Последние новости

"АРМЯНСКАЯ СЮИТА" ПО-ШВЕЙЦАРСКИ

За бурными политическими перипетиями уходящего лета значимый для музыкальной общественности города визит в Ереван остался незамеченным. Очень жаль. В середине лета несколько дней с неофициальным визитом у нас гостил швейцарский музыкант Фриц Ренолд. Саксофонист, основатель швейцарского молодежного оркестра, организатор международного музыкального фестиваля, владелец звукозаписывающего лейбла и продюсер, он приехал в Ереван на "разведку боем".

ФРИЦА РЕНОЛДА К МУЗЫКЕ ПРИУЧИЛ ОТЕЦ, САМ ПРЕКРАСНО ИГРАВШИЙ НА АККОРДЕОНЕ. Мальчик пошел учиться игре на кларнете. Уже в первых классах он одинаково хорошо играл произведения Моцарта, песни "Битлз"  и негритянские спиричуэлз. В 14 лет он становится участником школьного джаз-оркестра и играет на саксофоне. Тогда же впервые он познакомился с настоящим современным джазом. Услышав легендарных музыкантов Чарли Паркера, Майлса Дэвиса и других, он влюбился в джаз и с головой ушел в жанр. Продолжил он свое образование в Мекке джазовой музыки – музыкальном колледже Беркли в Бостоне. По результатам вступительного экзамена получил грант легендарного продюсера и музыканта Куинси Джонса. В колледже учился сразу на двух факультетах: исполнительском и композиторском. После окончания обучения остался преподавать в том же колледже. Там же он образовал свой коллектив вместе с французским пианистом Кристианом Джакобом. Позже к ним присоединились и другие будущие звезды джаза – саксофонист Джерри Бергонзи, басист Брюс Гертц и барабанщик Ян Фроман. Сделанная ими запись практически моментально попала в десятку лучших джазовых композиций в программе All American Jazz на джазовом радио WCNY. В 1989 году они совершили большое европейское турне. Потом пошла череда записей на различных студиях.

Через несколько лет Фриц Ренолд возвращается на родину, создает биг-бэнд кантона Арау. Он приглашает гостей из США поиграть с молодыми швейцарскими музыкантами, организовывает зарубежные поездки для оркестра и, в конце концов, приходит к идее создания некоего учебного центра для молодых джазовых музыкантов, а затем берется за организацию и проведение серьезного международного джаз-фестиваля Jazzaar, гостями которого с начала 90-х годов были чуть ли не все известные музыканты мира. Чуть позже транснациональная компания "СОНИ Мьюзик" предлагает ему контракт на запись сольного альбома. Он становится первым швейцарским музыкантом, получившим такой контракт. Особой гордостью Ренолда является его участие в мемориальном оркестре Дюка Эллингтона, где он играл вместе с ветеранами оркестра великого композитора и музыканта. За прошедшие пару десятков лет он сочинил и аранжировал более 650 композиций, записал около шестидесяти альбомов, выступал с лучшими музыкантами мира, осуществлял различные крупные проекты, в частности, запись первой в истории полной версии "Трехгрошевой оперы" в джазовой обработке, представление собственной джазовой оратории на библейскую тему и другие, им подобные.

 Саксофонист и продюсер Фриц РенолдИ ВОТ МЕСЯЦ НАЗАД ФРИЦ РЕНОЛД ПОБЫВАЛ В ЕРЕВАНЕ. Как выяснилось, он давно интересуется армянской историей и культурой. Музыкой, в частности. По его словам, которые в ходе его визита не раз подтверждались, он достаточно хорошо знаком с историей и культурой Армении и впечатлен ее древностью и богатством. И, кстати, в первый же свободный от реализации основной своей задачи день, он посетил Музей геноцида в Цицарнакаберде и, по его же словам, был потрясен увиденным. Потом, конечно, последовали экскурсии в Гарни и Гегард и "дальше без остановок". Забегая несколько вперед, следует отметить, что уехал он полностью удовлетворенным увиденным и услышанным. Его впечатления можно прочитать на его веб-странице и в Фейсбуке, где он устроил целую фотогалерею из более чем 150 фотографий, сделанных им в Армении.

Но "туризм" был лишь побочной составляющей его визита. Он приезжал по весьма серьезным делам. Их было много.

Дело первое. Однажды, услышав звук дудука и игру Дживана Гаспаряна, он, будучи опытным и виртуозным кларнетистом и саксофонистом, загорелся идеей приобрести для себя этот волшебный инструмент и, конечно, научиться на нем играть. Причем он не собирается достичь высот Гаспаряна или хотя бы исполнителя среднего уровня. Ему надо просто почувствовать этот инструмент, прочувствовать его душу и понять, где и как его можно использовать.

