Последние новости

ВО ИМЯ АКТИВНОГО ТВОРЧЕСТВА

Союз композиторов и музыковедов Армении на съезде (26-27 октября) тайным голосованием избрал своим председателем композитора Арама Сатяна, который сменил на этом посту народного артиста Армении, композитора Роберта Амирханяна, возглавлявшего эту творческую организацию с декабря 1991 года.

НАВЕРНОЕ, НЕТ НУЖДЫ ПОДРОБНО ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ ВСЮ ИСТОРИЮ организации и проведения нынешнего съезда Союза композиторов и музыковедов Армении, излагать весь ход острой дискуссии, ожесточенных споров (они, к чести музыкантов, не выходили за рамки приличия, как в иных творческих организациях, в которых внутренняя власть моральных критериев вообще может считаться утопией), отмеченных целым рядом громких заявлений от каждой из противоборствующих в этом конфликте сторон. Весь исподволь развернувшийся, но при этом чрезвычайно насыщенный неожиданными и острыми поворотами сюжета предсъездовский бум стал главным новостным событием последнего времени. Напомним, что этот съезд был спровоцирован Армянской музыкальной ассамблеей, которая поставила вопрос о нелегитимности правления композиторского союза и его председателя. Дело в том, что очередной съезд должен был состояться 2,5 года назад, а правление нелегитимно четыре года, потому что на прошлом съезде оно не было избрано, а просто назначено избранным на съезде Робертом Амирханяном.

Конфликт в Союзе композиторов и музыковедов Армении, далеко не единственный в ряду подобных, сотрясающих наши творческие союзы в последние годы, со всей очевидностью свидетельствует: необходима новая модель деятельности союза, потому что старая не только не работает, но и несет в себе мощный заряд мины замедленного действия.

Лет двадцать назад очередной съезд композиторов предполагал бы непременно благостные отчеты о том, что нерешенных проблем становится все меньше, а завоеваний и побед - больше. Сейчас ситуация в композиторской организации так накалена, что о благостных рапортах не может быть и речи. Вот почему сразу после выступления Филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна, с воодушевлением игравшего сочинения наших классиков - Арутюняна, Мирзояна, Хачатуряна, - участники съезда тут же вступили в полемику. Полемичный тон был задан самим председателем правления: вместо отчета о проделанной работе - страстная отповедь своим оппонентам. С горечью он отмечал, что в сегодняшних суровых реалиях эта организация изо всех сил пытается удержаться на плаву.

Конечно, то, что она выжила, не развалилась, что ее имущество не пошло с молотка, что Дом творчества "Дилижан" сохранен, уже хорошо. В этом огромная заслуга все еще действующего СК Армении. Нельзя отрицать, что в годы его руководства произошли примечательные события - фестиваль и конференция, посвященные 100-летию Арама Хачатуряна в 2003г., в 2004 году - 75-летие Авета Тертеряна, а также большие международные конференции с участием видных ученых из разных стран. Но, к сожалению, эти достижения в прошлом, а в отчетный период руководство союза ослабило свою деятельность, что вызвало справедливое недовольство членов этой организации.

КАКОВЫ ЗАДАЧИ СОЮЗА КОМПОЗИТОРОВ СЕГОДНЯ? Как не допустить еще большего оскудения музыкальных традиций нашего народа? Как противостоять упадку культуры, сохранить роль композитора в стране? Эти вопросы волновали многих. Никогда раньше не было такого количества желающих выступить. Один за другим поднимались на сцену композиторы и музыковеды - Левон Чаушян, Мартын Вартазарян, Светлана Саркисян, Маргарита Рухкян, Ваграм Бабаян, Вардан Аджемян - и выражали свою страстную озабоченность состоянием дел в союзе. Какие вопросы поднимали они? Вот некоторые из них.

