Последние новости

ЗАДАЧИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ МОГУТ СТАВИТЬ ТОЛЬКО УЧЕНЫЕ

В своем интервью "ГА" доктор физ.-мат. наук, ведущий научный сотрудник Национальной лаборатории им. А. Алиханяна (Ереванский физический институт) Рубен МКРТЧЯН говорит о проблемах науки Армении.

- Г-н Мкртчян, насколько мне известно, вы и некоторые другие ваши коллеги недовольны положением дел в ЕрФИ, в связи с чем неоднократно обращались с письмами в разные государственные инстанции. В чем дело?

- Да, в течение последних двух лет мы действительно несколько раз обращались с письмами к руководству страны, но абсолютно безрезультатно. Правда, и прежний, и нынешний министры образования и науки нам обещали, что будет обновлен состав совета попечителей института, что в него будут включены и наши сотрудники. Но после такого последнего обещания прошло уже месяцев восемь, но ничто не меняется. Наши основные претензии заключаются в том, что направления развития института определяет председатель совета попечителей Нерсес Ерицян, он же заместитель председателя Центрального банка Армении. По поводу того, что, будучи человеком далеким от науки, Нерсес Ерицян берется определять научную деятельность института, мы никаких разъяснений так и не получили, видимо, этот факт воспринимается как нормальное явление. Называя и другие проблемы, мы пытались обратить внимание руководства страны на нарушения устава института, законов Республики Армения и даже Конституции. Однако и это не вызвало никаких реакций правительства. То же самое и в отношении фальсификаций в финансовой отчетности института - полное игнорирование.

- Чем вы это объясняете?

- Судя по недавно полученному, абсолютно бессмысленному ответу из Комитета по науке на мое открытое письмо премьер-министру страны Н.Пашиняну, я предполагаю, что все наши письма в конце концов пересылаются на рассмотрение в профильное Министерство образования и науки, а затем, вполне естественно, в Комитет по науке, который несет свою часть ответственности за все, что творит председатель совета попечителей, деятельность которого нас не устраивает. Налицо конфликт интересов.

- Какую реакцию на ваши письма вы бы сочли адекватной?

- Очевидно, что надо разобраться с ситуацией объективно. Это могла бы сделать, например, независимая комиссия, в которую войдут сотрудники нескольких министерств и аппарата премьер-министра. Думаю, комиссия такого состава не проигнорирует те вопиющие нарушения законов и другие возмутительные факты, о которых мы неоднократно писали.

- Что, на ваш взгляд, следует делать с вашим институтом?

- Отвечу несколько шире: что делать с наукой Армении, но на примерах нашего института. Правда, я уже пытался высказываться по этому поводу, но не находил поддержки и понимания. Я был директором ЕрФИ девять лет и считал, что мне интересна эта работа, в частности, потому, что строить планы на будущее для руководителя самая главная часть работы. Но еще более важным, чем планы на будущее, я считаю отношение к людям, сотрудникам учреждения, к науке вообще. Руководитель имеет большую власть, но он не должен злоупотреблять ею. Это прежде всего означает выполнять и создавать все правила, уставы, соблюдать процедуры и т.д. Не все руководители выполняют эти элементарные требования.

Хотелось бы также подчеркнуть разницу между фундаментальной наукой и тем, что принято называть прикладной наукой. Конечно, тут нет четких границ, но приблизительно это выглядит так: фундаментальная наука вырабатывает идеи, находит явления, которые потом развиваются прикладной наукой, более ориентированной на практический результат, - получение технологий, приборов, материалов, каких-то продуктов, которые нужны обществу, то есть находят спрос. Довести идею до реального продукта - дело нелегкое и требующее серьезных финансовых вложений. Поэтому прикладные исследования должны быть более ориентированы на финансирование из частных источников, ожидающих прибыль от продажи полученных приборов, материалов и т.д. Разумеется, речь идет о частных источниках, прежде всего американских - о венчурных фондах. Туда и надо обращаться. Они готовы финансировать идею из любой географической точки, если она обещает прибыль. А если не обещает, то, в общем-то, и нашему государству не стоит ее финансировать.

Конечно, это лишь общий подход, а с каждым конкретным случаем надо разбираться отдельно. Однако хочу отметить, что этот подход не согласуется с позицией некоторых чиновников и ученых, которые утверждают, что надо только дать достаточно денег нашим ученым, поставить перед ними задачи и тогда они горы свернут, то есть начнут приносить экономическую пользу государству, чуть ли не создадут новое оружие или по крайней мере создадут наши, отечественные образцы современного вооружения. Все это, на мой взгляд, в целом ошибочные и конъюнктурные утверждения. В области фундаментальной науки ставить задачи могут только сами ученые, а все прикладные разработки, как правило, требуют гораздо больших финансовых вложений, чем покупка нужной техники за рубежом.