Дело второе. Он хотел ознакомиться с возможностями Армении в области звукозаписи. Можно ли в Ереване хорошо, на современном уровне записать большой оркестр. Есть ли студия звукозаписи, оборудованная необходимой ему по качеству аппаратурой и достаточной вместимостью для записи большого симфонического оркестра и ритм-группы.

Дело третье. Ему нужно было убедиться, что здесь есть классный оркестр, состоящий из музыкантов, которые в состоянии воплотить в жизнь то, что он написал. Он хотел почувствовать армянскую культуру, так сказать, вживую, набраться эмоций, чтобы можно было писать соответствующую музыку

Хотел лично познакомиться с армянскими музыкантами, чтобы знать, кого можно в дальнейшем пригласить на проводимый им джаз-фестиваль. Как опытного продюсера, его также интересовала ситуация с прессой и электронными медиа на предмет рекламы и промоушена задуманного им проекта.

НЕ БЕЗ ГОРДОСТИ МОЖНО КОНСТАТИРОВАТЬ, ЧТО ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ ФРИЦ получил положительные ответы. Вернее, он сам в результате увиденного и услышанного сделал для себя положительный вывод. Ну а теперь  о том, что, собственно, задумал швейцарский музыкант. По его словам, он давно интересуется восточной культурой. В его арсенале записи с музыкантами этих самых стран. Теперь вот подошла очередь и Армении. Он собирается написать "Армянскую сюиту" для симфонического оркестра и джаз-квартета и в настоящее время собирает материал для работы над этой темой. В партитуре серьезное место будет отведено дудуку. Следующим летом он намерен приехать в Ереван с тройкой знаменитых джазовых музыкантов - Карлом Алленом, Мирославом Витоушем и Кристианом Джакобом –  представителями разных стран, а также пригласить дирижера из России, причем женщину (для придания особых ощущений) и вместе с армянским камерным оркестром записать свои произведения и парочку джазовых стандартов. И для этого ему и нужны хорошая студия и местные высококлассные музыканты. Следуя своему принципу, он не хочет опираться на какой-либо из имеющихся оркестров, а набрать музыкантов из разных составов. "Так интереснее работать!" Если этот опыт окажется удачным, то он намерен к 2018 году закончить работу над своей "Армянской сюитой" и вновь приехать в Ереван для ее записи. Для осуществления этого проекта намерен привлечь джаз-оркестр, исполнителя на дудуке и других народников.

Фриц остался доволен и деловыми встречами и переговорами. Наш молодой талантливый исполнитель на дудуке Норайр Гапоян поводил его по мастерам, создающим этот инструмент, помог выбрать лучший вариант и даже дал маленький мастер-класс игры на дудуке. Худрук нашего Гос. джаз-оркестра Армен Уснунц подробно проинформировал о музыкальных коллективах, возможностях взаимодействия, помог установить необходимые контакты. Ренолда познакомили с владельцами студии, представителями пишущей о музыке братии.

ДЛЯ МЕСТНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТИ БЫЛИ ТАКЖЕ ВЕСЬМА ИНТЕРЕСНЫ и полезны долгие и детальные обсуждения актуальных вопросов с гостем из Швейцарии. Так, на вопрос о том, что для записи каждого своего альбома он приглашает музыкантов из разных стран, а вот ни разу не удосужился пригласить хотя бы одного армянского музыканта, он вполне категорично и конкретно ответил: "А вас никто не знает! Вы должны позаботиться о рекламе, промоушене. Сделать так, чтобы о вас заговорили. Почему вас, армян, никогда не видно на многочисленных музыкальных ярмарках, почему не рассылаете свою музыку на различные радиостанции, в музыкальные журналы, интернет-сайты? Почему нигде нет рецензий на армянские альбомы, информации о музыкальных событиях, проходящих в Армении или о зарубежных гастролях ваших музыкантов? Как я мог пригласить, например, Армена Уснунца на запись, если я с ним познакомился только сегодня? Это большая и серьезная работа, и ею надо заниматься, если хотите выйти на международный уровень, или точнее, на международный рынок".

