Последние новости

ЭЛЬВИРА УЗУНЯН ОТМЕТИТ ЮБИЛЕЙ В РОДНОМ ТЕАТРЕ

В этом году у народной артистки Армении и Грузии, оперной певицы Эльвиры Узунян юбилей. И хотя уже более двадцати лет она живет в США, каждый год приезжает в родной Ереван, где у нее свой дом, близкие, друзья, без общения с которыми, как говорит Эльвира Григорьевна, трудно жить. А потому именно здесь осенью в ее родном Оперном театре состоится торжественный вечер. Уже сейчас идет подготовка к ответственной встрече с любимыми зрителями.

- ЭТО БУДЕТ ДИАЛОГ С ТЕАТРОМ, с которым мы однолетки, - делится певица, - предстоит разговор с людьми, на протяжении долгих лет преданными моему творчеству, коллегами, с которыми мы в течение многих лет шли вместе по одному пути. Мне хотелось бы рассказать о тех, кто оставил значительный след в моей творческой жизни. Словом, отчитаться прежде всего перед собой – ведь в памяти, начиная с моих истоков, осталось много интересных воспоминаний и светлых дней…

Эльвира Узунян около сорока лет выступала на разных сценах мира в разных оперных постановках, во многих странах ее знают по сольным концертам, записям на радио, телевидении, дисках. Разве можно забыть ее завораживающее лирико-колоратурное сопрано, привлекательные яркие образы, созданные артисткой, – Виолетту в "Травиате", Марию в "Вестсайдской истории", Розину в "Севильском цирюльнике", Ануш в одноименной опере, Марфу в "Царской невесте", Маро в "Даиси", Лючию в "Лючии ди Ламмермур" - всего не перечислишь… Она запомнилась и в художественных фильмах "Люди нашего города" с Арменом Джигарханяном, "Белые берега", "Еще пять дней", "Частный случай", "Берег юности" ("Ленфильм" с Риной Зеленой, Игорем Горбачевым).

Начальное музыкальное образование ей получить не удалось – в музыкальную школу она ходила всего два года, а потом началась война, да и в доме не было инструмента. Но музыка здесь звучала всегда. Родители и бабушка прекрасно пели, а отец, не будучи музыкантом, играл на гитаре, мандолине, скрипке, фортепиано. Эльвира Григорьевна с детства знала наизусть многие арии из классических опер. А чуть позже на музыкальное формирование будущей певицы оказали влияние ее тетя с дядей – профессиональные музыканты и педагоги: пианистка Шаке Закарян и виолончелист Александр Чаушян. Вот как об этом рассказывает Эльвира Григорьевна.

- Мамина сестра с супругом преподавали и жили в те годы в ереванской школе им. Спендиарова. Я часто на каникулы приезжала к ним в гости, а они постоянно водили меня на спектакли в Оперный театр, на симфонические концерты. Я с удовольствием часами слушала музыку, которую играли их ученики во время школьных занятий. Звучание виолончели меня просто завораживало, я полюбила инструментальную музыку, а еще благодаря дяде, который параллельно работал в симфоническом оркестре Оперы, я познакомилась с национальной оперой. Особое впечатление на меня произвела опера "Ануш". Конечно, все это не могло пройти бесследно, и вскоре я стала самостоятельно заниматься по самоучителю игрой на фортепиано, даже чертила на бумаге клавиатуру. Постепенно я увлеклась и пением. Когда училась в последнем классе в школе, мне посоветовали пойти на прослушивание, так я оказалась в музучилище на вокальном отделении, в котором училась одновременно с учебой в Пединституте. А потом уже закончила и Тбилисскую консерваторию.

ЕЩЕ ТРЕТЬЕКУРСНИЦЕЙ И ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРСА молодых вокалистовв 1962 году Эльвиру Узунян пригласили в труппу ереванской оперы. С тех пор и началось восхождение певицы на музыкальный Олимп. Конечно, этот путь был нелегок и тернист. Но благодаря большому трудолюбию, упорству и целеустремленности, преодолевая различные преграды, в том числе и разного рода интриги, певица добилась огромного успеха, свидетельством чему являются прежде всего зрительское признание и любовь во многих странах мира, где она выступала. В те годы ездила она и в воинские части, к шахтерам, горнякам, механизаторам, бывала на БАМе, подвергая свою жизнь опасности, выступала в Афганистане, передвигаясь на БТРе, с одного пункта в другой под обстрелами.

В истории, да и в жизни, пожалуй, каждого человека случаются крутые повороты. Так произошло и в жизни Эльвиры Григорьевны. Наступил 1988 год, пришлось прервать все выступления – события того времени захлестнули всех, стало не до концертов. А в 1991 году певица уехала в США – ее пригласили на работу в Longy school of music, где действовал оперный класс, есть своя оперная студия. Параллельно с преподаванием выступала с концертной программой, составленной из армянской классики. Пропагандируя армянскую культуру, участвовала в музыкально-литературном фестивале, традиционно проходящем в Бостоне под открытым небом перед Домом-музеем Лонгфелло, в котором выступают представители разных национальностей. В ее исполнении звучали песни Комитаса, а супруг певицы – режиссер Роберт Макарян читал стихи армянских поэтов, переведенные на английский язык. Эти выступления тепло принимались американской аудиторией, а бессмертные произведения Комитаса всколыхнули не только армянские сердца.

