Последние новости

КАК САРЬЯН РИСОВАЛ "ЦВЕТЫ" НА СТЕКЛЕ

В день рождения Мартироса Сарьяна – 28 февраля - в его Доме-музее впервые была выставлена уникальная картина мастера – "Цветы" и продемонстрированы документальные кадры из фильма "Мартирос Сарьян", в котором камера оператора Марата Варжапетяна шаг за шагом фиксирует творческий процесс создания художником этой работы.      

ФАКТИЧЕСКИ ОНА БЫЛА НАРИСОВАНА ВО ВРЕМЯ СЪЕМКИ КИНОЛЕНТЫ, ПРИЧЕМ БЕЗ ПОДГОТОВКИ. Художник даже не сделал ни одного эскиза, он сразу приступил к работе, а это считается редким мастерством. Более того, в качестве натуры на столе у мастера лежали завявшие цветы, а на картине они ожили и получились свежими.

Уникальность картины состоит в том, что Сарьян рисовал ее не как обычно на холсте, а на оргстекле. А фильм интересен тем, что зритель не только наблюдает, как мазок за мазком под кистью художника уверенно создается уникальное творение, но и через прозрачное стекло видит, как в ходе работы меняются мимика и эмоции мастера в процессе рождения картины.

После съемок в знак благодарности картину "Цветы" Мартирос Сарьян подарил оператору. Но годы спустя семья Варжапетяна, вероятнее всего, ее продала. Так она побывала в разных частных коллекциях. Сегодня картина принадлежит известному московскому коллекционеру Юрию Носову, который откликнулся на приглашение семьи Мартироса Сарьяна и лично привез ее в Ереван, чтобы в течение недели выставить ее в экспозиции музея. Вместе с супругой в Ереван он приехал впервые. Как выяснилось, до того как картина Сарьяна оказалась в коллекции Носова, она побывала в Швеции.

 'Цветы'- Когда я увидел картину "Цветы" Мартироса Сарьяна на аукционе в Стокгольме, - сказал Носов, - мне, конечно, захотелось ее приобрести. К счастью, она попала в мое собрание. Это уникальная, как вы понимаете, вещь, не просто картина, а некий арт-объект. Я счастлив, что она сегодня доступна широкому зрителю и привлекает столько внимания.

К сожалению, после завершения срока действия экспозиции, картина должна вернуться в Москву. Но сотрудники музея выразили желание оставить ее на родине и потому уже ведут по этому поводу переговоры с коллекционером.

Как и картина "Цветы", фильм о ее создании имеет свою историю, о которой рассказали на презентации руководитель Дома-музея Сарьяна Рузанна Сарьян и дочь режиссера фильма Марине Вагаршян.

КАРТИНА "ЦВЕТЫ" ПОЯВИЛАСЬ НА СВЕТ БЛАГОДАРЯ РЕЖИССЕРУ ЛАЭРТУ ВАГАРШЯНУ, который в 1965 году в преддверии 85-летия Мартироса Сарьяна решил снять фильм о творчестве художника. Сценарий, текст к нему был написан известным русским писателем Ильей Эренбургом, музыку написал Лазарь Сарьян – сын художника. А если говорить об армянском варианте – дубляже ленты, то текст Эренбурга был переведен на армянский язык Паруйром Севаком, а читает его Хорен Абрамян. Но в широкий прокат фильм по каким-то непонятным идеологическим соображениям не пошел и долгие годы был архивирован и недоступен общественности. По словам Рузанны Сарьян, единственный русский вариант фильма хранится в России, но сейчас музею помогли его оцифровать, а также записать титры на английском языке. И теперь уже есть DVD c буклетами на русском и английском языках, которые можно приобрести в музее Сарьяна.

- Этот фильм является настоящим шедевром в нашей документалистике, - говорит Рузанна. - Прекрасная работа, которая была проделана в те далекие годы, до сих пор не потеряла своей актуальности. И я надеюсь, что эта лента сейчас получит новое дыхание. Кстати, когда недавно в Третьяковской галерее Москвы открылась выставка, посвященная творчеству Сарьяна, фильм наш четыре раза был там же показан и вызвал большой интерес не только у специалистов, но и у зрителей.

На презентации фильма в Доме-музее Сарьяна в экспозиции были выставлены и редкие фотографии, рассказывающие об истории создания этой ленты, важные документы, представленные Марине Вагаршян, свидетельствующие о трудном пути картины.

