Последние новости

ФЕНОМЕН АРНО

Арно Бабаджанян - яркий представитель послевоенного поколения армянских советских композиторов, причисленный в дальнейшем к так называемой армянской могучей пятерке: Эдвард Мирзоян, Александр Арутюнян, Лазарь Сарьян, Адам Худоян, которые внесли весомый вклад в развитие армянской профессиональной музыки, оставив ряд значительных произведений в самых разных жанрах, начиная с массовой и эстрадной песни до сонаты, квартета, концерта, увертюры, симфонии, кантаты, киномузыки и т. д.

ОДНАКО АРНО БАБАДЖАНЯН, КОТОРОГО ЦЕЛЫЙ РЯД ОБЩИХ идейно-эстетических позиций роднит со своими коллегами-композиторами, все же значительно отличается и выделяется в этом ряду очень ярких, самобытных музыкантов, сумевших выйти из-под гигантского влияния ауры Арама Хачатуряна, обрести свой индивидуальный творческий почерк, синтезируя национальные музыкальные традиции с общемировыми. Пианист-виртуоз, блестящий исполнитель собственных и классических сочинений, которому особенно удавалась интерпретация произведений Шопена, Листа, Рахманинова, он создал произведения, отмеченные ярким индивидуальным стилем, национальным колоритом и виртуозным пианизмом. Бабаджаняну посвящены монографии, научные статьи, диссертации, однако при всей разносторонности этих исследований тема изучения творчества композитора и его стиля далеко не исчерпана.

Характерно, что остальные члены армянской "могучей пятерки" на протяжении всего творческого пути придерживались каждый по-своему какой-то одной стилистической манеры, скажем, неоклассицизма, довольно ощутимо проявившегося и сочетавшегося с собственными творческими устремлениями, как, например, в Квартете (1947) и Симфонии для струнных с литаврами (1962) Эдварда Мирзояна, в Симфонии (1957) и Симфониетте (1968) Александра Арутюняна, симфоническом панно "Армения", особенно в его первой части - "Гарни" (1966) и Скрипичном концерте (1973) Лазаря Сарьяна, не говоря о творчестве следующего поколения армянских композиторов, таких как Эдгар Оганесян (Первая Симфония, 1956), Левон Аствацатрян (Пролог и Мотет, 1969), Александр Аджемян (Камерная симфония, 1974), Сергей Агаджанян (Полимонодии, 1972), Тигран Мансурян (Партита, 1965), Рубен Алтунян (Концерт для органа,1965), Мартин Исраэлян (Кончерто гроссо, 1986) и другие.

ИНАЯ КАРТИНА ПРЕДСТАЕТ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ А.БАБАДЖАНЯНА. БАБАДЖАНЯН - поливалентный в стилистическом отношении композитор. В разные периоды творчества его воображением владели самые разнообразные стилистические направления, как магистральные для музыки ХХ века, так и национальные, скажем, представляющие как бы своеобразный диалог композитора с основополагающими фигурами прошлого армянской музыки. Совершенно естественно, что, начав свой творческий путь, обучаясь в классе выдающегося русского пианиста К.Н.Игумнова, как композитор, он находился в сфере мощного влияния творчества С.Рахманинова и А.Хачатуряна, в частности, их знаменитых фортепианных концертов. В первом же значительном произведении крупной формы А.Бабаджаняна "Героической балладе" (1950), при всем виртуозном блеске, масштабности замысла и пафосе содержания, явственно слышны влияния стилистических тенденций русского ориентализма, а также фортепианных концертов Рахманинова и Хачатуряна. Кстати, наряду с песнями жанр инструментального концерта занял в творчестве Бабаджаняна ведущее место.

Однако почти одновременно Бабаджанян создает такое диаметрально противоположное в стилистическом отношении произведение, как Полифоническая соната для фортепиано (1947, вторая ред. 1956), которая отмечена более зрелым почерком. В Сонате перед нами самобытный художник, ищущий собственный путь в музыкальном творчестве.

Бабаджанян - композитор больших интуитивных прозрений. То, что Полифоническая соната - большой шаг вперед, произведение новаторское как для самого автора, так и для армянской музыки в целом, очевидно. Но был ли тогда знаком автор с течением музыкального конструктивизма или явлением политональности? Скорее всего, нет. Учитывая закрытость советского общества того времени, наличие железного занавеса и идеологического давления и тем более гонения за формализм в искусстве, которые не обошли таких гигантов, как Прокофьев, Шостакович и Хачатурян, Бабаджанян вряд ли в те годы был знаком с сочинениями, скажем, Хиндемита или Мессиана. Однако на него, как нам кажется, не могло не оказать воздействия фортепианное творчество С. Прокофьева, композитора-новатора, к тому же блестящего пианиста, нередко выступавшего с исполнением собственных произведений. Все остальное из области индивидуальных поисков и гениальной творческой интуиции.

