Последние новости

ФЕВРАЛЬСКАЯ МУЗЫКА В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ

Музыкальные афиши, извещающие о концертах известных зарубежных артистов, свидетельствуют о том, что репертуарная палитра сегодняшней концертной жизни Еревана обещает стать достаточно насыщенной. Она включает произведения всех эпох, стилей национальных школ и направлений. И в этом заслуга многих наших коллективов и в первую очередь - Национального филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна. Примечательно, что укрепляются контакты не только с нашими соотечественниками из Спюрка, но и с музыкантами из Европы, США - пианистами, скрипачами, виолончелистами, дирижерами. Контакты эти расширяются, обогащаются новыми формами, способствуют сближению культур.

ФЕВРАЛЬ ПОРАДОВАЛ ЯРКИМИ ГАСТРОЛЯМИ ИЗВЕСТНОГО ПИАНИСТА ИЗ МАКЕДОНИИ СИМОНА ТРПЧЕСКИ. Он давно уже завоевал признание, выступая на самых престижных сценах мира, давая как сольные концерты, так и в ансамбле с музыкантами экстра-класса, такими, как всемирно известная скрипачка Джулия Фишер, виолончелист Даниел Мюллер-Шоте и другими.

В программу концерта Филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, в котором Симон Трпчески солировал, вошли Первый и Третий концерты Прокофьева. Вначале в исполнении оркестра прозвучала Увертюра великого композитора на европейские темы. Так что вечер получился монографическим.

Этот концерт побуждает оценить не только и не столько исполнение пианистом данной программы, сколько его исполнительский стиль в целом. Потому что у артиста его масштаба за конкретной интерпретацией ощущается именно стиль, тем более, что ему присуща (что, впрочем, тоже есть родовая черта высокого мастерства) особая точность воплощения авторского замысла, выраженного с таким необычным и редким ныне благородством, с такой глубиной постижения, что вся интонационная жизнь музыки предстала у него одухотворенной поэзией. При этом ни одного театрального жеста, никакого эмоционального разгильдяйства - мера во всем, чувство величайшей самоотдачи. Захватывал он искренностью, бесстрашием таланта, верой в реальность образа, творимого им. И, конечно, удивительной техникой. Только мы не замечали ее, потому что находились под влиянием его повышенной эмоциональной температуры. Но и эмоция отшлифована, сохраняя при этом удивительную первозданную силу. В этом - один из главных секретов неотразимой притягательности искусства артиста.

Музыкальный язык Прокофьева оказался на редкость созвучным особенностям дарования Симона Трпчески. Его игра поражала классической выверенностью формы, неукоснительной логикой каждого движения и образной выразительностью. Особенно захватывал гротекст, напор, стремительная виртуозность, которые не затмевают широчайшего лирического потока мелодии в разработке главной темы. В прокофьевских концертах Симон Трпчески покорил умением сложнейший язык автора принять как родной, отыскать в вихре фантазий композитора столько выразительных и ярких моментов и ничем не дискредитировать смысл сочинений. Игру пианиста можно было назвать скульптурной - так выпукло и отчетливо воспринимался каждый звук. Логика трактовки помогала пианисту "зажечь" и публику, и оркестрантов, добиться поразительного  контакта с оркестром, который и в первом и во втором отделениях звучал легко, прозрачно, реагируя на все дирижерские посылы. Оркестр, дирижер и пианист творили в едином порыве, основанном на полном взаимопонимании. Конечно, публика аплодировала стоя, не хотела отпускать музыкантов и получила великолепный бис - повтор одного из частей Третьего концерта.

Судя по этому выступлению македонского пианиста, легко представить, с каким вдохновением проходят его выступления по миру, открывая широким слушателям тайну творчества исполняемых авторов.

ЕЩЕ ОДИН ВЕЧЕР В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ ФИЛАРМОНИИ ИМ. АРАМА ХАЧАТУРЯНА оставил яркий след в душах слушателей, присутствовавших на концерте, завершающем месяц. Он представил прославленного маэстро, главного дирижера Берлинского симфонического оркестра Лиора Шамбадала и тончайшего британского скрипача российского происхождения Александра Ситковецкого, известных нашей публике по прежним гастролям.

В программу концерта, которым дирижировал Лиор Шамбадал, были включены увертюра "Сон в летнюю ночь", великолепно исполненная Филармоническим оркестром под его руководством, Скрипичный концерт и Пятая симфония Мендельсона. Этот концерт тоже оказался монографическим. Достоинства Лиора Шамбадала-музыканта были оценены не только слушателями, но и коллективом Филармонического оркестра, устроившим ему овацию.

Исполнительская воля дирижера поразила во всех трех произведениях, интерпретации которых отличались и масштабностью формы, и тонкостью деталей.

Что происходит, когда, преодолевая напряжение, талантливый музыкант вырывается на просторы свободной исполнительской импровизации, когда в руки дирижера попадает партитура композитора, духовно ему близкого? Цепь замыкается вспышкой ослепительной яркости, сметая прежние исполнительские штампы. Такая вспышка произошла в Пятой симфонии Мендельсона и в его единственном Скрипичном концерте. В этих, кстати, нередко исполняемых произведениях, оркестр под управлением маэстро Лиора Шамбадала нашел удивительно свежие краски. К тому же это было театрально красиво и одухотворенно.

