Последние новости

СТРАНЕ НУЖНЫ НЕ ЧИНОВНИКИ, А СПЕЦИАЛИСТЫ

Со всей отчетливостью осознается тот факт, что деформация государственных ценностных систем выбивает у народа почву из-под ног. Под словом народ я имею в виду тех, кто кровь и плоть ее культуры, основы страны. Это - народ деревенский, безусловно, лучший народ и главный. Именно он до сих пор сохранял остатки тех высших человеческих ценностей, которые проповедует просто, без натяжки, без пафоса, без гонора и гордыни, с учтивой приветливостью, каждый день в работе, в своих житейских делах.

В простом человеке, который трудится на полях, занимается животноводством, сохранены интуиция и тот природный интеллект, который всегда готов развиться и потенциально позитивен. Крестьянин, именно он, а не высокий чиновник, рационально осмысливает картину мира и находит для себя правильный путь, единственно верное решение. Да, оно чаще всего касается вопросов его выживания, выживания его семьи, но только за это нужно поставить армянскому крестьянину памятник, потому что иначе без этого чутья, без этого природного расчета не было бы ни армянской семьи, ни Армении. А если крестьянин еще и руководитель общины или председатель кооператива, то он тогда несет ответственность за своих товарищей, односельчан и интуиция его возрастает.

Наше поколение неустанно восхищалось этими людьми села, мы видели в них реальную крепкую основу, которая помогала стране спокойно жить, развиваться, получать знания. Государственная структура образования активно включала в систему образования сельскую молодежь, и, получив, как правило, хорошее образование, они возвращались в свои родные места уже специалистами. Так было в советские времена, когда статус этих людей поддерживался государственной структурой, создавшей сеть благополучных сельскохозяйственных организаций - колхозов и совхозов, артелей по ремонту сельхозтехники и т.д., которые обеспечивали сельчанам постоянный заработок.

Мы посмеивались над каждодневными отчетами побед на полях и в колхозах, бесконечными очерками о героях труда, уставали от газетной и телевизионной патетики, которая больше нужна была чиновникам, чем самим рабочим и крестьянам. Но народ действительно чувствовал себя главной движущей силой и, окрепнув после войны, стремился окончательно встать на ноги, стать хозяином земли, на которой живет. На помощь крестьянству пришли писатели 70-х, которых назвали деревенщиками. Они восхищались благородством людей земли, сочувствовали их проблемам, ратовали за сохранение вековых традиций. Появились книги Распутина, Тендрякова, Астафьева, Шукшина, Абрамова, наших - М.Мнацаканяна, Г.Матевосяна, З.Халафяна - книги и кинофильмы… Советские писатели и журналисты включались во все сферы народной жизни, многие даже переезжали на жительство в сельские места. Они резко критиковали гигантские проекты, которые разрушали традиционную жизнь крестьян.

У нас в Армении критиковали строительство ГЭС, строительство Севанского канала, орошающего Араратскую долину, забирающего воду из Севана, и многое другое. Критика выслушивалась, принимались более или менее взвешенные решения. А как чувствует себя армянский крестьянин сегодня в независимой Армении? Журналисты просто вопиют о неблагополучии армянского села. И мы, музыканты, становимся свидетелями запустения бывших цветущих в культурном отношении мест - того же города Армавира (Октемберяна), в котором в музыкальной школе, фактически на территории АЭС, не могут обеспечить отопление, а дети упорно приходят учиться музыке и играют на замерзших пианино в классах, отапливаемых маленькой электроплиткой.

Вернемся, однако, на землю. Журналист описывает ужасную картину сбыта абрикосов заводу "Ноян" из сел Айгешата, Амаси и других, где на трассе Ервандашат - Багаран под палящим солнцем стоят в огромной очереди грузовики с плодами, истекающие соком. "Вот говорят, что армавирцам правительство оказало помощь. В чем эта помощь - в длинной очереди, в невыносимых мучениях и унижениях? Неужели мы никому в этой стране не нужны?.." - в отчаянии вопрошает сельчанин. ("ГА". Урожай после градобоя. 2 июля 2013г.). Этот вопрос, заданный крестьянином, садоводом, поставщиком даров земли, по-моему, сегодня самый актуальный. Нужны стране или не нужны… Ненужное, как известно, отмирает. И нет культуры, отдельной от земли. Слово культура. между прочим, означает именно работу с землей, на земле. И каково отношение к человеку, работающему на земле, таково же отношение к культуре и к науке.

Любая страна сильна только этой спайкой - рабочего и ученого, крестьянина (или фермера) и писателя, музыканта, композитора. Их взаимная оценка всегда и везде была очень высокой. И у нас писатели, поэты, композиторы по-настоящему любили народ, восхищались им, общались с ним. Этому в советское время придавалось огромное, государственное значение. В доме армянского крестьянина, сельчанина можно было увидеть портреты Егише Чаренца, Паруйра Севака, Арама Хачатуряна, Тиграна Петросяна, Виктора Амбарцумяна, и не только фотопортреты, но и написанные или вышитые самими хозяевами дома.