Прощаясь, хозяева спросили его, что он отметил для себя, на, так сказать, бытовом уровне. И этот ответ тоже был достаточно конкретным : "Армянские женщины! Очень красивые! Меня об этом предупреждал и уверял, что я буду поражен этим фактом, Ричард Бона, который недавно гастролировал у вас в Ереване. Теперь я увидел этот феномен собственными глазами и, конечно, мои впечатления полностью совпали с его".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ПЕСНИ ЕРЕВАНА В БОСТОНЕ
      2019-01-24 11:09

      Имя Самвела ГАЛСТЯНА стало известно в 80-е годы. Он родился в Ереване, свое музыкальное образование начал в Музыкально-педагогическом училище имени А.Хачатуряна. Это были годы, когда в Армении наблюдался мощный подъем культурной жизни и музыка, хорошие песни звучали повсюду.

    • ПРИГЛАСИЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ ДО ТРЕХ ЛЕТ ОТ РОДУ
      2019-01-22 11:23

      О необходимости повышения культуры - в частности, музыкальной - говорится много. В том, что этим надо заниматься, убеждать никого не надо. Кого ни спросишь - все за. Всем не нравится, что происходит в нашем теле- и радиоэфире, на сценах залов и клубов. Все говорят: надо что-то делать!

    • О БЕДНОМ ПЕШЕХОДЕ ЗАМОЛВИТЕ СЛОВО!
      2019-01-18 11:24

      Говорят, что быть назойливым некрасиво. И повторять одно и то же десятки раз не стоит. Можно прослыть надоедливым. Но как же быть, скажите на милость, если люди с первого, второго и даже третьего раза не понимают или же, скорее всего, делают вид, что не понимают? Да, признаюсь, что на тему,  о которой пойдет речь, уже приходилось высказываться на страницах газеты. Но, в отличие от других случаев, на эти публикации те, к кому были обращены призывы принять меры, никак не отреагировали.

    • ХАЛТУРНЫЙ НОВЫЙ ГОД
      2019-01-17 13:44

      Как известно, воспоминания детства самые стойкие. Вот и я недавно, в праздничные дни, вспомнил, как родители водили меня на елку в Дом офицеров. Большая живая елка, яркие шары, Дед Мороз со Снегурочкой водят хороводы с детьми вокруг елки, просят их рассказать стишок или спеть песенку. Потом были целлофановые мешочки с подарками - конфеты, печенье, мандарины.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПРЕЗИДЕНТ АРЦАХА: СТЕПАНАКЕРТ ДОЛЖЕН ПРОВЕСТИ ПЕРЕГОВОРЫ С БАКУ
      2023-09-09 20:04

      Очевидно, что цель конституционных норм об избрании нового президента на переходный период в случае возникновения вакансии на должность действующего президента в условиях военного положения заключалась в том, чтобы в случае ухода президента, избранного путем прямой демократии, с поста преждевременно по каким-либо причинам и его предвыборные планы остаются незавершенными, страна не вступает в президентские и внеочередные парламентские выборы. Об этом в своем выступлении заявил новоизбранный президент Арцаха Самвел ШАХРАМАНЯН.

    • Эйми МАЛЛИНЗ, ПРЕВРАТИВШАЯ СВОИ НЕДОСТАТКИ В ПРЕИМУЩЕСТВА
      2023-07-26 10:58

      У американской актрисы, модели и участницы Паралимпийских игр 1996 года в Атланте Эйми Маллинз жизнь сложилась очень непросто. Она родилась с врожденным заболеванием, лишившись в раннем детстве ног ниже колена. Однако это не помешало ей преуспеть в различных сферах жизни и найти личное счастье.           

    • МАНЕ ТАНДИЛЯН ПРОБЕЖАЛА ПУТЬ ОТ ПРОЗАПАДНОГО ДЕЯТЕЛЯ ДО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРОРОССИЙСКОЙ ПАРТИИ…
      2023-03-09 10:26

      Переехала в Арцах, чтобы освободить сыновей от службы в армии? 15 декабря 2015 г. Эдмон Марукян оповестил политизированную публику о регистрации партии "Лусавор Айастан", а 2 апреля 2017 г. эта партия прошла в парламент в составе блока "Елк". Мане Тандилян стояла у истоков формирования организации и интеграции ее в предвыборный альянс с участием партии Пашиняна, а потому в стенах парламента она возглавила комиссию по финансово-кредитным и бюджетным вопросам.

    • ГОРОД-САД ВЕЛИКОГО ТАМАНЯНА
      2023-03-03 11:10

      4 марта исполняется 145 лет со дня рождения великого Зодчего и Человека, Александра Ивановича Таманяна. Мой дорогой дедушка по отцовской линии, прожил плодотворнейшую и насыщенную жизнь, оставив богатое архитектурное наследие в России, Иране и, конечно же, в Армении.