Последние новости

В РИТМЕ СЕРДЦА

Образцы редкого мастерства можно найти на выставке работ живописца и графика Анатолия ПАПАНЯНА, открытой в Доме художника Армении. Это первая персональная выставка художника на родине, более двадцати лет он живет и работает в Израиле. Однако многие армянские зрители помнят его работы: еще задолго до своего отъезда из Еревана он принимал активное участие в республиканских выставках. Но нынешняя персональная выставка благодаря богатству и разнообразию экспозиции дает наиболее полное представление о творчестве мастера, различных жанрах его живописи и графики.

Работа Анатолия Папаняна

ЕРЕВАНСКАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ОБЛАДАЕТ КАКОЙ-ТО ОСОБОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ И КРАСОТОЙ. Она убеждает, что Анатолий Папанян - один из самых оригинальных и сильных мастеров армянской школы изобразительного искусства, которые появились на художественной арене в 70-80-е годы. Экспозиция представляет чрезвычайно своеобразного живописца, завоевавшего широкое признание за рубежом, но пока еще недостаточно оцененного на родине соответственно подлинному содержанию его искусства. Это очень тонкий, знакомый со всеми тайнами современной живописи мастер, создающий сложные колористические построения. Простота его картин обманчива. Это сведенные к предельному лаконизму формулы жизненного опыта, блистательные художественные афоризмы. Они полны напряжения, внутренней энергии, далекой от умиротворенной гармонии. Перед нами страстные исповеди, дневник раздумий, переживаний, которые накидывают отсвет на изображаемый художественный мир.

Работа Анатолия Папаняна

Конечно, искусство Анатолия не сразу открывается зрителям: оно строится на пластической метафоре, выразительном символе. Но образы, создаваемые художником, всегда обладают выразительной физической ощутимостью. В какой-то миг в напряженной тишине полотна раскрывают свой потаенный, неохватываемый мимолетным взглядом смысл, свое поэтическое или философское содержание. Оно индивидуально в каждом отдельном случае. Совершенно очевидна тяга художника к созданию лирико-философской летописи времени, когда великое видится в малом. Над таким интонационным строем, над таким характером художественных влечений распространяется власть многовековых традиций, получивших ныне новую, полную молодых сил жизнь.

Родился Анатолий Папанян в Талине. В 1968 году он окончил Ереванский государственный художественный институт, принимал активное участие в выставках и в Армении, и за рубежом - в Цейлоне, Австрии, Люксембурге, Финляндии, Канаде, США, Израиле.

Холодное, бесстрастное мастерство всегда было чуждо Анатолию. Всем своим существом он - живописец. Гармония цвета, разнообразие переходов, контрасты цветовых ощущений, постижение окружающего мира через цвет, взаимодействие цветовых пятен и линий - все это Анатолий подчинил одному: найти образы, способные выразить бесценный клад человеческих чувств, эмоций. Его искусство выражает правду посредством метафор, символов, аналогий. Оно очаровывает оригинальностью, неповторимостью, свежестью поэтической выразительности.

Работа Анатолия Папаняна

ПИШЕТ ОН НЕ С НАТУРЫ, А, КАК ГОВОРИТСЯ, ОТ СЕБЯ: сюжеты и замыслы отшлифовываются в его сознании загодя, их нужно только перенести на холст. И вместе с тем он импровизирует на холсте, проявляя всегда удивительное, творчески активное отношение к делу. В картинах "Оргия", "Музыка ночи", "Музыка утра", "Соната", "Женщина и конь", "Аплодисменты канатоходцу" жанровые оттенки полностью сняты, и перед зрительским взором возникают своего рода художественно-философские притчи на значительные темы жизни. Художник отказывается в своих произведениях от прямого жизнеподобия и создает обобщенно-образные построения. Вместо иллюзии действия, разворачивающегося на глазах, создаются символическо-ассоциативные структуры. В некотором смысле они театральны - ведь зрителю предлагаются определенные мизансцены.

В любом из полотен Анатолия Папаняна видна строгая система взаимоотношений формы и образа. От поэтического замысла через определенный красочно-ритмический строй к образной экспрессии - вот обычный путь его работы. Натурой для него являются обычное жизненное впечатление, переживание, размышление, а не тот или иной конкретный вид, предмет. Вместе с тем это не хаотический, неуправляемый поток сознания, ибо к числу самых важных его качеств следует отнести концепционную ясность и последовательную завершенность его картин.

Рассматривая полотна "Некто", "Одиночество", "Сатаниана", "Алтер эго", "Дон Кихот", "Попугай", "Поэт", "Девушка и голова рыбы", "Голубая танцовщица", "Мальчик, пускающий пузыри", убеждаешься, что цвет в работах художника всегда доведен до наивысшего богатства: форма облагорожена, обретя полноту, контрасты и соотношения тонов создают вместе неповторимый стиль и метод этого оригинального мастера. Цвет он использует как развернутую метафору, выражающую духовную сущность происходящего.

