимала, какие проблемы создаст разница между сформулированной и фактически реализуемой политикой, и, повторяю, именно этим было обусловлено то обстоятельство, что лежащие в основе внешней политики принципы, никогда не нарушались. В интересах Армении, чтобы ее понимали в сфере соседей и международного партнерства в целом, а также воспринимали проводимую внутреннюю и внешнюю политику.

Построение внешней политики любой страны должно начинаться с построения правильных отношений с соседями. Я убежден, что если отношения с соседями не будут честными, то данная страна просто не будет иметь возможности найти свою позицию и место в международных отношениях.

Даже в случае с такой страной, как Армения, когда двое из четырех соседей настроены явно враждебно, позиции должны быть ясными – без подтекстов и излишних спекуляций.

Иран

По части конкретно Ирана есть слишком важные взаимосвязанные факторы, среди которых чисто экономические отношения я бы не поставил на первое место. Я это говорю не потому, что недооцениваю экономические отношения или уделяю этому мало внимания, а потому, что нас, армян, с Ираном в первую очередь связывают добрососедство и дружба, что и для армян, и для народа Ирана куда больше, чем обычные бизнес-связи.

И В АРМЕНИИ, И В ИРАНЕ, ГОВОРЯ «СОСЕД», МЫ ВСЕ ИМЕЕМ В ВИДУ человека или государство, которое первым приходит на помощь, живет нашим хорошим и плохим, с какой бы стороны мы это не рассматривали. Людей, на протяжении тысячелетий живущих вместе и рядом друг с другом, связывает гораздо большее, чем региональная или геополитическая ситуация.

То, что проживающие в Иране армяне интегрированы во все сферы Ирана и их роль и значение удостаиваются надлежащего отношения и властей, и народа, уже говорит о по-настоящему теплых связях между двумя братскими народами.

Иран – наш естественный союзник,  который имеет очень четкую позицию в вопросах, касающихся Армении и региона, и для работы с Ираном и расширения сотрудничества есть колоссальный потенциал.

В вопросе региональной безопасности и стабильности придаю большое значение сбалансированной позиции Ирана, которая имеет сдерживающую и превентивную роль в нейтрализации факторов, провоцирующих взрывоопасную ситуацию в регионе.

Грузия

Армению традиционно связывают дружеские отношения с ее северным соседом Грузией, мы связаны с этой страной и историей, и традициями, и общими интересами.

АРМЕНИЯ ВСЕГДА БЫЛА ЗАИНТЕРЕСОВАНА В УГЛУБЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ С ГРУЗИЕЙ – от экономических до культурных.

Кстати, Армения являлась и является мостом между Ираном и Грузией, и в направлении развития этой оси еще многое предстоит сделать, потому что мир развивается, вызовы растут, а это предполагает определенные пересмотры как на двустороннем, так и многостороннем уровне.

Азербайджан

Наши отношения с этой страной очень враждебные, и независимо от того, как или под каким углом преподносится армяно-азербайджанский переговорный процесс или какое желание официально изъявляет действующая власть Армении, от этого реальность не меняется.

АЗЕРБАЙДЖАН ЯВЛЯЕТСЯ САМЫМ ДЕСТРУКТИВНЫМ СУБЪЕКТОМ в этом регионе, которого используют для создания дестабилизирующей волны в регионе. Азербайджан реализует свою политику по  принципу «против», а  не «во имя», и для него не важно, используют ли  его против Армении, Ирана или другой страны.

Рассмотрим историю последних трех десятилетий: Азербайджан развязал войну в 1991-94 годах, в 2016 году, в 2020 году. Прибегнул к агрессии различного характера в 2021-2023 годах, а теперь и в 2024 году грозит новой дестабилизацией региона.

Несомненно, Азербайджан – из тех стран, для которых не существует принципа соседства, и он ради выгоды готов попирать границы, красные линии, оскорбляющие достоинство собственной страны.

Кстати, я не случайно упомянул, что 2024 год также чреват непредсказуемыми угрозами для региона, потому что сообщения, поступающие из официального Баку, говорят об инициировании новой войны.

Азербайджан пренебрег международно закрепленным принципом самоопределения, более того, чтобы его сокрушить, он за последние 3 года прибег к 2 крупным агрессиям, в 2020 и 2023 годах, в результате которых Арцах подвергся геноциду и как следствие 150 тысяч человек были насильственно перемещены.

Это, конечно, не дало Азербайджану возможности окончательно закрыть Арцахский вопрос, однако из Баку был послан четкий сигнал международному сообществу, в том числе странам региона, о том, что для достижении своих целей или решения двусторонних конфликтов  Азербайджан считает приоритетным применение силы.