Однако несомненной кульминацией было исполнение Скрипичного концерта Мендельсона, в котором солировал талантливый артист Александр Ситковецкий. Известный своей восхитительной простотой и глубокой экспрессией, скрипач и на этот раз не обманул ожиданий слушателей. И даже с избытком, который как раз и создается благодаря живому контакту исполнителя с аудиторией.

Звучание каждой музыкальной фразы соответствовало ее смыслу, ее характеру, а индивидуальные свойства артиста выражали эти непреложные истины в особой, только ему присущей гамме звуковых красок. Многое можно сказать об этом концерте, о прозвучавшей музыке - ее красоте, естественности ее мелодического дыхания. Но главным, вероятно, остается духовная, человеческая сущность: мудрая отзывчивость художника.

- Я уже в третий раз приезжаю в Армению, - сказал после завершения концерта главный дирижер Берлинского симфонического оркестра Лиор Шамбадал. - Очень доволен встречей с вашим оркестром, прекрасными музыкантами, теплой публикой. Скажу искренне: объездив многие страны, отношусь к вашей публике с особым чувством. Она приходит на концерт не для развлечения, а для того, чтобы испытать духовное и эмоциональное переживание.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      11449

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • ИСКУССТВО ВЫДАЮЩЕГОСЯ МАСТЕРА
      2015-12-16 16:02
      2900

      Его имя хорошо знакомо профессионалам и любителям музыки. Один из могикан армянской школы игры на трубе, Микаел ХАЧАТРЯН неизменно собирал на свои концерты широкую аудиторию поклонников, почитателей его таланта. Этого большого, на редкость одаренного музыканта, опытнейшего педагога, не по таланту скромного, застенчивого помнят все те, кто долгие годы работал с ним рядом, кто у него учился, и те, кому только случайно довелось с ним встретиться. Не много в нашей жизни людей, память о которых так врезается в ум и сердце. Об этом свидетельствуют и высказывания о нем его современников.

    • ЛАУРЕАТ КОНКУРСА ИМ. ЯНА СИБЕЛИУСА
      2015-12-14 15:58
      2082

      Чудо искусства - не метафора. Сколько усилий нужно приложить, чтобы людей, озабоченных нынешними проблемами, сделать хоть немного радостными. Эту радость доставила весть об успешном выступлении на Международном конкурсе им. Яна Сибелиуса нашего соотечественника, двадцатилетнего скрипача из Вены Эмиля Чкнаворяна, сына дирижера, хорошо известного в Армении и за рубежом, Лориса Чкнаворяна.

    • МАСТЕР О МАСТЕРАХ
      2015-12-04 15:01
      1612

      "Прошедшие и сегодняшние дни" - так называется книга, вышедшая недавно в издательстве "Геворг - Грайр". Конечно, читателей может привлечь к книге прежде всего признанный всеми авторитет автора - известного режиссера театра, народного артиста, лауреата Государственной премии РА, профессора Ерванда КАЗАНЧЯНА.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ОРАТОРИЯ В КАМНЕ
      2017-12-12 12:28
      53

      Двух одинаковых хачкаров не бывает. Двух похожих мастеров хачкара – тоже Ровно семь лет назад, в ноябре 2010 года, хачкар был внесен в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества. "Хач" – это крест, "кар" - камень. Но для армянина хачкар не просто крест-камень. Хачкар – это молитва на языке камня, это каменная служба армян, знак преображения безжизненной субстанции в духовное начало. Знак самости народа, первым принявшего христианство как государственную религию. Искусство создания хачкаров, истоки которого крепко вросли в толщу веков, развивается и сегодня. Зодчие из Ванадзора, народный мастер Сергей ДАНИЕЛЯН и художник и скульптор Богдан ОГАНЕСЯН, продолжают традиции древних мастеров и пишут новую историю этого искусства в камне. 

    • "НОВЫЕ ИМЕНА" НА КОНЦЕРТАХ В США
      2017-12-05 09:55
      2525

      Юные представители программы "Новые имена Армении" вернулись из США, где приняли участие в серии концертов. Конгресс США, Всемирный банк, Посольство Армении, Армянское культурное общество, образовательный центр при Армянской церкви Вашингтона - в каждом из залов представители армянской диаспоры и другие граждане Соединенных Штатов стоя рукоплескали юным музыкантам-армянам, в делегацию которых на этот раз вошли наши соотечественники из Армении и России.

    • НАРОДНЫЕ ПЕСНИ НУЖНО БЕРЕЧЬ
      2017-12-01 15:59
      2029

      В советское время на телевидении и в театрах существовал художественный совет, который решал, что и когда показывать. И поэтому такой пошлости и вульгарности не было

    • ГОЛОС АРЦАХА В ТБИЛИСИ
      2017-12-01 15:46
      2343

      Прошедший в Тбилиси конкурс песни "Детское Евровидение" преподнес немало сюрпризов. Во-первых, было возвращено право зрительского голосования, проводимого в два этапа. Первый начался за пару дней до конкурса и функционировал в день его проведения до 15.59 по тбилисскому времени, а второй открылся после выступления всех участников и длился 15 минут. А во-вторых, это самое право было отобрано у зрителей, во всяком случае Армении, в течение как минимум 10 финальных минут, поэтому проголосовать за любимца нашей публики (и не только) Мишу Григоряна практически не удалось. Буквально после первых минут от старта голосования пользователи Фейсбук начали жаловаться на то, что сайт для голосования не удается открыть, отсутствует возможность голосования, сайт заблокирован и т.д.