Однако тут возникает вопрос: зачем государству финансировать фундаментальную науку, которая, в отличие от прикладной, даже не обещает ничего, что можно продать и, таким образом, как-то вернуть вложенные в исследования государственные средства? Ответ известен - фундаментальная наука нужна для поддержания высокого уровня преподавания. Получается, что если ученые из чисто научных учреждений не преподают, то они как бы не полностью отвечают своему предназначению. Это так. Есть институты, сотрудники которых много преподают в университетах страны, и это замечательно.

К сожалению, сотрудники других институтов - в частности, ЕрФИ - этой возможности в основном лишены, и не по их вине. Разумеется, известны конкретные объективные причины, почему это происходит, но они, на мой взгляд, преодолимы совместными усилиями института и университетов. Хорошо бы, например, разделить ответственность за одну-две кафедры на физфаке Ереванского государственного университета с нашим институтом. И, наоборот, преподаватели университетов, не заинтересованные в научной работе, с течением времени рискуют снизить свой преподавательский уровень.

 Ученые имеют еще одно чрезвычайно важное преимущество, которое может эффективно использоваться. Они хорошо знают, что происходит на переднем крае науки, знакомы с последними достижениями, новыми технологиями, они связаны с соответствующими кругами и могут раньше коммерческих организаций принести знания и технологии в Армению, обеспечить экспертизу проектов для правительства. Например, интернет в Армению принес ЕрФИ благодаря своим связям с ведущими международными научными центрами и четыре года оставался монополистом, ЕрФИ использует электронные ускорители для промышленности и т.д. Если учесть получаемые учеными из-за рубежа деньги - гранты и т.д., то фундаментальная наука оказывается еще и менее затратной для государства.

В позапрошлом году мне довелось общаться по нашим проблемам с помощником премьер-министра Армении, который сообщил о готовящейся реформе именно в направлении усиления связей институтов и ученых с университетами. Идея, на мой взгляд, разумная, однако реальных шагов в этом направлении предпринято не было. К сожалению, возможно, это и к лучшему.

- Почему?

- Проблема, к которой я обращаюсь, - качество государственного управления. В начале беседы мы обсуждали проблемы института, очевидно, что государство не лучшим образом выполняет свои функции в отношении научных учреждений. Представим, что произойдет, если будет запланирована масштабная реформа, а ее проведение окажется столь же некомпетентным, как в этом случае? Ясно, что уж лучше все оставить как есть! Если правительство не справляется с одним институтом, то риски при проведении масштабных реформ слишком велики. Для аналогии проведу сравнение ЕрФИ с Академией наук. Мы всегда были более динамичными и более активными, чем академия, которая казалась мне консервативной. Но сейчас, после десятилетия "управления" Н.Ерицяна, институт находится в растерзанном состоянии, а академия по меньшей мере не изменилась.

- Что, на ваш взгляд, стоило бы сделать сегодня?

- Насколько я понимаю, предполагается провести международную экспертизу институтов. На этом и следует сосредоточиться на данном этапе. Другое конкретное действие в направлении укрепления связей науки и образования - это создание базовых кафедр. Пора наконец реально допустить к участию в конкурсах на должности заведующих кафедрами людей извне, а не только сотрудников университета.

- И все-таки какие у вас прогнозы на будущее ЕрФИ?

- Сейчас будут происходить события, о которых я писал в своем письме премьер-министру. Давайте дождемся результатов и обсудим это через некоторое время.

Основная тема:
Теги:
  • Рубен Мкртчян 29-Май-2019
    В моем ответе на второй вопрос редакция убрала часть текста, включая имя председателя Комитета по науке, и смысл исказился - получилось, что конфликт интересов у Комитета, а на самом конфликт интересов у его председателя Самвела Арутюняна, который рассматривает жалобы на самого себя, т.к. он одновременно является членом совета попечителей института. Вот оригинал: "...наши письма в конце концов пересылаются ... в Комитет по науке, который несет свою часть ответственности за все, что творит председатель совета попечителей, поскольку председатель Комитета по науке – Самвел Арутюнян является членом совета попечителей, деятельность которого нас не устраивает. Налицо конфликт интересов. "
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

  • ТАИНСТВЕННЫЙ СИЛЬФИЙ
    2024-03-18 10:51
    842

    В интервью «ГА» старший научный сотрудник Института ботаники НАН РА, кандидат биологических наук Александр РУДОВ рассказывает о свойствах некоторых растений.

