Последние новости

БЕЗЗАВЕТНО ВЛЮБЛЕННЫЙ В ЗОДЧЕСТВО

Неправда, что незаменимых людей нет. Напротив, каждый человек по-своему незаменим. Когда мы теряем друзей, близких, родных, коллег, образуется брешь, которую невозможно заполнить и невозможно заменить кем-то другим. Когда же из жизни уходит большой Учитель, Мастер, эта незаменимость ощущается еще сильнее, еще острее - хотя бы потому, что профессиональное, духовное пространство, заполняемое Мастером, настолько велико, что в его орбиту оказываются вовлечены множество людей и даже поколений.

НЕ ТАК ДАВНО ИЗ ПЛЕЯДЫ ЛУЧШИХ АРМЯНСКИХ АРХИТЕКТОРОВ мы потеряли незаменимого Арцвина Григоряна. А 5 января на 87-м году жизни от нас ушел еще один незаменимый Мастер – Джим Торосян. Академик Международной академии архитектуры, заслуженный архитектор Армении, народный архитектор СССР, лауреат государственных премий СССР, Арм. ССР и РА, Джим Петрович всю свою сознательную жизнь отдал служению архитектуре, искусству. Как-то он сказал: "Если человеку дано в жизни заниматься любимым делом, то это уже большая удача". Что ж, Джиму Торосяну посчастливилось не только заниматься любимым делом, но и внести большой вклад в армянскую архитектуру. Его известность, в общем-то необычная для представителя, скажем так, непубличной профессии, объясняется не только тем, что он автор многочисленных зданий и памятников Армении, и даже не тем, что в течение 10 лет был главным архитектором столицы или что наряду со всей своей многозанятостью преподавал специальные предметы многим поколениям архитекторов, являясь профессором ЕрГУАС. Все это имеет, конечно, значение для творческой биографии, однако залог широкой известности также в особенностях его облика – человека и архитектора.

"Помимо высоких профессиональных качеств и безграничного человеческого обаяния Джим Торосян привлекал прежде всего своей полной и беззаветной отдачей профессии и поистине беззаветной любовью к архитектуре, как и вообще к искусству, - говорит председатель Союза архитекторов Армении Мкртич Минасян. - Во всем, что он делал, он всегда оставался истинным Художником. Своей преданностью и истинным служением архитектуре как искусству он заражал любого, кто общался с ним".

Каскад (в соавторстве с С.Гурзадяном и А.Мхитаряном).ДЖИМ ТОРОСЯН РОДИЛСЯ В 1926 ГОДУ В ЕРЕВАНЕ, где и окончил архитектурный факультет Политехнического института, затем поступил в аспирантуру Академии архитектуры СССР в Москве, после блестящего окончания которой и защиты кандидатской диссертации вернулся в Армению, посвятив талант, знания и энергию делу строительства своего отечества. Джим Петрович всегда с огромной благодарностью вспоминал своих учителей и в Армении, и в России. Он называет своих педагогов "залогом своего профессионального счастья". И это неудивительно – ведь среди них были истинные мастера архитектуры, такие как Каро Алабян, Иван Жолтовский, Рафо Исраелян, Самвел Сафарян, Григор Агабабян и многие другие…

"Мастерская Джима Торосяна, которую он основал в "Ереванпроекте", была уникальна тем, что собрала в своих стенах самых талантливых архитекторов, - рассказывает М.Минасян. – Мастерскую Джима Петровича приводили в пример, причем не только свои, но и зарубежные специалисты. Когда собирается команда единомышленников, думающих, действующих на одной творческой волне, разве это может не дать поразительных результатов? До этого, конечно, были архитектурные мастерские, но они были более камерными в своей деятельности, а мастерская Джима Торосяна сумела выйти за рамки этой камерности…" Так высоко ценя своих учителей, Джим Петрович и сам был замечательным педагогом, выпестовавшим не одно поколение архитекторов… "Он преподавал нам историю архитектуры, - рассказывает архитектор Арам Мартиросян. – До сих пор помню свое впечатление от того, насколько блистательно была подана Джимом Петровичем тема, касающаяся архитектуры эпохи Ренессанса. Впрочем, все его лекции независимо от тематики проходили крайне интересно. Это была не сухая теоретическая информация, бесцветным голосом передаваемая студентам, а увлекательный рассказ, обогащенный эпизодами из личной практики Джима Петровича. Кроме того, в нем было много прирожденной артистичности и умения удерживать внимание аудитории, что делало его занятия поистине захватывающими…"