Кумирами народа в те времена были люди искусства и науки. Это была самая большая победа советского строя. И она-то спасла страну, потому что вся страна слушала и слышала лучших и умных, ответственных и патриотичных и подошла, таким образом, к политической реформе. Ведь, если вспомним, весь цвет всех наций СССР стал первыми парламентариями новой страны. Но, как всегда, империи рушатся под грузом своих проблем. И на наших глазах при всем честном народе лучшие люди страны не смогли предотвратить нашествия саранчи, уничтожившей все достигнутое.

Где же сегодня довольные, воодушевленные поощрением, государственной поддержкой, возможностью работать люди земли?! Их не видно. А повнимательнее посмотришь вокруг, так создается ощущение, что этих самых крестьян и рабочих уже нет, а есть одни наймиты на работу, как бы лимитчики в своей стране. А если кто собрался работать самостоятельно и сам себя содержать, так тут же палки в колеса, оброк…Ему не дадут подняться. Ведь управлять одним министром легче, чем сетью самостоятельных и состоявшихся хозяйственников-предпринимателей.

Сегодня разделение на ничего не значащих, безымянных сельчан и также брошенных государством людей, занимающихся искусством или наукой, уже не угроза, а свершившийся факт. И это состояние вещей обедняет все стороны. Зададимся вопросом: почему бегут из страны, и без того маленькой, крестьяне, рабочие (которые наймиты), талантливые ученые и музыканты? Этому вопросу не придается государственного значения. А между тем он таким является. И этот вопрос требует не разговоров и обещаний, а серьезных обсуждений, кстати, и с "бегущими" тоже. Так обладает ли наше общество мужеством, чтобы хотя бы посмотреть в зеркало на себя и дать увиденному соответствующую оценку? Чтобы не ждать рейтингов известных мировых агентств и делать вид, что не заметили, как скатываемся до уровня отсталых стран.

Армения упорно остается в числе стран с самими низкими зарплатами и пенсиями, которые фактически заморожены, с низкой оценкой эквивалента самых нужных и полезных профессий. Что, она ищет свой путь? Почему не взять пример с развитых стран, среди которых такие же маленькие, как Армения, достигли высочайшего уровня жизни? Кстати, развитыми странами становятся те, у которых население любит работать. Трудолюбия армянам не занимать. Так не объявить ли национальной идеей повсеместное удовлетворение этого эксклюзивного трудолюбия и в соответствии с этим оптимизацию намеренно усложненной экономической политики? И ясно, что эту идею в жизнь смогут продвинуть не политики и не чиновники, а специалисты.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      311

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.

    • ВЛАСТНОЕ ОБАЯНИЕ ЖЕНЩИН
      2018-05-23 15:33
      1979

      В один прекрасный день армянской революции композитора Гегуни Читчян навестила парижская пианистка Софья Меликян. Она подарила ей CD, на котором записано в ее исполнении фортепианное произведение Читчян "Армянские барельефы". Но это CD имеет особое содержание. Оно посвящено произведениям композиторов-женщин. Гегуни Читчян вошла в состав избранных и широко признанных современных композиторов, конечно, с пристрастием отобранных самой пианисткой.

    • КОНЦЕРТ В ГАМБУРГЕ. ГРАНДИОЗНЫЙ УСПЕХ
      2018-04-04 15:15
      1309

      Этот концерт, конечно же, войдет в историю армянской музыки. И по конкретной статистике данных, в историю концертной жизни Гамбурга.

    • ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАШЛА В ТУПИК
      2018-03-21 15:37
      1169

      Кто выдумал это двуличное слово "оптимизация"? Я его часто встречала в прессе в разных публикациях, посвященных вопросам стагнации здравоохранения, упадка сельского хозяйства, образования. Оно всегда упоминалось по тем или иным вопросам в отрицательном смысле. Теперь же это скопроментированное понятие руководит действиями наших чиновников.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КУЛЬТУРА, КОТОРАЯ ЖДЕТ
      2018-06-22 15:59
      475

      Бомжевать или не бомжевать? - вот в чем вопрос… "Только ради того, чтобы "деятели искусств" оказались в статусе бомжа, революцию Никола стоит приветствовать!" - статья с такой магистральной мыслью, вышедшая дней десять назад, вызвала бурные пролонгированные эмоции в артистической среде. А когда волна возмущения схлынула, выяснилось, что автор статьи, совершенно не ставя перед собой подобной задачи, поднял, возможно, самую серьезную на сегодняшний день арт-проблему, - проблему будущих механизмов финансирования искусства.

    • НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
      2018-06-22 15:56
      589

      Недавно проект закона о музеях и музейных фондах вошел в НС РА для утверждения. Но по мнению специалистов, принятие документа в существующем  виде недопустимо. Cтруктура представленного  закона не выдерживает критики.

    • ХРАНИТЕЛИ МАЯКА КУЛЬТУРЫ: КТО ОНИ?
      2018-06-22 15:49
      479

      По горячим следам революции Эдо Барнаульский громко заявил о себе песней "Никол Пашинян". "Никол - народа герой, Армения - маяк, вернемся на Родину, наша страна нас ждет" - говорится в ее припеве. Полный текст песни на транслите можно прочитать в комментариях ЮТУБа. Конечно, можно сказать, что подобное творчество в приличных кругах не обсуждается. Ну да… Только два видео Барнаульского с разными версиями одной и той же песни вместе уже собрали около 9 миллионов просмотров.

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      311

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.