Последние новости

ЕВГЕНИЙ КИСИН ПИШЕТ МУЗЫКУ

В последнюю неделю минувшего года в Ереване на фестивале "Ереванские перспективы" выступил Евгений Кисин. В Национальном театре оперы и балета им.Спендиарова был аншлаг. Зрители сидели в проходах, на лестницах, подпирали стены, а на сцене прямо за роялем и по бокам были поставлены дополнительные стулья в четыре ряда, но и их не хватало. А его концерт, как, впрочем, и всегда, вылился в яркое событие.

Сегодня мы предлагаем вниманию читателей интервью с пианистом, большим другом нашей страны.

- Что интересного в вашей творческой жизни произошло после последнего визита в Армению?

- Самое важное событие в моей жизни связано не с творчеством, а с личной жизнью: я женился. Моя супруга Карина Арзуманова – подруга детства. Кстати, она наполовину армянка. Другая половина у нее еврейская. Если быть точнее, то по матери – армянка с примесью немецкой крови. Когда я в последний раз был в Ереване, мы приехали вместе, тогда она была еще моей невестой. Для меня та поездка в Армению стала третьей, а для нее – первой. Наверное, она не обидится, если скажу, что, несмотря на ее армянские корни, я больше, чем она, озабочен ее приобщением к Армении.

Ну а в творчестве, конечно, я продолжаю работать. Сейчас играю Сонату Бетховена N29 (Hammerklavir), это не только труднейшее и масштабное произведение, но и одно из самых значительных в фортепианной литературе вообще. Думаю, для каждого пианиста, который включает это произведение в свой репертуар, оно знаменует собой целый этап. Я бы даже сказал, что это новая ступень в творческой деятельности любого пианиста, и в моей тоже.

- Вы неоднократно бывали в Армении. Для вас важна страна, в которую вас приглашают? Исполняете ли вы произведения армянских композиторов?

- Безусловно. У каждой страны свое неповторимое лицо, своя культура. Конечно, для меня это очень важно. Считаю, что разные страны, разные народы составляют разнообразие в мировой культуре и являются украшением нашей планеты. Я знаком с творчеством Комитаса, играл некоторые произведения Хачатуряна, Бабаджаняна. Меня интригует прежде всего то, что является частью самой армянской культуры, то, чем отличается ваша страна от других. Для меня это ценно в любой стране. Вообще мне интересно все талантливое, независимо от времени, когда оно было создано.

- И современная музыка в том числе?

- К сожалению, современные композиторы почему-то почти не пишут для фортепиано. По этой причине мне не приходилось играть произведения ныне живущих.

- В юношеские годы вы сочиняли сами, а сейчас?

- После многолетнего перерыва я начал снова писать, возникла такая потребность. В течение многих лет я был уверен, что никогда не буду этим заниматься, потому что никогда не смогу даже приблизиться к уровню великих классиков: Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена... Но несколько лет назад у меня возникли какие-то музыкальные идеи. И вот я написал несколько пьес и показал их Арво Августовичу Пярту. При этом попросил сказать честно, стоит ли мне продолжать? Он ответил, что да, безусловно, стоит. Поддержка такого авторитетного композитора меня вдохновила. И тогда я стал продолжать и посылать свои сочинения разным исполнителям, каждый раз обращаясь к ним с просьбой: я совершенно не претендую и не прошу, чтобы это играли. Только честно скажите свое мнение. И если вы скажете, что это плохо, я не обижусь.

В результате, за исключением единственного случая, мне говорили, что это им очень нравится, и даже стали играть в разных странах. Так что мой квартет, Сонату для виолончели и фортепиано исполняли Стивен Исcерлис, Давид Герингас, "Копельман-квартет". А не так давно очень известная пианистка Юджа Ванг мне написала, что хотела бы сыграть мою Токкату, и попросила прислать ей ноты. Так что, когда есть время, к сожалению, редко оно выдается, я сочиняю. Не случайно даже такой гений, как Рахманинов, говорил, что не может одновременно заниматься и игрой на рояле, и сочинительством, и дирижированием, потому что и на том, и на другом, и на третьем нужно концентрироваться. Поэтому, когда все-таки выдаются свободные часы, я продолжаю сочинять, тем более если это кому-то нравится. Будущее покажет, что из этого получится.

- В вашем творчестве музыка иногда гармонично сочетается с поэзией, когда вы на своих концертах читаете стихи, а один раз даже сделали это вместе с Жераром Депардье.

- Поэзия – мое хобби. Таких выступлений у меня было три – в Вашингтоне, Нью-Йорке и Далласе. Музыкально-поэтических планов пока нет. Но если кто-то этим интересуется, можно возобновить такие выступления. Это все-таки такая вещь, которую ни в коем случае нельзя навязывать публике. Поэтому, если людям это нравится, почему бы и нет.

В конце интервью, услышав армянскую речь, Кисин заметил:

- К сожалению, я не понимаю, о чем говорят мои друзья, но слушал и думал, что армянский язык звучит так же, как выглядит ваша архитектура. Это не сладкая красота, а величественная, даже немножко суровая.

