Последние новости

ЦВЕТУЩЕЕ БЫТИЕ

Как иначе назвать тихо творящееся искусство, не требующее к себе внимания, растущее на благо мира, о нем заботящееся, координирующее все вокруг, спасающее... Сейчас это особенно видно. Настоящее искусство ушло в подполье. А что ему делать? Сражаться? Искусство никогда не сражалось, никогда не проповедовало. Оно просто было. И это бытие мы замечаем внезапно, когда вдруг встречаемся с произведением, потрясающим нас.

Но одновременно с повестки дня не уходит тема пропаганды высоких образцов современного творчества. Это дело общества, государства. Для этого нужна идея. Национальная, общечеловеческая. Если ее нет, все идет на поток, на произвол судьбы... Хорошо, что в музыке есть посредник, исполнитель. Его профессиональная высота позволяет правильно выбирать музыку, идти навстречу композитору, понимать его. Большая музыка всегда имела это прекрасное воинство исполнителей, благодаря чему и обогащался мир. В композиторском творчестве есть устоявшиеся величины, авторитеты. Труднее сделать выбор в музыке сегодняшнего дня. Но и здесь то и дело возникают удивительные контакты композиторского бренда и исполнительского драйва, из которого высекаются искры прекрасного.

Именно в такой накаленной и плодотворной творческой смычке уже давно звучат произведения Эдуарда Айрапетяна. И в который уже раз в исполнении Национального камерного оркестра под управлением Ваана Мартиросяна. В начале года этим коллективом было исполнено сочинение для камерного оркестра под названием "Камерная музыка". Амбициозная композиторская задача - воплотить образ Музыки как воспоминания, как традиции, как мечты... Но не менее сложна задача исполнителей - выстроить идею композитора. Получилось. И зал восторженно замер, проникнутый поэтическим прочтением этого талантливого сочинения.

И вот снова встреча с той же творческой командой, на той же концертной площадке - в Зале камерной музыки имени Комитаса. Звучит Концерт для скрипки с оркестром Эдуарда Айрапетяна под управлением Ваана Мартиросяна. Партию скрипки исполняет Астхик Варданян. В результате не просто удача - торжество! Торжество и армянского композиторского искусства, и прекрасного исполнительского мастерства. Астхик Варданян, такая молодая и с такой отдачей, с таким драматизмом исполнившая эту сложную, монологичную, противостоящую оркестру, подчиняющую его себе партию скрипки! В ответ на мое удивление композитор говорит: "Но ведь Астхик Варданян - дочь Баграта, ее еще не было, когда Баграт играл мои скрипичные концерты - Второй, Третий, Четвертый, Шестой..."

Действительно, Астхик Варданян оправдала свое имя, и это был ее звездный час. Династия, генетика, образование... Потомственные линии укрепляют традиции национальной культуры. Таких династий у нас много. Как бы их сохранить и продолжить? Вообще сегодня вопрос сохранности высоких профессиональных традиций искусства у нас в Армении самый актуальный. Снижается рейтинг консерваторского образования, падает энергетика композиторского творчества, разочарование в полном отсутствии взаимообмена с другими культурами расхолаживает молодое поколение. Или, наоборот, активизирует в поисках места под солнцем за пределами родины... И в этой нерадостной для нас атмосфере вдруг такая музыка и такое исполнение! Причем все это в русле замечательных традиций - и композиторских, и исполнительских, пока устойчивых, пока дающих прекрасные результаты.

Кстати, не так уж плохо, когда молодые музыканты уезжают учиться в Европу. Астхик Варданян год занималась в Марселе под руководством Жана Тер-Мергеряна, а потом пять лет жила и училась в Лондоне, в Королевском колледже в классе у Левона Чилингиряна. Там она прошла большую концертную практику как солистка и как ансамблистка. И сегодня ее присутствие в Ереване много значит. Первая скрипка Национального камерного оркестра, она вносит особую энергетику в исполнение оркестровой музыки, а уж в роли солистки совершенно органично, соответствуя своему артистическому темпераменту, становится ведущей в выстраивании драматургии произведения.

