Последние новости

НЕМЫЕ СВИДЕТЕЛИ

В ночь на 17 мая 111 музеев Армении и Арцаха присоединились к акции "Ночь в музее", которая проводится у нас в стране уже в одиннадцатый раз

Акция осуществляется по инициативе Министерства культуры и коммуникаций Франции под патронатом Международного совета музеев (ICOM), ЮНЕСКО и Совета Европы с 2005 года. В этом году мероприятия прошли под лозунгом "Музеи - свидетели памяти" и были посвящены 100-летней годовщине Геноцида армян.

НА ЛЕСТНИЦАХ, ВЕДУЩИХ К ВХОДУ В МУЗЕЙ, РАССТАВЛЕНЫ ДЕТСКИЕ ТУФЛИ. По словам директора музея Нарине Тухикян, они олицетворяют тяжкий путь детишек к сиротскому приюту в Эчмиадзине, который открыл Туманян. Ближе к входу туфель становится все меньше. Известно, что из 10 тыс. отправленных из Турции детей больше половины не дошло до приюта. На всем пути - дневниковые записи писателя о тех страшных днях, а на стенах здания вывешены фотографии детей уже в приюте.

"Выставка "Геноцид армян и семья Туманяна" рассказывает о деятельности великого гуманиста и членов его семьи в годы Геноцида, - сказала Н.Тухикян. - Отдельный стенд рассказывает о судьбе младшего сына Туманяна - Артавазда, погибшего в 1918 году в Ване. Здесь же помещены его рисунки и карикатуры".

Отношения, связывающие О. Туманяна и полководца Андраника, были чрезвычайно теплыми и дружелюбными. Они зиждились на безграничной любви к родному народу, подкреплялись той вдохновенной до самоотречения преданностью, с какой они, каждый в силу своего призвания, исполняли свой долг. Андраник постоянно следовал советам и вдохновляющему слову великого поэта и гражданина. На фоне политических событий тех лет Туманян был едва ли не единственной его опорой. Об этом рассказывает другой стенд. В позициях Андраника и Туманяна относительно решения проблем армянского народа было много созвучного. Вся деятельность Андраника как борца подчинялась той же высокой цели, какой служил Туманян.

После освобождения Васпуракана Туманян 12-13 июня 1915 г. побывал в Ване. Этой поездке посвящены два стихотворения поэта ("Сдвигается тяжелый камень" и "На острове Ахтамар"). О. Туманяна потрясло увиденное. "Он мог стать богачом и почивать на лаврах, - замечает Андраник, - однако, презрев все это ради интересов своего народа, он страдал с ним заодно, разделяя его боль и горе".

ОТЛИЧНО ПОДГОТОВИЛСЯ К МЕРОПРИЯТИЮ И МУЗЕЙ СПЕНДИАРОВА. Весь вечер в музее звучали произведения выдающегося армянского композитора, в том числе и две симфонии, которые не исполнялись 100 лет.

"Эти симфонии были написаны в 1914-15 гг., - говорит директор Дома-музея Марине Отарян. - Они очень сложные. Композитор написал их под впечатлением тех трагических событий. Оба произведения прозвучали во дворе музея 21 апреля, и сегодня мы их дали в записи. Известно, что все средства от продажи нот Спендиаров направил на помощь семьям, пострадавшим в годы Геноцида". И, конечно же, гостей угощали вкусным какао, которое готовилось по рецепту Александра Афанасьевича.

В СООТВЕТСТВИИ С ДЕВИЗОМ НЫНЕШНЕЙ АКЦИИ В МУЗЕЕ РУССКОГО ИСКУССТВА состоялась выставка карпетов под названием "Потерянная родина - немые свидетели".

"Удивительно и достойно восхищения народное творчество в своем разнообразии и богатстве. В особенности это касается творчества армянского народа, который хотя и был по историческим обстоятельствам рассеян по миру, но сумел создать прекрасные образцы прикладного искусства и на разных концах Земли из века в век сохранять традиции своего искусства", - говорил Мартирос Сарьян.

Другой выдающийся деятель армянской культуры Рафаэл Исраелян писал о декоративно-прикладном искусстве: "Человека в быту окружают различные предметы, которые украшают его дом, уклад жизни. Многие из них человек воспринимает еще в раннем детстве, долгое время сохраняя формы и свойства этих предметов в своей памяти". Эти слова в полной мере относятся к такой важной отрасли прикладного творчества, как художественный текстиль, создающий среду, отражающую мышление народа и его восприятие мира.

"Один из самых традиционных видов прикладного искусства - карпет, который в наши дни переживает серьезный кризис, - сказала директор музея Ануш Тер-Минасян. - Именно поэтому сегодня особенно важно возвращение к национальным истокам - как в смысле использования национальных узоров и других художественных деталей, так и владения техникой ткачества карпета. Исследование композиционных закономерностей карпетов позволяет современному художнику - каждому соответственно его индивидуальности - воспроизводить традиционные средства художественной выразительности в своей практической работе".

Во все времена карпет достойным образом представлял и утверждал эту область нашей культуры по всему миру. Думается, молодые художники, которые сегодня представлены на выставке в Музее русского искусства студентами Дилижанского отделения ЕГХА и художественного колледжа им. П. Терлемезяна (класс доцента ЕГХА Асмик Казарян), на пути к осмыслению и развитию этого сложного вида искусства.

...Автор строк успел посетить только три музея. Жаль только, что невозможно было оказаться одновременно в нескольких местах. Ведь программы, организованные каждым музеем, были неповторимы и оригинальны. Впечатлений хватит на целый год.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПАМЯТНИК КАРО АЛАБЯНУ
      2018-11-16 16:03
      677

      В этом году Каро Алабяну исполнилось бы 110 лет. Но и сейчас, несмотря на то что прошло столько времени и уже подрастают его правнуки, Каро Александрович с гордостью подмечает в них замечательные человеческие черты деда - благородство, щедрость, уважение к близким.

    • ПОД УГРОЗОЙ ОРЕЛ ДЖИМА ТОРОСЯНА
      2018-11-14 16:17
      589

      Нужно во что бы то ни стало вернуть памятникам их первоначальный вид, освободить от всех произвольных добавлений и строго следить за неприкосновенностью истинных произведений искусства и архитектуры, а спонсорам с непонятным вкусом и большими деньгами посоветовать направить свою "благотворительность" на более важные для народа дела.

    • ПРОПУСТИТЕ "СКОРУЮ" И БУДЬТЕ ЛЮДЬМИ
      2018-11-14 12:22
      1496

      Вызывайте "скорую" только по надобности. Ведь, отвлекая врачей по пустякам, вы перегружаете станцию и, возможно, наносите вред другому больному, который нуждается в экстренной медицинской помощи.

    • ТЕХНОЛОГИЯ SUPERDUTCH В ГЮМРИ
      2018-11-07 16:58
      1090

      Именно через анализ взаимодействия между пространством и обществом можно будет предложить концепцию развития города, наиболее близкую жителям Гюмри. Естественно, мы будем максимально придерживаться методов национальной архитектуры, особенно в плане восстановления культурно-исторических зданий






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