Последние новости

АРОМАТ "ЗОЛОТОГО АБРИКОСА"

9-й Ереванский международный кинофестиваль "Золотой абрикос" начал свою работу раньше собственного старта. За три дня до официального открытия 19 журналистов из Армении, Грузии, Беларуси, Молдовы и Украины принялись оттачивать свои перья в рамках программы "Киножурналистика без границ", впервые организованной фестивалем.

Важный по сути проект, знакомящий пишущую братию с теорией и практикой киножурналистики и кинокритики и финансируемый программой Восточного сотрудничества ЕС. Он призван помочь молодым журналистам и критикам ориентироваться в многообразии современных форм кино, понимать язык кинематографа и трансформировать его в язык журналистики. Трехдневные уроки вели кинокритики из Нидерландов Петер Ван Буерен и Рональд Роверс, после чего отшлифованные специалисты получили возможность сотрудничать с интернет-сайтом и фестивальным ежедневником на протяжении всей киношной недели.

Собственно "Золотой абрикос" открылся 8 июля традиционным ритуалом освящения абрикосов в столичной церкви Сурб Зоравор, где от огромного количества гостей и участников фестиваля, представителей прессы и случайных прохожих не то чтобы яблоку - абрикосу негде было упасть. Зрелище, безусловно, красивое, самобытное и, пожалуй, одно из редких, чем Ереванский кинофестиваль горделиво отличается от знаменитых киносмотров в Каннах, Берлине, Венеции и им подобных. Отведать после ритуала божий дар и тем самым вкусить аромат "Золотого абрикоса" - чем не символическое начало для ценителей и мастеров настоящего кинематографа?

Перерезать красную ленточку, а в данном случае пройти по красной дорожке в не менее Красный зал столичного кинотеатра "Москва" и тем самым ознаменовать официальный старт кинофестиваля его участникам и местному бомонду предстояло в тот же вечер. Правда, в отличие от предыдущих лет, нынешний "Золотой абрикос" открылся без "звездного причастия" - на киношной дорожке так и не появились знаменитости, привычные зрительскому глазу. "У нас нет самоцели привозить в Ереван популярных артистов, лишь бы покрасоваться перед публикой, - заметил по этому поводу директор фестиваля Арутюн ХАЧАТРЯН. - "Золотой абрикос" - режиссерский фестиваль, и, если мы приглашаем звезд, на то есть причины. К примеру, Клаудиа Кардинале два года назад была почетной гостьей нашего фестиваля в связи с показом фильма Анри Верноя "Майрик", а Фанни Ардан прибыла к нам в прошлом году со своими режиссерскими работами".

Почетной гостьей 9-го "Золотого абрикоса" объявлена именитый польский режиссер и сценарист Агнешка Холанд, чей фильм "Во мраке", номинированный в этом году на "Оскара", представлен во внеконкурсной программе "Ереванские премьеры". В дни фестиваля ей будет вручен приз "Параджановский талер". Кстати, во время торжественного открытия "Золотого абрикоса" этой почетной награды удостоились еще два больших режиссера - мастер артхауса испанец Виктор Эрисе, возглавивший в этом году фестивальное жюри, и грузинский режиссер Эльдар Шенгелая, без которого, как сказал режиссер Роман Балаян, много лет назад Сергею Параджанову не дали бы снимать фильмы в Грузии. Их фильмы будут представлены в программе "Ретроспективы".

Кстати, о программах. Их на фестивале, как всегда, будет две - конкурсная и внеконкурсная. Первая пройдет в 4 номинациях - "Международное игровое кино", "Международное документальное кино", "Армянская панорама" и "Косточка" (конкурс короткометражек). "Армянская панорама", в которой будут соревноваться картины режиссеров-армян со всего мира, в этом году поделена на "игровой" и "документальный" разделы. Всего 9-й "Золотой абрикос" получил 1120 заявок на участие из 70 стран - из рекордного числа картин отобраны лучшие 150 с хвостиком. Что касается внеконкурсных программ, то фестиваль в этот сезон тесно сотрудничает с "книжным годом" - 500-летия армянского книгопечатания и провозглашения Еревана Всемирной книжной столицей. Посему появление в "абрикосовой сетке" программы "Книга и кино", сотканной из экранизаций произведений армянских и мировых писателей, вполне обоснованно. Фильмов, снятых на литературной основе, будет много: "Намус" и "Из-за чести" Ал.Ширванзаде, "Пепо" и "Хатабала" Г.Сундукяна, "Осеннее солнце" Г.Матевосяна, "Смерть в Венеции" Т.Манна, "Оливер" по Ч.Дикенсу, "Жестяной барабан" Г.Грасса, "Фауст" Гете и другие.