P.S. Мало кто знает, что 20 лет Кисин выходит на сцену с талисманом в кармане. Как-то после концерта в Карнеги-холл к нему подошла старшая дочь Артура Рубинштейна Ева и вручила платок с инициалами "А.Р.", сказав: "Вы единственный пианист, чье исполнение напоминает мне отца". 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ ПАМЯТИ АЗНАВУРА
      2018-10-22 16:32
      477

      В Национальном театре оперы и балета им. Спендиарова состоятся два знаменательных концерта "Для тебя, Азнавур!", посвященных памяти легендарной личности, артиста, певца, композитора и писателя Шарля Азнавура. Подготовка к ним идет с большой ответственностью.

    • ЗАКРЫВАЯ СЕЗОН, ТЕАТР ОТПРАВЛЯЕТСЯ НА ГАСТРОЛИ
      2018-07-25 14:30
      2773

      Спустя 57 лет на сцене главного Оперного театра России - в Большом - состоялось знаменательное событие. Коллектив Национального театра оперы и балета Армении выступил с ярким, темпераментным балетным спектаклем "Гаянэ" Арама Хачатуряна в постановке народного артиста Армении Вилена Галстяна. Гастроли в Москве были посвящены 115-летию великого композитора, 100-летию Первой Республики Армения и предстоящему 2800-летию Еревана.

    • АРМЕНИЯ И КУБА СТАСА НАМИНА
      2018-07-23 15:38
      1089

      По приглашению организаторов Международного кинофестиваля "Золотой абрикос" в Ереване побывал рок-музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссер театра и кино, создатель и лидер группы "Цветы" Стас Намин. Приехал он не с пустыми руками: привез для представления армянскому зрителю два своих документальных фильма. С одним из них - "Древние храмы Армении" ереванцы познакомились в прошлый приезд Намина в наш город, а вот "Реальная Куба" - это одна из последних киноработ гостя, еще не известная нашей публике.

    • ФЕСТИВАЛЬ ДОБРОТЫ И ДУХОВНОСТИ
      2018-07-16 16:19
      1033

      В Ереване и марзах успешно прошел Пятый международный фестиваль современного искусства и духовно-нравственных фильмов FRESCO. Такое название для своего фестиваля организаторы выбрали не случайно, так как формат его заключается в том, что основную программу фестиваля показывают на стенах древних церквей под открытым вечерним небом. Так, в прошлые годы это были древний монастырь в Ахтале, церкви Тавуша, Артика. В этом году кинофестиваль взял направление на Горис, Татев. А на фестиваль приезжают участники из разных стран, и потому такой формат служит своеобразной платформой для привлечения в Армению не только представителей киномира, но и многочисленных туристов.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СИНТЕЗ ПОДЛИННОСТИ И НОВИЗНЫ
      2018-10-22 16:34
      573

      Гастроли Юрия БАШМЕТА и руководимого им камерного ансамбля "Солисты Москвы" На прошлой неделе в культурной жизни Еревана произошел мощный всплеск - после пятилетнего перерыва в Большом концертном зале филармонии им. А. Хачатуряна мы вновь встретились с легендарным альтистом и дирижером Юрием Башметом и руководимым им камерным ансамблем "Солисты Москвы". Единственный концерт прославленного коллектива состоялся в рамках беспрецедентного по нынешним временам XIX международного фестиваля "Ереванские перспективы", организованного Независимой ассоциацией "XXI век". Он прошел под патронатом премьера Никола Пашиняна.

    • КАРЕНА НЕРСИСЯНА - В РУССКИЙ ТЕАТР, МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ - В ЦИРК
      2018-10-17 16:03
      1486

      На грянувшей, как гром среди ясного неба, пресс-конференции директор Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженный артист РА Фред Давтян объявил о внезапном и исключительно своем собственном решении: назначить на пост художественного руководителя театра Карена Нерсисяна, одного из двух соискателей, вышедших на финишную прямую.

    • ВОЙНА ИДЕТ, КАК БЫ МЫ НИ ОТВОРАЧИВАЛИ СВОИ ЛИЦА
      2018-10-17 15:47
      1683

      "Пока я ехала сюда, у меня было чувство вины. Как так получилось, что мы это допустили? Как так происходит, что наши девочки не выйдут замуж за тех мальчиков, которые здесь уже погибли, и это общее преступление. Я желаю всем вам, кто носит военную форму, выжить и чтобы никогда в жизни ваши дети больше не надевали эту защитную, но ужасную одежду", - сказала солдатам и офицерам, защищающим Арцах, Людмила УЛИЦКАЯ.

    • ИМЕНИ ШАРЛЯ АЗНАВУРА, А НЕ "ЗВАРТНОЦ"?
      2018-10-17 15:45
      1642

      В Армении предлагают назвать именем Шарля Азнавура международный аэропорт "Звартноц". Идею в мультимедийное пространство подбросил экс-советник министра диаспоры Вруйр Пенесян, выразив уверенность, что "эту  мысль будут приветствовать не только армяне, но и весь мир". И она действительно получила поддержку и активно раскручивается.