Прекрасно, когда в центре внимания исполнитель и композитор вместе. Именно так получилось и на этот раз. Эдуард Айрапетян, конечно же, явление корневое. Он давно вписан в актив армянской музыки. Его произведения постоянно исполняются в Армении, звучат за рубежом. В течение последних двух лет были исполнены в Берлине и в Ереване - сочинение для струнного оркестра "Сибелиус-Сон" под управлением Сергея Смбатяна, в Кракове - "Улетевший воздушный шар" для струнного оркестра, в Дрездене - ода "С каким упоением..." на стихи Мисака Мецаренца в исполнении Национального камерного хора (художественный руководитель - Р.Млкеян) и струнного состава Дрезденского филармонического оркестра под управлением Сергея Смбатяна, в Киеве - Двойной концерт для скрипки и альта с оркестром в исполнении киевской "Камераты", в Лондоне - Струнный квартет N6 в исполнении Варданян-квартет. А в Ереване состоялись премьеры его сочинений - "Камерной музыки" для струнного оркестра под управлением Ваана Мартиросяна, Сонаты N4 для альта и фортепиано (альт - Александр Косемян), Сонаты N2 для виолончели и фортепиано в исполнении Нарека Ахназаряна в рамках фестиваля СК Армении, и в том же проекте 11 декабря в Зале им. А.Хачатуряна прозвучит Концерт для фагота и струнного оркестра в исполнении Н.Никогосяна и Молодежного оркестра Армении под управлением Сергея Смбатяна.

Что очевидно: композитором взят новый старт в творчестве. Он явно поворачивает направление своей музыки в сторону интенсивного мелодизма. Вспоминая его знаковые сочинения прошлых лет, понимаешь, что это неспроста, он всегда искал глубинный голос музыки. Интонация как тонус, как градус музыкального разговора для него всегда имела повышенное значение. Изысканный и благородный диалог скрипки и альта, звучный, наполненный живыми голосами оркестр, логика развития, ведущая к полноценной кульминации, музыкальная форма, как воплощение художественной идеи, полет того самого мецареновского "упоения", умиротворяющий, все понимающий финал - вот знаковые образы его музыки.

Есть какая-то устойчивая база ценностей, на которые нацелен его слух. Невольно ищешь перекличек, аналогий из прошлого музыки. Вспоминаешь Дворжака, Малера, Альбана Берга, что-то пронзительное... Конечно, здесь не только композиторские традиции, здесь сам посыл, истоки вдохновения. Общее между ними - поэтизация природы, дыхание ее стихии, всегда логичной и знаковой, карающей и прекрасной. И преклонение перед ней. Без этого чувства ничего не может родиться. Этим переживанием переполнен Эдуард Айрапетян. Из него он черпает свои прекрасные идеи. И светлое воинство множится. Его понимают исполнители и слушатели. Так продолжается Музыка.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС НАРОДА
      2017-07-12 15:42
      12393

      О молодых композиторах, вступающих в жизнь После очень успешных экзаменов на композиторском факультете Ереванской консерватории им. Комитаса, состоявшихся в июне 2017-го, я решила обратиться с вопросом к тем, кто, собственно, и является двигателем этого прогресса: к педагогам консерватории - профессору, заведующему композиторской кафедрой Вардану АДЖЕМЯНУ, профессору Левону ЧАУШЯНУ и композитору, заслуженному деятелю искусств, председателю экзаменационной комиссии 2017 года Эдуарду АЙРАПЕТЯНУ.

    • РАДОСТИ И ЗАБОТЫ АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ
      2017-05-30 12:31
      2883

      Уже четыре года Союз композиторов Армении проводит конкурс юных композиторов - учащихся музыкальных школ Армении, который носит имя Эдварда Мирзояна. 12 мая в зале Союза композиторов Армении состоялся заключительный акт этого конкурса - концерт, на котором призеры исполняли свои произведения. 

