Последние новости

В ПОИСКАХ ПАРТИТУРЫ...

Марица САНОСЯН... Это имя украшало афиши лучших театров и концертных залов мира. Критика с восторгом отзывалась о ее выступлениях. Но армянские любители вокала практически ничего о ней не знают. Единственные гастроли певицы в смутное для республики время - осенью 1988 года - дали возможность познакомиться с ее искусством лишь небольшому кругу слушателей. В середине 90-х годов она вновь приехала в Армению. У нее была благородная миссия - привезла в дар родине бесценную реликвию - второй акт партитуры оперы Антонио Вивальди "Тигран".

Как попала эта партитура к Марице СаноСЯн? Каким образом ей удалось отыскать ее? В поисках ответа на этот вопрос я отправилась в дом к известной актрисе Светлане Григорян, где тогда остановилась наша гостья из Италии. Пришла, чтобы поговорить с выдающейся певицей, оказавшейся к тому же милым, простым, общительным собеседником. Несмотря на возраст (тогда ей было около 80), стройная фигура, грациозная осанка, прекрасные карие глаза. Видимо, всепобеждающая сила ее искусства, огромный заряд оптимизма сделали ее с годами еще значительнее, придав ее облику особое обаяние. Прожитые годы способствовали росту жизненного опыта, обогатили ее репертуар новыми ариями и песнями, пополнили ряды друзей и поклонников, а после 90-х и на исторической родине.

Диски многочисленных концертов передают нам звучание ее голоса - теплого, мягкого, бархатно-лирического тембра. Уникальный по диапазону - с сопрановыми верхами, он давал певице возможность исполнять лирические арии. Виртуозное владение дыханием, колоратура поразительной легкости свидетельствовали о чисто итальянской школе. И обширной была география ее песен, арий. Она говорила на семи иностранных языках, но особое предпочтение отдавала своему родному языку - армянскому.

Творческую биографию Марицы составляли две главы: первая была связана с жизнью в Иране, вторая - с Италией, где ослепительно ярко вспыхнула ее артистическая звезда.

Родилась она в Ростовской области, в Ейске, в семье богатого купца. Когда ей исполнилось три года, семья переехала в Иран. Армянскому языку она обучалась у великолепного филолога Айка Аджемяна. Окончила Тавризскую консерваторию. Потом она жила и работала в Италии. Ее партнерами были самые известные исполнители Италии. Пела она на двенадцати языках, в том числе на китайском и японском.

"Я люблю гастроли, - рассказывала певица при нашей единственной встрече, - это именно те мосты, которые мы можем проводить, общаясь посредством великой музыки. Я думаю, что в этом смысле моя профессия, как и вообще профессия любого музыканта, имеет безграничные возможности. Именно эта профессия привела меня на Родину, позволила дышать ее воздухом. Армения в моей жизни играет главную роль. И в этом вы убедитесь сами, я привезла самое ценное для меня".

ЭТО КАСАЛОСЬ ПАРТИТУРЫ ВИВАЛЬДИ. Г-жа МАРИЦА РАССКАЗАЛА, что она ее обнаружила лет двадцать назад. Она нашла книгу нот Антонио Вивальди для сопранового исполнения в библиотеке. Там были сложнейшие арии Гризельды. Для совершенствования техники она стала над ними работать. Через 7-8 месяцев певица убедилась, что разученные арии можно включить в концертный репертуар. Потом решила организовать концерт из арий Вивальди, который состоялся в Венеции в школе "Мурад Рафаэлян". Во второе отделение концерта она включила армянскую музыку от V века до современных авторов. Пресса высоко оценила этот концерт, отметив, что ей удалось глубоко проникнуть в духовный мир своего народа. В этой же книге Марица Саносян нашла две арии из оперы Вивальди "Тигран".

О нашем ли Тигране Великом речь? Об этом она еще не знала. Однажды в Венеции на выставке она познакомилась с ученым из Армении Вартаном Григоряном, который попросил у нее диск, узнав, что она певица. К счастью, один диск был у нее в сумочке, он тут же прослушал и спросил: "Вы еще не были в Армении? Такую певицу Родина должна знать". Он привез с собой записи, и спустя год певица уже была в Армении. Она прожила здесь два месяца. "Это самое счастливое время в моей жизни. Уезжая, я оставила здесь частицу своего сердца", - призналась она. Всеми помыслами Марица была в Армении, не прекращая при этом поиски партитуры и либретто. В 1998-м она нашла второй акт партитуры, а затем и либретто в библиотеке Вивальди в Турине.

Впервые опера прозвучала во время карнавала в 1724 году. История ее создания такова: Вивальди ее написал в трех актах. Был принят только второй акт. Остальные акты поручили другим композиторам. Первый акт написал Бенедетто Микели, а третий - Николе Ромальди. Но партитуры этих композиторов не сохранились, как не сохранились партитуры первого и третьего акта самого Вивальди. Может, и их удастся когда-нибудь найти. Мечтой Марицы Саносян было передать это Родине как символ некогда мощной Армении. Она хотела, чтобы весь мир узнал, какой была в прошлом Армения.

Более двух с половиной веков понадобилось, чтобы опера Антонио Вивальди „Тигран„ прозвучала на Родине своего героя - Тиграна Великого.Более двух с половиной веков понадобилось, чтобы опера Антонио Вивальди "Тигран" прозвучала на родине своего героя - Тиграна Великого. В Армении она начала свою сценическую жизнь в ноябре 2001 года, когда страна отмечала знаменательную дату - 1700-летие принятия Арменией христианства в качестве государственной религии. На сцене Академического оперного театра прозвучал второй акт оперы.