"Восстановить авторитет и славу того легендарного союза, который был заслуженно известен всему миру, где председательствовали такие потрясающие композиторы, тоже легенды нашей музыки, как Лазарь Сарьян, Эдвард Мирзоян, Эдгар Ованесян, Авет Тертерян, Константин Орбелян, Арно Бабаджанян, где музыковедческая секция работала в полном масштабе, где проходили собрания, пленумы и съезды и, главное, работала структура союза, - отметила доктор искусствоведения Маргарита Рухкян. - Наше требование к будущему руководству союза - восстановить структуру союза, но, конечно, обстановку ту восстановить невозможно. Тогда на государственной дотации была вся культура и, в частности, Союз композиторов был государственной организацией, а не общественной. Но некоторые союзы, в том числе и наш, добились того, что государство давало определенную сумму в конце года на покупку произведений, но поскольку у нас ни одна структура не работает - ни секции, ни комиссии, то решение принимал председатель. Вот это единоличное решение всех вопросов председателем и напрягло всю музыкальную общественность. Сейчас наша музыкальная культура инициируется исключительно со стороны исполнителей. Хочется им исполнить сочинения Арутюняна - они исполняют. Вот сегодня прозвучало предложение каждый год устраивать праздники музыки Арама Хачатуряна. А как можно не вспомнить замечательные симфонии, которые писались в 60-е годы, именно они вписали армянскую музыку в мировой контекст".

МНОГИЕ КОМПОЗИТОРЫ ОТМЕЧАЛИ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЮЗА, какими они их видят: быть организатором музыкальной жизни, приобщать народ к достижениям нашей музыкальной культуры и других народов, выражать мнение музыкантов в вопросах, имеющих общенациональное значение, наконец, поддерживать музыкантов материально и нравственно.

"В целом я довольна ходом съезда, потому что практически каждый получил возможность высказать свою точку зрения, которая сформировалась не сразу, а в течение долгого времени, - сказала доктор искусствоведения Светлана Саркисян. - Жаль, что не дали возможность высказаться молодым, потому что смешно обсуждать - дать им слово или нет. Ведь так или иначе будущее всегда за молодыми, завтра нам придется их слушать и даже подчиняться им".

Светлана Саркисян подняла на съезде и вопрос работы музыковедческой секции, которой было сделано немало: шесть научных конференций, из которых четыре прошли под эгидой ЮНЕСКО. "Были приглашены видные ученые из разных стран. Особенно приятно отметить присутствие на конференциях русских ученых, потому что наша музыковедческая наука сформирована именно на русской музыкальной науке, и то, что сейчас многие не владеют русским, сказывается на образовательном процессе".

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЙ М. ВАРТАЗАРЯНА, Л. ЧАУШЯНА И ДРУГИХ ЯВСТВОВАЛО, что Союз композиторов немало потерял в плане своей значимости в общественной жизни. Особенно критически оценил существующее положение вещей Вардан Аджемян, каждое слово которого было проникнуто болью за судьбу музыки, СК: "Множество потерянных лет - так я ощущаю работу нашей организации, которую можно переименовать в союз "осенних" и "весенних" фестивалей, где бездействуют творческие секции, нет какой-либо связи с внешним миром, куда долгие годы не ступает нога наших великих представителей, союз, в который не хочет вступать наша талантливая молодежь. После завершения консерватории они самоутверждаются в других странах, продолжая образование в лучших консерваториях Европы, получают призы и в итоге остаются служить чужой культуре... Ясно одно: действуя в подобном ключе, мы потеряем отечественную композиторскую школу, давшую миру так много славных имен..."

"Необходимо в первую очередь позаботиться о возрождении творческой атмосферы союза. Союз - это синоним братства. Мне бы хотелось вернуть доверие композиторов и музыковедов к своей организации, вернуть их в родной очаг, создать атмосферу доброжелательности", - приблизительно так звучало слово новоизбранного председателя Арама Сатяна, к программе которого в ближайшее время мы еще вернемся.

И наконец, событие, которого ждала музыкальная общественность: Дом композиторов "Дилижан" назван дорогим для всех именем Эдварда Мирзояна. Это решение в первый же день было единодушно принято участниками съезда. Это - самая высокая нота съездовского марафона. Что же касается перемен - покажет время.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "МАНОН" МАССНЕ НА АРМЯНСКОЙ СЦЕНЕ
      2018-10-17 15:40
      546

      В потоке концертно-театральной повседневности не каждое художественное явление оказывается праздником искусства, потрясением чувств. В принципе это неизбежно, хотя, разумеется, в идеале все встречи с настоящим большим искусством должны быть таковыми. Опера "Манон" Массне, ереванская премьера которой состоялась на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А. Спендиарова в рамках саммита Франкофонии, принадлежит к их числу.