Интересно, что с самого начала готовился к проекту фильм на широком всесоюзном экране. Но нашлись люди, которые этому методично мешали и всячески препятствовали. Фильм должен был иметь миллионный тираж, однако вышел в значительно меньшем количестве копий и демонстрировался только на закрытых показах, хотя в Ереване его премьера прошла на большом экране кинотеатра "Москва". И надо отметить, что этот фильм не только о Мартиросе Сарьяне, который рисует, творит и, кажется, не замечает объектива камеры, пристально следящей за творческим процессом художника, за тем, как рождается уникальная картина под его кистью, но и рассказывает о прошлом веке – это фактически история страны, отраженная с большим профессионализмом.

А напоследок хотелось бы добавить, что, как отметила главный хранитель фонда Дома-музея Сарьяна Софья Сарьян, когда появилась идея снять фильм о Мартиросе Сарьяне, он не сразу дал свое согласие на это и все время сопротивлялся. А между тем каждый раз, когда он брался за работу над новой картиной, Вагаршян вместе с кинокамерой приходил к мастеру, чтобы зафиксировать на пленку, как тот рисует. Но пока устанавливалась камера, мастер завершал рисовать, поскольку работал быстро.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ГОСТИ "ЕРЕВАНСКИХ ПЕРСПЕКТИВ" - ЭСТОНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ
      2018-06-15 14:23
      1287

      19-й сезон международного музыкального фестиваля "Ереванские перспективы" открыл Эстонский национальный симфонический оркестр и один из лучших дирижеров современности 81-летний Неэми Ярви - почетный доктор Эстонской академии музыки и театра, университетов в Детройте, Абердине (Шотландия), Гетеборге, лауреат Государственной премии СССР.

    • ПОШЛЯТИНА НА РАЗДАЧЕ
      2018-06-08 15:21
      2978

      Вот уже больше месяца на телеканале "Армения" в эфир по субботам выходит новая, так называемая развлекательная передача "Вечерний Азоян", которую в воскресенье пускают по второму кругу. Захотелось на досуге посмотреть ее, тем более что новое всегда манит и интригует своей неизвестностью. Но, боже, какое меня постигло разочарование с первого же выпуска! Мало того, что в ней не было ни малейшего намека на оригинальность, творческий подход, креативность ведущих, а их в программе двое: Ованес Азоян и Мгер Хачатрян. Программа была совершенно поверхностной и оказалась уж очень низкокачественной, если не сказать – по-настоящему пошлой.

    • XIV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ВИОЛОНЧЕЛИСТОВ
      2018-06-04 17:33
      1608

      В этом году музыкальное сообщество отмечает 115-летие Арама Ильича Хачатуряна. А в день его рождения – 6 июня в Ереване даст старт ежегодный, уже ХIV международный конкурс его имени. В этот раз он пройдет по специальности "виолончель" и соберет из разных стран молодых исполнителей от 16 до 32 лет.

    • НЕДЕЛЯ РОССИЙСКОГО КИНО
      2018-05-23 15:15
      1598

      Уже во второй раз в Армении проходит Неделя российского кино, и, кажется, что это интересное мероприятие обретает черты хорошей традиции.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КУЛЬТУРА, КОТОРАЯ ЖДЕТ
      2018-06-22 15:59
      459

      Бомжевать или не бомжевать? - вот в чем вопрос… "Только ради того, чтобы "деятели искусств" оказались в статусе бомжа, революцию Никола стоит приветствовать!" - статья с такой магистральной мыслью, вышедшая дней десять назад, вызвала бурные пролонгированные эмоции в артистической среде. А когда волна возмущения схлынула, выяснилось, что автор статьи, совершенно не ставя перед собой подобной задачи, поднял, возможно, самую серьезную на сегодняшний день арт-проблему, - проблему будущих механизмов финансирования искусства.

    • НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
      2018-06-22 15:56
      567

      Недавно проект закона о музеях и музейных фондах вошел в НС РА для утверждения. Но по мнению специалистов, принятие документа в существующем  виде недопустимо. Cтруктура представленного  закона не выдерживает критики.

    • ХРАНИТЕЛИ МАЯКА КУЛЬТУРЫ: КТО ОНИ?
      2018-06-22 15:49
      462

      По горячим следам революции Эдо Барнаульский громко заявил о себе песней "Никол Пашинян". "Никол - народа герой, Армения - маяк, вернемся на Родину, наша страна нас ждет" - говорится в ее припеве. Полный текст песни на транслите можно прочитать в комментариях ЮТУБа. Конечно, можно сказать, что подобное творчество в приличных кругах не обсуждается. Ну да… Только два видео Барнаульского с разными версиями одной и той же песни вместе уже собрали около 9 миллионов просмотров.

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      300

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.