Не знаю, стоит ли перечислить спроектированные и построенные Джимом Торосяном сооружения, – ведь они всем известны. Блестящий Каскад (в соавторстве с С.Гурзадяном и А.Мхитаряном), так естественно занявший крутой холм комплексом зданий, скульптур и обелисков; вызывающее восхищение сразу при въезде в столицу здание мэрии Еревана, архитектурным решением которого был создан новый облик административного здания (в первоначальном варианте - в соавторстве с Р.Мартиросяном); монументальные Главные врата и открытая Скиния в Эчмиадзине (в соавторстве с Р.Джулакяном), представляющие своеобразный синтез архитектуры и скульптуры, очень оправданный, поскольку все сооружение является памятником истории провозглашения христианства государственной религией в Армении в 301 году; светлая и солнечная Главная площадь в Спитаке, своим градостроительным решением и пластичностью архитектурного языка выражающая призыв к возрождению; крестильня в Эчмиадзине (в соавторстве с Р.Джулакяном), опять-таки явившая собой новое в национальной архитектуре.

Здание мэрии в Ереване.БУДУЧИ ИСТИННЫМ ХУДОЖНИКОМ В СВОЕМ АРХИТЕКТУРНОМ ТВОРЧЕСТВЕ, Джим Торосян всегда был склонен к созданию малых архитектурных форм и памятников, выступая как в соавторстве со скульпторами (памятники Е.Чаренцу, А.Мясникяну и М.Налбандяну в Ереване, А.Исаакяну в Гюмри, Католикосу Нерсесу Аштаракеци в Аштараке и многие другие), так и один – в лучших традициях армянской средневековой архитектуры, где зодчий одновременно выступил и в роли скульптора.

В своих памятниках (памятник героической обороне Вана близ Аштарака; памятник, посвященный 1600-летию армянской письменности в Ошакане; мемориал воинам, погибшим в Великой Отечественной войне в селе Мец Парни; монумент армянской государственности на Каскаде; мемориал армянам – жертвам репрессий (в соавторстве с С.Гурзадяном) и др.) Джим Торосян умел создавать такие объемно-пространственные композиции, которые архитектоничны и пластичны одновременно, синтезируя в своих решениях не только архитектурные детали и рельеф, но и эпиграфику - надписи, графические изображения.

"После кончины Джима Петровича мы получили огромное количество телеграмм с разных концов света, - говорит М. Минасян. – И это понятно – не только потому, что Джим Торосян был уважаемым, заслуженным архитектором, известным далеко за пределами Армении, но и потому, что всю жизнь он поддерживал связи со своими коллегами независимо от страны их проживания и призывал всех нас не терять эти связи – с Россией, Грузией, европейскими странами и т.д. Преемственность поколений очень важна. Пока по инерции эта преемственность есть, но мы потеряли Арцвина, потеряли Джима, и это большие потери. И все же надо продолжать. Без передачи молодым поколениям наследия наших мастеров нельзя создавать новое , это просто невозможно. Надо сделать все, чтобы дело учителей продолжали ученики. Это трудно, потому что чем дальше, тем больше мы отдаляемся друг от друга. Джим Торосян жил болью, видя архитектурно-градостроительный произвол, творящийся в Ереване. Он с болью наблюдал уничтожение историко-архитектурного наследия в Москве, Санкт-Петербурге, как наводнение, стирая следы прошлого.