Одно из наиболее известных и исполняемых произведений А. Бабаджаняна 1960-х годов - это "Шесть картин" для фортепиано (1965), запись которых сохранилась в виртуозной интерпретации самого автора. Что мы слышим в этих оригинальных, изящных, а подчас как бы сметающих все на своем пути взрывах "варваризма" этих пьес? Неофольклоризм, идущий от "Весны священной" Стравинского, и наряду с этим - с юмором и весьма изобретательно примененные принципы додекафонии, переклички с фортепианными танцами Комитаса. То есть своеобразный синтез сразу трех стилистических направлений, преломленных сквозь призму собственного индивидуального стиля Бабаджаняна.

В 1970-х ГОДАХ АРНО СОЗДАЕТ ДВА СОЧИНЕНИЯ ДЛЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ПЕВИЦЫ ЛУСИНЭ ЗАКАРЯН. С учетом ее основного репертуара он обращается к армянскому средневековому духовному песнетворчеству, выбирая для обработки одно из наиболее ярких в мелодическом отношении кантиленных песнопений заупокойной службы "Оржам". Шаракан, автор которого нам не известен. Не исключено, однако, что это Нерсес Шнорали, выдающийся гимнограф ХII века Киликийской Армении, творчество которого оказало огромное влияние на армянскую гимнодию последующих веков.

Творчество Католикоса Нерсеса Шнорали охватывает все бытующие в то время жанры поэзии и гимнодии - от назидательных загадок до духовных и светских поэм, а также шараканов (его перу принадлежит одна треть песнопений армянского Гимнария), тагов, гандзов и духовных песен внелитургического содержания. Он известен и как искусный музыкант-теоретик, который обогатил существующую с VIII-IX вв. в Армении невменную систему нотописи 23 новыми знаками так называемых хазов Манрусума, то есть хазов мелизматического, калофонического, иначе говоря, искусного сольного пения, наиболее полно соответствовавшего передовым вкусам и художественным идеалам своего времени.

Но как подошел к этой жемчужине армянского средневекового мелоса А. Бабаджанян? Обработав "Оржам" для голоса и фортепиано, а в последствии в сопровождении камерного струнного оркестра он обратился к стилистике неоклассицизма, придав инструментальному сопровождению черты генделевской величественной и напевной по своей природе мелодике и фактуре. В тех же традициях создан и "Вокализ" для голоса и струнного оркестра, поныне исполняемый и любимый многими вокалистами.

И, наконец, одно из последних произведений Арно Бабаджаняна - "Элегия" для фортепиано памяти Арама Хачатуряна, в которой композитор обратился к одной из наиболее известных песен великого армянского ашуга Саят-Новы - "Кани вур джаним" ("Покуда жив я для тебя"). Гусано-ашугский мелос, импровизационное начало, присущее творчеству этих армянских менестрелей, широко текущая мелодия и лирическая напевность произведений Саят-Новы как нельзя лучше отвечали, резонировали собственному стилю Бабаджаняна. Не случайно в том же русле сочинен и "Ноктюрн" для фортепиано и оркестра, существующий в двух версиях: собственно инструментальной с солирующей партией фортепиано и вокально-инструментальной - для солирующего баритона и оркестра. Широко известна интерпретация этого сочинения Иосифом Кобзоном в сопровождении эстрадно-симфонического оркестра. В основу песни легли стихи "Вспомни обо мне" Роберта Рождественского. Здесь, однако, в напевной манере мелодики Бабаджаняна звучат и джазовые, блюзовые интонации.

Таким образом, диапазон творческих исканий, стилистических приемов в музыке Арно Бабаджаняна поражает своим охватом, вкусом, широтой и разнообразием. Это, как уже отмечалось, и русский ориентализм, и конструктивизм, и неофольклоризм, и политональность, и додекафония, и традиции средневекового армянского духовного мелоса, Хачатуряна, Комитаса и Саят-Новы. Именно поэтому, на наш взгляд, его следует характеризовать как художника поливалентного типа, схожего со Стравинским, Пикассо, Кочаром, творчество которого продолжает восхищать и доставлять эстетическое наслаждение миллионам слушателей.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • В ПОИСКАХ УТРАЧЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
      2016-05-03 14:23
      3034

      В зале особых мероприятий Центра искусств "Гафесчян" состоялся ереванский дебют замечательной молодой певицы из Франции Мариам САРКИСЯН. Обладающая на редкость красивым по тембру голосом - россиниевским меццо-сопрано, великолепной дикцией и тонким чувством стиля, певица в течение двух вечеров представила разнохарактерные концертные программы: одну из сочинений западноевропейских, а другую - армянских композиторов. Ученица Зары Долухановой, а затем Анны Марии Бонди в парижской Schola Cantorum и Даниэля Оттевара в Ecole Normale de Musique, она ведет активную концертную деятельность как во Франции, так и за рубежом, выступая во многих престижных концертных залах и на международных фестивалях. Целеустремленность и трудолюбие, успешные выступления и в оперном, и в кантатно-ораториальном жанрах способствовали обретению необходимого опыта и выработке собственных принципов в искусстве. 