    • ПРАЗДНИЧНЫЙ МАРАФОН ПРОДОЛЖАЕТСЯ...
      2018-10-15 15:00
      1690

      XII Международный фестиваль классической музыки, пиком которого стали недавние выступления знаменитого скрипача Сергея Хачатряна, задавшего высокий тон начавшимся событиям, продолжается. В рамках фестиваля помимо ярчайшего концерта, открывающего этот крупный осенний марафон, состоялись еще несколько праздничных вечеров, в которых приняли участие солисты самых разных стран. И если новых имен среди них не слишком много, эта проблема все же не так остра, как репертуарная.

    • ЕДИНСТВЕННАЯ ВСТРЕЧА С ВЕЛИКОЙ ПЕВИЦЕЙ
      2018-10-08 15:23
      5088

      Мир стремительно скудеет на великие личности. В эти дни ушла из жизни еще одна величайшая звезда - легендарная Монсеррат Кабалье, известнейшая испанская оперная певица, величайшее сопрано современности. Монсеррат Кабалье была послом Мира, послом Доброй воли ЮНЕСКО. Широчайший диапазон голоса, непревзойденное мастерство и яркий темперамент дивы покорили главные сцены ведущих театров планеты.

    • С ЛЮБОВЬЮ О ВЫДАЮЩЕМСЯ ХУДОЖНИКЕ
      2018-10-05 15:36
      4585

      В ереванском издательстве "Айагитак" вышла первая книга трехтомной документальной монографии, посвященная жизни и творчеству выдающегося армянского живописца и педагога Ваграма Гайфеджяна. Автор и составитель Эллен Гайфеджян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • Никол Пашинян: Система госуправления не должна быть вовлечена в предвыборные процессы
      2018-10-18 13:53
      108

                 Система госуправления не должна быть вовлечена в предвыборные процессы в Армении, сказал в четверг в ходе заседания правительства и.о. премьер-министра Никол Пашинян. 

    • Ваграм Багдасарян: Выборы можно провести и по старому кодексу
      2018-10-17 19:43
      335

      Мы договорились с представителями Правительства о том, что обсудим с ними наши предложения, и по итогам этих дискуссий примем решение. Об этом заявил в беседе с журналистами в парламенте Армении 17 октября руководитель фракции Республиканской партии Армении Ваграм Багдасарян, говоря о проекте поправок в Избирательный кодекс.

    • ПОЛИТИКИ И ГОСУДАРСТВЕННИКИ
      2018-10-17 19:39
      306

      Если правительство хочет выполнить свое обещание и провести реформы Избирательного кодекса, то выборы нужно отложить. Об этом на днях в очередной раз заявил депутат от фракции РПА Армен Ашотян. По его словам, невозможно проводить поспешные дебаты по Избирательному кодексу, если нет вовлеченности политических сил, нет экспертных заключений Венецианской комиссии ОБСЕ/БДИПЧ, если после принятия Избирательного кодекса политическим силам не дадут хотя бы 6 месяцев для адаптации к новому кодексу, при этом еще считать парламент соавтором предложенных правительством поправок.

    • СО СКИДКОЙ НА РЕВОЛЮЦИЮ?
      2018-10-17 13:44
      808

      Проект реформированного Избирательного кодекса Национальное Собрание обсудит во внеочередном порядке 22 октября. Власти, практически не давая времени фракциям на обсуждение, спешат с принятием документа, чтобы намеченные премьером на декабрь внеочередные выборы организовать по новому ИК. Не укладывается в сроки Никола Пашиняна и Венецианская комиссия, на экспертизу которой выслан документ. Впрочем, уповая на собственную исключительность, власти надеются, что в европах Армении сделают скидку на революцию…