Азербайджан является агрессором и освоенный им террористический метод действий уже зафиксирован и будет сопровождать его еще долгое время.

Турция

Сказать, что у Армении сложные отношения с Турцией, значит, ничего не сказать. Государство, совершившее геноцид и не нашедшее в себе политической воли и мужества признать и извиниться, уже является угрозой безопасности не только для Армении, но и для мира, прежде всего для стран, с которыми оно находится в одной среде.

ТУРЦИЯ ИМЕЕТ ДЕСТРУКТИВНУЮ РОЛЬ НЕ ТОЛЬКО В ДВУСТОРОННИХ ОТНОШЕНИЯХ, но и опосредованно, и это, в первую очередь, связано с огромным влиянием Турции на Азербайджан, которое она использовала на различных этапах.

Кстати, декларируемый Турцией принцип «два государства – одна армия» и непосредственное управление азербайджанской армией турецкими вооруженными силами  полностью отражают опасности, о которых говорится по разным поводам.

Турция имеет большое влияние в подстрекательстве, поддержке и прямом вовлечении Азербайджана в 44-дневную войну, а также в вербовке различных террористических группировок и использовании их в войне против армян.

Переговорный процесс Армения-Азербайджан постоянно заходит в тупик еще и потому, что при подстрекательстве и прямой провокации Турции Азербайджан постоянно расширяет свои требования к Армении, в том числе территориальные, что в таких ситуациях приводит либо к тупику в переговорах, либо к новой войне.

Я стараюсь по возможности кратко представить опасную политику Турции в регионе и как следствие дестабилизирующую роль, но один доклад или даже книга не способны представить опасность турецкой политики во всех ее аспектах.

Несмотря на это обстоятельство, Армения за последние 3 десятилетия несколько раз пыталась начать переговоры о нормализации отношений с Турцией, целью которых, в первую очередь, было смягчение или нейтрализация турецкого деструктивного фактора в регионе, официальная Анкара постоянно оттягивала и проваливала процесс.

ОДНА ИЗ ТАКИХ ПОПЫТОК, ИНИЦИИРОВАННАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ АРМЕНИИ 15 ЛЕТ НАЗАД, получила название  «футбольная дипломатия», старт этих переговоров совпал с отборочным турниром чемпионата мира по футболу 2010 года между Арменией и Турцией, во время которого Армению посетил тогдашний президент Турции Абдулла Гюль.

Несмотря на то, что международное сообщество также поддерживало процесс урегулирования отношений между двумя странами, к сожалению, Турция в последний момент сорвала этот процесс, и мяч так и остался на ее поле.

Несмотря на то, что международное сообщество восприняло большие усилия правительства Армении и лично президента Саргсяна по достижению ожидаемого урегулирования, Турция отредактировала свои первоначальные подходы, отказавшись от взятых ранее обязательств, одним из которых, например, было не связывать Арцахский вопрос с армяно-турецкими отношениями.

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ГЛАВНОМУ ВОПРОСУ ДОКЛАДА – УРЕГУЛИРОВАНИЮ армяно-турецкого вопроса – и кратко охарактеризовав сложные отношения между Арменией и Турцией, хочу не показать свою жесткую позицию или выступить против урегулирования этих отношений, а четко обозначить, что Армения всегда выступала в пользу армяно-турецких отношений. Однако, когда дело доходит до закрепления основных принципов, Турция на разных этапах демонстрирует деструктивное поведение то озвучивая подходы, выходящие за рамки предварительных обсуждений или договоренностей, то выдвигая требования, целью которых является сорвать четкий процесс.

В вопросе неурегулированности отношений с Турцией есть один виновник, и это явно официальная Анкара. Почему же эта страна постоянно срывает процесс возможного урегулирования? Это преследует более глубокие цели, и в этом, в первую очередь, отражаются экспансионистские цели Турции.

Не могу также не констатировать, что политика Турции, проводимая в направлении возможного урегулирования отношений с Арменией, не только представляет угрозу безопасности Республики Армения, но и чревата новыми региональными потрясениями.

Завершая свое выступление, хотел бы подчеркнуть, что Иран как региональный актор имеет большие возможности для преодоления проблем региональной безопасности и установления долгосрочного мира и стабильности, и любое правительство Армении должно в контексте углубления армяно-иранских отношений рассмотреть также вопрос построения таких двусторонних отношений в направлении безопасности, которые исходят из приоритетов безопасности как региона, так и Армении и Ирана.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