    • КОЧАРИ НА НАБЕРЕЖНОЙ КРУАЗЕТТ
      2015-06-10 12:28
      2206

      ...27 мая завершился очередной международный Канский кинофестиваль, и вот на фасаде того же прославленного Дворца фестивалей появился гигантский красочный постер, который оповещал о проведении 5-8 июня ежегодного крупнейшего международного музыкального форума МIDEM, аббревиатуры, означающей Marche Internatinal de Disques et Misique, то есть Международной ярмарки дисков и музыки. Организаторы этой существующей с 1964 года ярмарки сочли уместным сделать страной почета, иначе говоря, почетным гостем фестиваля, Армению, имея в виду, разумеется, отмечаемое в этом году 100-летие Геноцида армян в Османской империи. Высокий статус, которым наделили Армению в этом году организаторы фестиваля, еще раз свидетельствует о том, что Франция верна своим гуманистическим принципам в деле признания Геноцида.

    • НА ПИКЕ ЗРЕЛОСТИ
      2014-01-27 08:00
      1837

      Тиграну Мансуряну - 75 летЕго приход в искусство был ярким, стремительным и совпал с серединой 60-х годов, когда армянское искусство в целом переживало время перемен, поисков и переосмысления национальных традиций. Еще будучи студентом консерватории, обучаясь в классе композиции замечательного композитора и педагога, народного артиста СССР, профессора Л.М. Сарьяна, он обратил на себя внимание своей одаренностью, целенаправленностью и удивительным трудолюбием.

    • ДНИ КШИШТОФА ПЕНДЕРЕЦКОГО В ЕРЕВАНЕ
      2014-01-18 00:00
      1362

      "Величайший из ныне живущих композиторов" - так именуется признанный мастер музыки наших дней Кшиштоф Пендерецкий, согласно премии, полученной им в Каннах за выдающийся вклад в мировую современную музыку. Композитор, давно снискавший мировую славу, чей 80-летний юбилей в этом году широко отмечается во многих странах. И естественно, что в Армении юбилейного фестиваля Пендерецкого, прошедшего 13-17 января в рамках 15-го международного фестиваля "Ереванские перспективы", ждали с особым волнением.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Умер композитор и дирижер Борис Темирканов
      2018-10-26 17:06
      83

      Российский дирижер и композитор, главный дирижер симфонического оркестра Кабардино-Балкарской государственной филармонии Борис Темирканов скончался на 82-м году жизни после продолжительной болезни. Об этом сообщили агентству "Интерфакс" в пресс-службе Минкультуры Кабардино-Балкарии, передает aysor.am.

    • 10 ЛЕТ БЕЗ МУСЛИМА МАГОМАЕВА
      2018-10-24 15:15
      1289

      25 октября исполнится 10 лет, как не стало великого певца Муслима Магомаева, любимца всего Советского Союза. К сожалению, некоторые недобросовестные люди и эту дату попытались использовать для нагнетания нездоровых страстей. В частности, 13 и 21 октября по НТВ показывали фильм Татьяны Митковой "Муслим Магомаев. Возвращение".

    • СИНТЕЗ ПОДЛИННОСТИ И НОВИЗНЫ
      2018-10-22 16:34
      5701

      Гастроли Юрия БАШМЕТА и руководимого им камерного ансамбля "Солисты Москвы" На прошлой неделе в культурной жизни Еревана произошел мощный всплеск - после пятилетнего перерыва в Большом концертном зале филармонии им. А. Хачатуряна мы вновь встретились с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом и руководимым им камерным ансамблем "Солисты Москвы". Единственный концерт прославленного коллектива состоялся в рамках беспрецедентного по нынешним временам XIX международного фестиваля "Ереванские перспективы".

    • ВЛЮБЛЕН В МУЗЫКУ И ЖЕНАТ НА ВИОЛОНЧЕЛИ
      2018-10-17 15:43
      4260

      Виолончелист Артем Манукян - желанный гость в Ереване. Его выступления на родине всегда проходят при полном аншлаге, собирая публику, открытую ко всему новому, неожиданному, экспрессивному. За 7 лет жизни и творчества в США он обрел поклонников практически по всему миру, столь часты его гастроли и широк спектр музыкального сотрудничества. Арто Тунчбояджян, Ваагн Айрапетян, Тигран Амасян, Вардан Овсепян, Джо Завинул, Драко Россо, Рики Мартин, Стиви Уандер, Гретхен Парлато и многие другие - перечислить всех звезд мировой музыки, с которыми выступал талантливый виолончелист, трудно.