Последние новости

НАМ БУДЕТ ТЕБЯ НЕ ХВАТАТЬ

Известный советский постулат - незаменимых нет - не всегда оправдан. Когда уходит известная всей стране личность - это громадная утрата. Когда в течение короткого времени - чуть больше месяца - уходят из жизни выдающийся архитектор Джим Торосян, яркий прозаик Левон Хечоян, талантливый дирижер Арам Карабекян и великолепный педагог Рафаэль Акопянц, невольно задумываешься о символах и знамениях. И этот скорбный ряд заставляет нас оплакать не просто незаменимого архитектора, удивительного писателя, яркого дирижера, не просто сумму неповторимых талантов и харизмы, но завершающую свое бытие эпоху. Каждый из них по-своему украшал наше время, был ярким представителем нашей интеллигенции с ее способностью решительно не укладываться в общепринятые стереотипы.

В МИНУВШЕЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ БЫЛ ПРЕДАН ЗЕМЛЕ заслуженный деятель искусств Армении, профессор Ереванской консерватории Рафаэль Акопянц. Его похороны, как проявленный негатив, отмели таинство его жизни, обнаружив всеобщее признание и любовь. Множество людей нескончаемым потоком шли к Ереванской консерватории, чтобы проститься с ним. Прощались с ним коллеги - педагоги консерватории, друзья, студенты, музыканты, ученые, театральные деятели и самые обыкновенные люди, которые хоть раз общались с ним в разных культурных учреждениях. Смерть Рафаэля Акоповича как бы подвела черту под определенным периодом жизни каждого из них.

В наше меркантильное время редко встретишь человека, способного до конца отстаивать то, во что он верит. Таким людям нелегко жить на свете, но они не отчаиваются. Трудная жизнь может быть очень счастливой. Рафаэль Акопянц был убежден, что ему судьба подарила именно такую жизнь.

Страстная, не знающая пределов преданность своей профессии - одна из составляющих секрета Рафаэля. Так же как его постоянство и верность долгу. По-видимому, эти качества его натуры были врожденными. Удивительная скромность, душевная деликатность в общении с людьми - вот главное, что его характеризовало.

Еще мальчиком он приехал к нам из Баку. Учился в музыкальной десятилетке для одаренных детей. Главным инструментом была скрипка. Потом он поступил в Ереванскую консерваторию, учился мастерству у таких прославленных педагогов, как Г.Богданян и В.Мокацян. Помимо этого он учился еще и на вокальном отделении. И окончив консерваторию, он поступил на работу в Академический театр оперы и балета им. А.Спендиарова в качестве солиста, пел во многих операх партии баритона, спустя годы занимал и должность заместителя директора. Но подлинным призванием Акопянца была педагогическая работа на вокальном отделении консерватории. На протяжении многих лет его имя стояло в ряду лучших педагогов консерватории. Он дал блестящую плеяду молодых певцов - лауреатов республиканских, всесоюзных и международных конкурсов. Многие его выпускники сегодня поют на лучших сценах мира.

ЗА ДОЛГИЕ ГОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ он добивался от своих воспитанников, чтобы они были не только певцами, но и личностями в творчестве. Рафаэль старался разглядеть в каждом из своих воспитанников человека, который сможет осилить путь к сцене, выстоять в жестоком мире театра, в борьбе за право быть артистом и нести то ценное, чем сильна наша сцена.

Невозможно передать боль и горечь в глазах его бывших воспитанников: многие из них приехали из далеких стран проститься с Учителем. Как отметил один из них, ставший известным на всю Россию и за ее пределами Арсен Согомонян, воспоминания о его уроках никогда не изгладятся из памяти, потому что к ним они всегда будут возвращаться как к истоку самых светлых и высоких чувств. Они не забудут его взгляд, полный любви и понимания. Он научил их жизни, помог освоиться в тяжелой профессии. Р.Акопянц, наверное, последний "слепок", в котором выкристаллизовывалась ушедшая эстетика творческой работы и общения.

Педагогический дар Рафаэля удивителен еще и потому, что он сумел создать из своих выпускников одну семью. И хотя не всех его учеников знаю, но не покидает ощущение родства со всеми. Он излучал удивительную энергетику радости и самоотдачи и вводил своих учеников в некий коридор, чтобы они шли по нему, не сворачивая в сторону. Для всех своих студентов Акопянц - пример служения, влюбленности в профессию. Это, вероятно, шло от его глубокого понимания сути профессии. Студенты его любили за то, что он верил в них, вместе с ними боролся с их ленью, неуверенностью в себе, у него учились не сдаваться, а идти вперед. Во все, что делал Рафаэль, он вкладывал свое большое сердце, благородство, добрые чувства, вселяя надежду в тех, кто был рядом с ним.