"По моему глубокому убеждению, если мы стремимся, чтобы архитектура выполняла свою общественную миссию, она должна создаваться как художественный образ, как произведение искусства, - считал Джим Торосян. - Единственным неизменным критерием является эстетическое совершенство"…

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ "БАРБАРОССА"
      2018-02-16 18:24
      2252

      "Еще в 2004 году азербайджанские стратеги открыто указывали конкретные сроки ликвидации Армении", - заявил в интервью "ГА" историк, доктор политических наук Армен АЙВАЗЯН 

    • ВМЕШАЕТСЯ ЛИ ПЕРВОПРЕСТОЛЬНЫЙ?
      2018-02-16 13:25
      1291

      Нет второго такого государства в мире, столь нагло и бесцеремонно вмешивающегося в дела религиозных организаций, в вопросы Церкви, как Турция. Причем касается это не только Армянской Апостольской Церкви, но и других церквей, действующих в этой стране.          

    • ВОЙНА ПОЛОВ. ГРОТЕСК НА ФОНЕ "ЭФФЕКТА ВАЙНШТЕЙНА"
      2018-02-09 15:29
      1930

      Этот "дивный" новый мир... Парламент Швеции принял закон: отныне в этой стране мужчина обязан получить четкое согласие от женщины перед тем, как вступить с ней в интимную связь. Если партнерша демонстрирует хоть малейшие признаки сомнения (или делает вид, что демонстрирует), мужчине необходимо воздержаться, утверждают парламентарии. В противном случае это будет приравнено к изнасилованию.

    • СИРИЯ. ВОЙНА СЕГОДНЯ
      2018-02-07 15:01
      2137

      "Следующим логичным шагом в деле защиты курдского региона должно стать появление на его территории регулярных сирийских армейских частей – в этом принципиальный фактор безопасности Африна", - заявил в интервью "ГА" сотрудник кафедры всемирной истории и зарубежного регионоведения РАУ кандидат исторических наук Антон ЕВСТРАТОВ. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЖИЗНЬ ДЛЯ ИСКУССТВА
      2018-02-19 14:47
      351

      В тбилисском журнале "Русский клуб" была опубликована зарисовка о художнике Левоне БАЯХЧЕВЕ, оставившем прекрасное творческое наследие. Автор статьи художник-искусствовед Генриетта ЮСТИНСКАЯ была знакома с Баяхчевым с детства. Мы предлагаем ее статью вниманию наших читателей.

    • ПОСВЯЩЕНИЕ МУЗЫКЕ
      2018-02-16 15:25
      1252

      Чествование 85-летия великого Пендерецкого началось с концертов в Ереване В эти дни в Ереване вместе со своей супругой находится польский дирижер и композитор Кшиштоф Пендерецкий. Музыкальная общественность Армении знакома с богатейшим разножанровым творчеством композитора с армянскими корнями прежде всего благодаря международному музыкальному фестивалю "Ереванские перспективы", в рамках которого не раз проходили его авторские вечера.

    • ПОЭТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ОВАНЕСА ЗАРДАРЯНА
      2018-02-14 16:05
      3242

      Наше национальное достояние   Он много писал. Всегда много работал. Незачем напоминать его работы - они на памяти у всех, кто любит живопись. "Маки", "Арагац", "Яркий вечер", "В октябре", "Арарат весной"... Эти работы давно стали классикой, а их автор Ованес Зардарян принадлежит сонму представителей классической армянской школы изобразительного искусства Армении, на вершине которой ярко светится имя Мартироса Сарьяна, его "золотого" времени.

    • ДЖОН КАРПЕНТЕР - ЭТО НЕЧТО!
      2018-02-14 16:00
      922

      Автор культового "Нечто" отметил юбилей Независимое кино - не важно, будь то США, Франция, Италия, Россия или Армения, - всегда обладало и по сей день обладает особенной привлекательностью, которой в большинстве своем лишены коммерческие проекты. Часто такие фильмы в глазах и голове зрителя обретают черты таинства, способного приобщить их к миру, из которого эти картины появились. Одному из самых влиятельных авторов независимого кино, оставившему огромный след в американском кинематографе XX века, Джону КАРПЕНТЕРУ исполнилось 70 лет.