  • ЛИТИЙ: НАДЕЖДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
    2024-03-11 10:18
    2953

    В последние десятилетия в связи с появлением новых технологий и расширением высокотехнологического производства резко возросла потребность в редких и редкоземельных металлах, которые находят все более широкое применение.  А это электромобили, современные компьютеры и телефоны, солнечные панели, словом, то очень многое, что нас окружает и без чего мы уже не можем представить современную жизнь. Достаточно сказать, что элементы аккумуляторов современных электромобилей содержат 20-40 кг лития. В аккумуляторах ноутбуков или телефонов лития, разумеется, меньше, но они содержат десятки различных редких металлов, а если учесть, что эти товары производятся в огромном количестве, то становится ясно, что потребность в редких металлах будет постоянно расти. Однако природные ресурсы в этом плане невелики, запасы редких и редкоземельных элементов весьма ограничены, что ставит перед человечеством новые научные и практические задачи, связанные как с поиском и введением в эксплуатацию новых месторождений, так и разработкой передовых технологий по извлечению этих металлов при низких концентрациях в рудах и водах, а также из других материалов. 

  • МАГНИТНЫЙ ЩИТ - УСЛОВИЕ ЖИЗНИ
    2024-03-09 09:39
    4381

    В интервью «ГА» доктор физико-математических наук, заведующая лабораторией земного магнетизма Института геофизики и инженерной сейсмологии им. А. Назарова НАН РА (Гюмри) Анаит СИМОНЯН говорит о значении геомагнитного поля.

  • КАК УВАЖАТЬ СЕБЯ ЗАСТАВИТЬ?
    2024-03-04 10:28
    3743

    В интервью «ГА» доктор физико-математических наук, профессор Айк САРКИСЯН размышляет о роли науки.






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

  • СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ ТРЕБУЮТ ЛИДЕРОВ-ПРОФЕССИОНАЛОВ
    2023-09-07 10:19
    4767

    Когда стоит вопрос жизни и смерти, специалисты любительского уровня не помогут Ереванский научно-исследовательский институт математических машин (ЕрНИИММ), больше известный в народе как институт Мергеляна, был в свое время гордостью армянского народа и одной из главных достопримечательностей республики. Высокопоставленных гостей, прибывших в Армению, приводили в ЕрНИИММ показать, что такая маленькая страна имеет научный центр современных высоких технологий мирового масштаба.

  • КЕНДЛ: ФОРМИРУЕТСЯ СООБЩЕСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
    2022-12-22 09:42
    22931

    После трехлетнего перерыва, связанного с пандемией коронавируса, Институт синхротронных исследований КЕНДЛ возобновил живые контакты с самым крупным в Германии исследовательским центром ДЭЗИ, который занимается физикой частиц. Коллаборация КЕНДЛ-ДЭЗИ действует в течение всех двадцати лет существования КЕНДЛ, а личные контакты ученых обеих сторон возникли значительно раньше. Недавно директор института КЕНДЛ Баграт Григорян побывал в Гамбурге, встретился с директором ДЭЗИ Гельмутом Дошем и руководителями разных подразделений этого научного центра, что дало реальный практический результат, который послужит дальнейшему развитию научных связей и расширению спектра исследований, проводимых с использованием ускорителей.

  • КОСМОГОНИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АМБАРЦУМЯНА И ОБВИНЕНИЯ В "ЛЫСЕНКОВЩИНЕ"
    2021-09-14 10:23
    10910

    В 2008 г. астроном Ю.Н. Ефремов опубликовал две статьи, посвященные 100-летию В.А. Амбарцумяна, в которых были допущены выражения, выходящие за рамки академических норм. Речь идет о характеристике концепции звездообразования Амбарцумяна как "лысенковщины" и вообще "лженауки". Во избежание недоразумений сразу отмечу, что, как и мой учитель Г.А. Гурзадян, я всегда придерживался общепринятой во второй половине XX в. точки зрения об образовании звезд путем сгущения газа в определенных частях определенных межзвездных облаков.

  • ПОСЛАНИЯ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО
    2021-05-20 11:06
    51546

    Как жили наши древние предки, о чем мечтали, каким виделся им окружающий мир, как они представляли себе высшие силы? Приоткрыть завесу далекого прошлого помогают не только археологические находки и этнографические данные, но и петроглифы - дошедшие до нас образцы изобразительного искусства, созданные тысячи лет назад и сохранившиеся на Армянском нагорье. Изучение этого огромного пласта информации представляет особый интерес для исследователей.