Наверное, находясь вдали от родины, для многих людей такое понятие, как патриотизм, приобретает новый, более определенный, четкий смысл. Так и в случае Эльвиры Григорьевны. Не случайно, следуя зову души, она вместе с президентом клуба поэтов "Нью-ингланд" Даяной Тер-Ованесян выступала с просветительскими лекциями в бостонской библиотеке им. Кеннеди. Отойдя от своей профессиональной работы, она воплотила свою энергию, знания, опыт в других делах, в том числе периодически публиковала интересные материалы об армянских деятелях культуры, искусстве в русскоязычном журнале "Континент", где вела свою страницу по предложению редакции.

СПУСТЯ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ ЭЛЬВИРЕ ГРИГОРЬЕВНЕ предложили организовать школу эстетического воспитания детей. И эта идея захватила ее. Все началось с летнего лагеря "Арвест" при организации "Армениан арт-альянс", которой руководила племянница Ованеса Бадаляна Араксия Бадалян. В школе ставились спектакли, обсуждались интересные книги, занимались музыкой, рисованием, пластикой, изучали сценическое искусство, ездили на экскурсии, ходили в походы. Для Эльвиры Григорьевны (благо преподавательский опыт у нее был, ведь после окончания Педагогического института она некоторое время проработала в одной из тбилисских общеобразовательных школ) эта деятельность стала новым способом самовыражения, а самое главное, она чувствовала, что занята полезным делом, что нужна людям.

Конечно, Эльвира Григорьевна старается быть в курсе событий, происходящих в Армении. Здесь ее все волнует, и прежде всего сфера культуры, искусства, родной Оперный театр.

- Коллективу самому не справиться со своими проблемами, - говорит она. - Опере нужен особый статус и большое внимание со стороны государства. Безусловно, новые веяния диктуют свои условия, но мне бы очень хотелось, чтобы мы чтили свое прошлое и черпали творческие силы исходя из наших лучших многолетних традиций, относились бы к ним очень трепетно. Ведь у нас такая прекрасная история и не менее прекрасное здание Национальной оперы.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • УНИКАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ ДЛЯ ЛЕДОВОГО ШОУ
      2018-11-19 14:56
      927

      Как известно, 25 ноября в Спортивно-концертном комплексе им. К. Демирчяна ожидается грандиозное ледовое шоу. Это будет мировая премьера новой программы Евгения Плющенко "Короли льда", частью которого является уникальный музыкальный спектакль "Ахтамар. Вечная легенда о любви", созданный по мотивам одноименной поэмы Ованеса Туманяна.

    • АРТ-ПРОЕКТЫ АШОТА ТАТЕВОСЯНА
      2018-11-16 15:57
      2157

      На днях в Доме-музее Мартироса Сарьяна состоялась встреча с членом Союзов художников и архитекторов Армении и России, художником, графиком, дизайнером, архитектором Ашотом Татевосяном. Участник престижных армянских, российских и международных выставок, лауреат и дипломант многих конкурсов, автор различных художественных проектов, он представил свой очередной проект. Присутствующая на встрече замминистра культуры Армении Назени Гарибян представила гостя.

    • "ЧИПОЛЛИНО" НА СЦЕНЕ ЕРЕВАНСКОЙ ОПЕРЫ
      2018-11-12 15:30
      551

      В Национальном театре оперы и балета им. Спендиарова царила необычная обстановка. Зрительный зал был заполнен детьми и подростками, многие из которых, держась за руки родителей, бабушек и дедушек, впервые пришли на балет. И, пока не поднялся занавес и не началось красочное сценическое действие, ребячий гвалт не прекращался ни на минуту.

    • МАГ ВИОЛОНЧЕЛИ
      2018-10-26 15:45
      1289

      30 октября в Доме камерной музыки им. Комитаса ожидается выступление американского виолончелиста, вокалиста и композитора российского происхождения Яна МАКСИНА. Критики его называют "Магом виолончели". И не случайно, ведь он создал свой собственный уникальный стиль игры и своим исполнительским мастерством дарит слушателям волшебные музыкальные мгновения.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОД ЗНАКОМ НАРЕКАЦИ И СВЯТОГО МИНАСА
      2018-11-14 16:43
      1272

      Маленький театр и Versiliadanza отметили 10-летие сотворчества По разным маршрутам вот уже десять лет путешествует мощный, быстрый, как ветер, поезд-спектакль под названием "Седьмое чувство", оставляя за собой клубы эмоций своих зрителей и с каждым годом добавляя по вагону воспоминаний, друзей, опыта... Недавно ереванский Маленький театр при Центре детского эстетического воспитания им. Г. Игитяна и итальянская труппа Versiliadanza отметили 10-летие своего творческого сотрудничества.

    • "ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА КРЕСЛО ХУДРУКА НЕ СОБИРАЮСЬ"
      2018-11-14 16:40
      1634

      Запахом кулис он дышал с детства - по семейной традиции. В 15 лет, до срока окончив школу, мечтал поступать в ГИТИС и брал первые уроки мастерства у Александра Григоряна. В ГИТИСе мальчику велели подрасти, он вернулся в Ереван и поступил в Художественно-театральный институт, в мастерскую Ерванда Казанчяна. Уже на третьем курсе сделал свой большой спектакль по Мольеру в ереванском ТЮЗе. Потом еще - уже в Русском театре им. Станиславского. Но желание ехать в Москву как в театральную Мекку не отпускало, более того - реализовалось.

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОЙ ДУХОВНОСТИ
      2018-11-14 16:37
      1133

      Фонду содействия культурному образованию 10 лет Случаются в нашей культуре события, значение и масштаб которых определяются не "красными дорожками", широкоформатным пиаром и фанфарами, а той отдачей, которая работает не только сегодня, но и завтра. Именно такие события обретают статус "стратегических". Именно таким событием стало 10 лет назад создание при поддержке Министерства культуры РА Фонда содействия культурному образованию, который отмечает юбилей.

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      1039

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.