    • ЗНАК СУДЬБЫ
      2017-03-20 16:15
      1032

      Творчество - вещь метафизическая, она касается не только художника, творца, но и всех без исключения, весь мир. Творимое в тишине, творчество отдается своими невидимыми и неслышимыми сигналами в пространстве мира, в его мыслительно чувственном единстве, вызывая ответную энергию тех, кто призван его открыть. Эта занимательная фабула, связывающая писателя и издателя, драматурга и режиссера, композитора и исполнителя, выглядит в этом метафизическом ракурсе особенно убедительно, когда встреча двух сторон происходит словно бы по наитию, на уровне интуиции или просто случайно. 

    • ЛЮДИ И ВРЕМЯ В КНИГЕ ИНИЦИАТОРА ПЕРЕМЕН
      2017-02-22 14:50
      1938

      Рассказывать о своей жизни может только человек, обладающий ярко выраженным общественным сознанием. Потому что в конечном счете он рассказывает о своем времени, об обществе, в котором жил и живет, и как бы передает свой опыт будущим поколениям. Именно так читается книга Владилена БАЛЬЯНА "И все они были... Страницы из дневника композитора", изданная по госзаказу в "Амроц групп". Ее презентация прошла в конце 2016 года в Доме-музее Александра Спендиарова. И что симптоматично. Презентация стала своеобразным "послесловием" книги, поскольку она состоялась в том месте, которое стало очередным детищем Владилена Бальяна с тех пор, как в 1967-м он заступил директором еще не существующего музея Александра Спендиарова. Ну а дальше понадобились годы кропотливого труда, чтобы наполнить музей эксклюзивными документальными материалами и живым музыкальным присутствием.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • МЭРИЯ АЛАВЕРДИ БЕЗ ПРЕТЕНЗИЙ К ЛЕСНИКУ ГАГИКУ?
      2017-07-26 16:20
      8811

      20 июня житель  села Санаин  Гагик Веранян, выбросив старые могильные плиты в усыпальнице князей Закарянов , вырыл новую могилу и захоронил там тело своего отца. Городское кладбище, примыкающее к монастырскому комплексу Санаин, занесенному в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, день ото дня захватывает территорию монастыря. Если этот вопрос не решить в срочном порядке, то, согласно регламенту, объекты ЮНЕСКО в случае, если на их территории сооружается что-то новое, могут быть исключены из списка.

    • ПАМЯТИ АНАИТ ГРИГОРЯН
      2017-07-26 16:17
      8799

      Институт искусств НАН РА, Союз композиторов Армении и отечественное музыкознание понесли горестную и невосполнимую утрату. 19 июля 2017 года на 85-м году жизни после продолжительной болезни в Париже скончалась бывшая сотрудница Института искусств НАН РА, член Союза композиторов Армении, кандидат искусствоведения Анаит Рачиковна Григорян.

    • КИСТЬ, ОПЬЯНЕННАЯ СОЛНЦЕМ
      2017-07-26 16:14
      11083

      В этом году замечательному художнику, одному из ярких представителей школы Сарьяна Александру ГРИГОРЯНУ исполнилось бы 90, а 10 лет его нет с нами. Его работы прочно вошли в золотой фонд армянского изобразительного искусства. Они свидетельствуют не просто об одаренности мастера, многогранности творческих интересов, - в них мы видим последовательное развитие его художественных идей. Он был художником с яркой, особенной манерой, сумевший образно выразить и дух своей эпохи, и характеры людей, которых он увековечил в своих картинах. Опираясь на традиции, на духовный опыт прошлого, он проложил живой мост в современность..

    • КАПИТАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ. А ОКУЛЬТУРИВАНИЕ КАПИТАЛА?
      2017-07-26 16:11
      8533

      Станет ли взаимодействие взаимовлиянием? Государственный драматический театр им. Ов. Абеляна города Ванадзора теперь будет иметь совет попечителей. Инициатива создания такого совета, в который войдут и корифеи культуры, и представители крупного бизнеса, принадлежит новому и молодому директору театра и находит, а точнее, уже нашла поддержку в Министерстве культуры РА. Все к обоюдному удовольствию – государство стремится минимизировать свои затраты на культуру, театр – выжить и не утратить лица.