Среди внеконкурсных программ - "Ереванские премьеры", "Ретроспективные показы" и "Дань уважения", а также "Кино стран СНГ". Последняя проводится при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ. Среди звездных имен "Ереванских премьер" - Виктор Косаковский, чей фильм "Да здравствуют антиподы!" открыл прошлогодний Венецианский кинофестиваль, Кристиан Петцольд со своей кинолентой "Барбара", удостоившейся "Серебряного медведя" на Берлинском кинофестивале в 2012 году. В рамках программы также будут показаны фильмы "Без Горки" Козимы Спендер - внучки выдающегося армянского художника Аршила Горки, "Пространственная живопись Ерванда Кочара" режиссера Кочара о выдающемся армянском скульпторе и живописце, "Время танцора" российского режиссера Вадима Абдрашитова и Twixt ("Между") Фрэнсиса Форда Копполы. Свою работу вновь представят участники форума совместного кинопроизводства "Режиссеры без границ", который в этом году пройдет в шестой раз.

Организаторы фестиваля не обделят вниманием и юбиляров: 9-й "Золотой абрикос" отметит 85-летие Фрунзе Довлатяна, 90-летие Юрия Ерзнкяна и 80-летие Андрея Тарковского. В дни "Золотого абрикоса" пройдут также мероприятия в честь ушедших из жизни выдающихся кинематографистов Микеланджело Антониони, Теодороса Ангелопулоса и Тонино Гуэрры. 11 июля в церкви Сурб Зоравор будет устроена поминальная литургия, а затем в кинотеатре "Москва" - вечер памяти.

Но вернемся к старту. Торжественную церемонию открытия "Золотого абрикоса" вел на этот раз французский актер Жирайр Папазян, заменивший постоянного ведущего последних лет Сержа Аведикяна. "Серж сейчас занят съемками в фильме о Сергее Параджанове и попросил меня выйти на сцену в качестве замены ", - пошутил со сцены ведущий, который старался не нагружать публику излишними сентенциями и, объявив фестиваль открытым, ретировался со сцены. Кстати, замена произошла и на "игровом поле" - вместо объявленного ранее сокуровского "Фауста" фестиваль открыла немая лента Амо Бекназаряна "Шор и Шоршор", снятая в 1926г. Однако, как известно, от перемены слагаемых сумма не меняется, а в данном случае она даже увеличилась - фильм шел под аккомпанемент ансамбля таперов, организованного джазменом Ваагном Айрапетяном, и так и названного - "Шор и Шоршор". Блестящая идея музыкантов, выдавших музыку в стиле этноджаз и этномодерн в сопровождении вокала, была встречена бурными аплодисментами. Ваагн Айрапетян обещал продолжить проект по "таперской озвучке" немых жемчужин армянского кино.

Помимо этого сюрприза "Золотой абрикос" выдал в этом году еще пару новинок. С первого дня программа фестиваля стала доступна абонентам мобильной связи: компания "Вива Селл-МТС" разработала новое приложение для мобильной сети, благодаря которому ее абоненты могут получить подробную информацию о дне, часе и месте показа той или иной картины. Нынешний абрикосовый сезон порадует и новым призом "Да будет свет", учрежденным Армянской Апостольской Церковью и вручаемым "за пропаганду духовных, культурных и гуманистических ценностей и значительный вклад в мировое киноискусство". Автор приза - известный дизайнер Арман Давтян (Нур), сама статуэтка весьма интересна и собрана из множества деталей-символов. Изваяна она в виде рыбы - символ христианства, по всей длине которой установлено три шара, символизирующих Святую троицу. Центральный шар также схож с формой глаза, зрачок которого символизирует объектив кинокамеры. Цвет рыбы - цвет христианства, внизу постамент цвета земли, посередине статуэтки крест и восходящее солнце, сама же рыба закручивается в виде ДНК. Первым обладателем нового приза "Золотого абрикоса" станет российский режиссер Александр Сокуров.

И еще - к началу фестиваля его организаторы объявили журналистский конкурс на лучший цикл статей об армянском кинематографе. Для участия в конкурсе допускаются статьи журналистов и кинокритиков, анализирующие представленные в рамках фестиваля фильмы армянского производства. Что ж, зеленый свет новому начинанию: быть может, жесткий журналистский хлыст подтолкнет армянское кино к развитию и прогрессу.