Во многих картинах художник использует прием высвечивания определенных участков картины, как, например, в "Оргии". Это световая акцентировка соответствует контрапункту в музыке, что означает одновременное звучание нескольких самостоятельных мелодий. Музыкальным дыханием наполнены многие его полотна, и, в частности, цикл "Музыка". Именно музыка, по мысли художника, имеет возможность передать и мысль, и чувства не раздельно, не последовательно, а разом, так сказать, каскадом. Но музыкальность означает для него гораздо больше, чем ласкающее слух благозвучие. Музыка помогает ему открывать сокровенную суть бытия.

Работа Анатолия Папаняна

ДЛЯ МНОГИХ РАБОТ ПАПАНЯНА ХАРАКТЕРНА ЦИКЛИЧНОСТЬ. Но эти повторения не самоцель. Они возникают в результате развития темы, хотя между отдельными работами цикла есть композиционная разница и дыхание каждой картины разное. Таким образом он может прочувствовать тему до конца, и цикл дает ему возможность не только завершить, но и найти в последующей картине то, что ему не удалось осуществить в предыдущей. В то же время каждая работа цикла может жить самостоятельно, независимо от других.

На выставке широко представлена и сказочная графика художника, созданная в технике акватинты и в смешанной графике. Эти графические композиции также интересны и своеобразны: художник обладает счастливым даром находить точный и емкий пластический эквивалент большим чувствам. Смотря на графические полотна, ощущаешь свежесть, ничем не замутненную чистоту ощущения, силу высокого мастерства и любовь к своей профессии. В своем искусстве Анатолий Папанян использует две неопровержимые реальности: конкретную и абстрактную. В результате столкновения этих двух реальностей и рождается его искусство.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ХУДОЖНИК С БИЛЕТОМ ДАЛЬНЕГО СЛЕДОВАНИЯ
      2018-11-19 15:04
      315

      Он относится к тому типу современных художников, которые, независимо от политической погоды в стране, занимаются исключительно искусством. Народный художник, лауреат Государственной премии РА, действительный член Петровской академии наук и искусств Санкт-Петербурга, почетный член Российской академии художеств, Фараон МИРЗОЯН изумляет нас гармоничностью и плодотворностью своей деятельности.

    • ЯВЛЕНИЕ КАРМЕН
      2018-11-14 16:20
      2476

      Новая постановка шедевра Бизе на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова Что бы там ни говорили присяжные панегиристы нашего оперного театра, гастроли его коллектива за рубежом, последние премьеры, концерты с участием мировых звезд заметно оживили жизнь театра, вернули зрителя в зал. Отсутствие премьер, новых имен исполнителей, скудный репертуар - все эти докучные проблемы омрачали официальную безмятежность руководства театра. А между тем время требовало существенной перестройки, конкретности дел, принципиально иных творческих и организационных методов работы.

    • ОБРЕТЕНИЕ ПАМЯТИ
      2018-11-09 16:03
      2677

      В эти дни замечательному кинорежиссеру, народному артисту, лауреату Государственной премии РА Нерсесу Оганесяну исполнилось бы 80 лет

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2885

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МИР ВАГЕ ГАСПАРЯНА
      2018-11-14 16:12
      767

      В выставочном зала Академии художеств проходит первая персональная выставка художника Ваге ГАСПАРЯНА, ставшего в этом году руководителем кафедры рисунка и живописи факультета дизайна и прикладного искусства Академии художеств.

    • ОТ ЭПОХИ БРОНЗЫ ДО НАШИХ ДНЕЙ
      2018-10-31 15:34
      2431

      III-II тыс. до н. э. на Армянском нагорье - эпоха бронзы. В этот период производительные силы общества переживают огромный подъем. Возникает пахотное земледелие, применяются примитивные способы орошения земли и на этой основе развивается также садоводство. В число одомашненных животных включается лошадь.

    • ЭТО СТУЛ, ЕГО ТВОРЯТ
      2018-10-31 15:11
      1678

      В Российско-Армянском (Славянском) университете прошла выставка, одно лишь название которой - "Стулотворение" - уже привлекало внимание. В этом созидательном процессе с экстравагантным названием приняли участие два неординарных армянских мастера Ашот Багдасарян и Рубен Арутчьян.

    • КАРТИНЫ COLOFUL CABRIOLET В АРМЕНИИ
      2018-10-31 15:08
      1569

      В Национальной галерее Армении прошла выставка молодых грузинских художников. Организована она Посольством Грузии в рамках празднования 100-летия образования Первой Демократической Республики Грузии.