КОГДА ВПЕРВЫЕ ЗНАКОМИШЬСЯ С МУЗЫКОЙ ОПЕРЫ, ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕНИЕ некоей монотонности и кажется, что слушать ее можно с любого момента. Но это впечатление обманчиво. Музыка вивальдиевской оперы обладает завораживающей магией. В ней есть сложность простоты, нужно только настроиться на нужную волну, и она увлечет тебя, поведет за собой, и ты уже не можешь вырваться из ее потока.

Эта музыка красива своим внутренним свечением. Не знаю, как пели эту оперу при жизни Вивальди, но, думаю, ереванские исполнители вложили в нее всю душу, ибо радость была искренней и таинство музыки дивило воображение. И не думали певцы о своих голосах в этот торжественный и долгожданный день, не берегли их как нечто самоценное, а отдавались во власть мелодии, и в этом естественном порыве разум соединялся с сердцем, а голоса устремлялись ввысь. Дирижировал оркестром Карен Дургарян. Героями премьеры были вокалисты Эмма Папикян (Клеопатра), Нуне Бадалян (Оронте), Ирина Закиян (Апамия) и другие...

Тиграна Великого хорошо знала вся Европа как могучего противника захватнической политики Рима на Востоке, а затем и его союзника. Его государственная деятельность, насыщенная драматическими событиями, жизнь и героический образ служили источником вдохновения не только для множества чужеземных историков, но и для 19 известных композиторов, написавших о Тигране Великом (Скарлатти, Альбиони, Гендель, Пуччини, Глюк и др.). Образ великого армянского царя вдохновил и гениального Вивальди.

Любопытно, что эта опера в трех актах в 2006 году была поставлена Полом Неметом на сцене Будапештского камерного оперного театра и прошла с большим успехом. Как были восстановлены первый и третий акты, к сожалению, автору этих строк неизвестно. Думается, в скором времени удастся узнать подробности. Кто знает, может, наконец партитура целиком окажется на Родине прославленного царя.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ОН ДВИГАЛСЯ К ГЛУБИНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
      2018-07-27 17:14
      12373

      Первая круглая дата - 80-летие со дня рождения Перча Зейтунцяна - без него. Пять и десять лет назад в эти дни газета поздравляла юбиляра. Теперь остается вспоминать. Вспоминать о драматурге, прозаике, публицисте, переводчике, который внес  неоспоримый вклад в армянскую литературу и театр, а в общественную жизнь - дух дискуссионности, разномыслия, критичности и остроты. Вспоминать о прекрасном человеке, который по-своему украшал нашу жизнь. Годы без него еще полнее высветили истинную суть всего, что создано им, доказали, что он не изменял себе. Его книги, пьесы, овеянные всеми ветрами XX века и полные философского раздумья, острая социальная публицистика составили одну из ярких страниц армянской культуры.

    • ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ДВИЖЕНИЯ
      2018-07-23 15:45
      4615

      26 июля 1972 года ушел из жизни Леонид Енгибаров Бывает, уходит человек - остается легенда. Леонид Енгибаров ушел от нас в возрасте, когда уходят гении, - в 37. Сорок шесть лет прошло с тех пор, как его нет с нами, а легенды о нем, складывавшиеся еще при жизни, все еще передаются из уст в уста. Он являл собой тот оптимистический парадокс актерского искусства, который может быть выражен формулой: настоящее не стареет. Во все, что он делал на сцене, он вкладывал свое сердце, благородство, вдохнув добрые чувства и надежду в тех, кто был непосредственным свидетелем его игры.

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      9220

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • ПЕТЬ - ЗНАЧИТ ЖИТЬ!
      2018-07-09 16:40
      4327

      Эта песня наиболее полно отвечала жизненному кредо Надежды Саркисян, ее отношению к своей профессии. На прошлой неделе ереванцы простились с этой замечательной джазовой певицей. Твердый характер и умение отражать удары судьбы оказались бессильны перед роковой болезнью, которая унесла ее в 64 года.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ТРИ СЕКУНДЫ ЖИЗНИ В ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ
      2018-07-25 15:05
      5763

      На днях по одному из кабельных каналов в очередной раз показали российскую картину "Движение вверх", про легендарную сборную СССР по баскетболу, выигравшую знаменитый финал Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 году. Тогда судьбу чемпионата решили последние спорные три секунды и окончательное решение судьи. В фильме много героев, различных коллизий, деталей тех событий (иногда не соответствующих реальности), и смотрится он с интересом. Посмотрел его в очередной раз и я, и возник вопрос: а почему нет ни слова о судье, принявшем историческое решение? И вообще как-то несправедливо - об игроках, тренерах все знают, а вот о судьях до сих пор практически ничего никогда не говорят и не пишут.

    • ВЕЛИКИЙ ПОЭТ ДВИЖЕНИЯ
      2018-07-23 15:45
      4615

      26 июля 1972 года ушел из жизни Леонид Енгибаров Бывает, уходит человек - остается легенда. Леонид Енгибаров ушел от нас в возрасте, когда уходят гении, - в 37. Сорок шесть лет прошло с тех пор, как его нет с нами, а легенды о нем, складывавшиеся еще при жизни, все еще передаются из уст в уста. Он являл собой тот оптимистический парадокс актерского искусства, который может быть выражен формулой: настоящее не стареет. Во все, что он делал на сцене, он вкладывал свое сердце, благородство, вдохнув добрые чувства и надежду в тех, кто был непосредственным свидетелем его игры.

    • НАСА объявило о присуждении награды астроному Ерванду Терзяну
      2018-07-21 13:13
      428

                 НАСА объявило о присуждении своей высшей награды астроному Ерванду Терзяну за выдающуюся государственную службу, сообщает NEWS.am. Награда будет вручена в Космическом центре NASA Johnson Space в Хьюстоне 2 августа.

    • СОЛНЦЕ, УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      9220

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.