ФОТО АЙКА ПАПИКЯНА

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ИЗВЕСТНЫЕ ЧИТАТЕЛИ СОВЕТУЮТ КНИГУ
      2019-02-18 17:07
      919

      Что читают наши знаменитости? Ответ на этот вопрос попытались дать сотрудники сети книжных магазинов "Букинист", организовавшие в преддверии Дня дарения книги необычную акцию - "Известный читатель советует книгу". Цель акции - организовать встречу известных деятелей разных сфер Армении с покупателями, во время которой знаменитости советуют книголюбам выбрать для чтения ту или иную книгу. Приобретая книгу по совету  покупатель получает 20% скидку, а с ней и возможность пообщаться со своим кумиром, узнать о его литературных предпочтениях.

    • "УРБАНАРТ" НА "УЛИЧНОМ ХОЛСТЕ"
      2019-02-14 12:28
      2373

      Деятель современного армянского искусства Мери Мун уверена: для самовыражения художнику не обязательно иметь под рукой холст, достаточно выйти на улицу, найти заброшенную или пришедшую в негодность поверхность, вертикальную или горизонтальную, и нанести на нее рисунок. Однако, чтобы придать "уличному холсту" достойный эстетический вид и сохранить гармонию с окружающей средой, надо иметь необходимые знания.

    • "ДЕНЬ" ПОТЕРЯЛИ, ОСТАЛАСЬ "НОЧЬ"
      2019-02-13 10:54
      1505

      Фреска "Ночь" выдающегося художника Минаса Аветисяна, возможно, не доживет до рассвета. Знаменитая работа Минаса, чудом уцелевшая в развалинах одного из заводов в Гюмри, находится на грани уничтожения. Об этом на встрече с журналистами и на странице Фейсбук заявил сын художника, председатель совета попечителей Культурного благотворительного фонда "Минас Аветисян" Арман Аветисян. Несмотря на многократные обращения в ответственные структуры, судьба этого произведения не вызывает интереса у государства.

    • ДЕТИ РИСУЮТ МИНАСА
      2019-02-13 10:38
      1530

      В Национальной картинной галерее Армении открылась необычная выставка, занявшая два экспозала. Все более 60 работ посвящены одной картине: знаменитому полотну "Джаджур" Минаса Аветисяна и представляют собой репродукции, сделанные в смешанной технике живописи и коллажа.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СМЕНА ВЛАСТИ В "АБРИКОСОВЫХ" РЯДАХ
      2018-12-19 16:37
      1010

      Новость шокировала. Руководство Ереванского международного кинофестиваля "Золотой абрикос" – Арутюн Хачатрян, Микаэл Стамболцян, Сусанна Арутюнян – сложило свои полномочия. С этим заявлением знаменитая тройка основателей и директоров фестиваля выступила на встрече с журналистами. Как отметил теперь уже бывший исполнительный директор МКФ "Золотой абрикос" Арутюн Хачатрян, настало время больших перемен, требующее новых веяний и вовлечения в работу фестиваля свежих сил в лице молодежи. Назрела необходимость смены отношения к искусству, в том числе и к кино, фестивалям, их форматам и организационному подходу.

    • "Безумная полночь": новое руководство "Золотого абрикоса" добавит в программу кинофестиваля "радикальное" кино
      2018-12-18 14:16
      317

      Директор Асмик Ованнисян и руководитель программ международного кинофестиваля "Золотой абрикос" Карен Аветисян рассказали об изменениях в программе фестиваля.

    • "ХЛЕБ С РОЗАМИ" ОКАЗАЛСЯ ЛУЧШИМ
      2018-11-28 15:21
      732

      Прошло 10 дней после окончания Международного фестиваля женских фильмов "КИН", однако дипломаты, призеры и победители фестиваля, представлявшие разные страны, все еще отмечают заслуженные победы, а интернациональное жюри продолжает делиться впечатлениями, воспоминаниями и результатами работы в соцсетях.

    • АРМЕНИЯ И КУБА СТАСА НАМИНА
      2018-07-23 15:38
      1218

      По приглашению организаторов Международного кинофестиваля "Золотой абрикос" в Ереване побывал рок-музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссер театра и кино, создатель и лидер группы "Цветы" Стас Намин. Приехал он не с пустыми руками: привез для представления армянскому зрителю два своих документальных фильма. С одним из них - "Древние храмы Армении" ереванцы познакомились в прошлый приезд Намина в наш город, а вот "Реальная Куба" - это одна из последних киноработ гостя, еще не известная нашей публике.