ВОТ С КАКИМ ЧУВСТВОМ ГОВОРИТ О НЕМ народный артист республики, художественный руководитель Государственного русского драматического театра Александр Григорян: "Эта ужасная весть застала меня врасплох, потому что буквально пару месяцев назад он говорил о том, что очень хотел бы приветствовать юбилей нашего театра - 75-летие. Он был уникальной личностью для Еревана, большим другом для всех нас, порядочным, деликатным, честнейшим человеком, остро переживал за армянское искусство в целом и за ту музыкальную структуру, в которую он так верил. И то, что у него такое количество учеников, - это не только его заслуга, но и заслуга консерватории, которой он так преданно служил. Мы всегда гордились тем, что рядом с нами всегда был Рафик, преданный армянской музыке, всей мировой культуре. Он был высокообразованным человеком, обладал безукоризненным вкусом, был ярким подтверждением известной истины - "талантливый человек талантлив во всем".

Его внутренний мир укреплялся самоотверженной заботой о близких, уважением к будничному труду и любовью к главному делу жизни - музыкальному воспитанию молодежи. Последняя встреча с ним произошла в конце ноября. Мы вместе посетили вдову незабвенного скрипача Заре Саакянца - Аиду.

Трудно поверить, что этого трогательного в своей доброте человека, всегда готового прийти на помощь, мы больше никогда не увидим. Никогда не раздастся на работе телефонный звонок и не прозвучат в трубке характерные интонации: "Здравствуй, мои студенты снова победили!"

Прощай, Рафаэль. Нам отчаянно будет тебя не хватать!

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ ОН СТАЛ ЛЕГЕНДОЙ
      2018-09-03 15:30
      1314

      "Географические границы государств проходят через моря и горы, а границы искусства через сердца людей, объединяя их". Эти слова композитора Роберта Амирханяна можно отнести и к всенародному любимцу Иосифу Кобзону, чей уход из жизни опечалил всех, кто знал этого удивительного человека и прекрасного певца.

    • ЧУХАДЖЯН: ЖИЗНЬ МУЗЫКИ И ПАМЯТЬ О НЕМ
      2018-06-08 15:32
      2308

      К 150-летию оперы "Аршак Второй" Юбилейный спектакль Аршак Второй, состоявшийся недавно на сцене Национального академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова, прошел при полном аншлаге. Он был посвящен 150-летию создания этого крупного произведения Тиграна Чухаджяна, ознаменовавшего собой рождение оперного искусства как в армянской музыке, так и на всем Ближнем Востоке.

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      12029

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • ФЕВРАЛЬСКАЯ МУЗЫКА В БОЛЬШОМ ЗАЛЕ
      2016-02-26 13:36
      2745

      Музыкальные афиши, извещающие о концертах известных зарубежных артистов, свидетельствуют о том, что репертуарная палитра сегодняшней концертной жизни Еревана обещает стать достаточно насыщенной. Она включает произведения всех эпох, стилей национальных школ и направлений. И в этом заслуга многих наших коллективов и в первую очередь - Национального филармонического оркестра Армении под управлением Эдуарда Топчяна. Примечательно, что укрепляются контакты не только с нашими соотечественниками из Спюрка, но и с музыкантами из Европы, США - пианистами, скрипачами, виолончелистами, дирижерами. Контакты эти расширяются, обогащаются новыми формами, способствуют сближению культур.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЕТСКИЙ ДЖАЗ-ОРКЕСТР В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ШКОЛЕ
      2018-12-17 15:54
      735

      Весьма показательными в последнее время стали выступления настоящего джазового оркестра Специальной музыкальной школы им. А.Спендиарова. Дети разных лет, учащиеся школы, в последние годы открывают все крупные джазовые мероприятия города. Как, кто, когда и зачем создал этот прекрасный коллектив - за ответами на эти вопросы отправился к директору школы Марине Викторовне Варданян.

    • "КОНЦЕРТМЕЙСТЕРЫ АРМЕНИИ"
      2018-12-12 15:32
      2259

      Так называется книга доцента Ереванской консерватории, пианистки Саеник МАГАКЯН, вышедшая в Ереване в издательстве "Лусакн" Знакомство с этой книгой начинается с приятной неожиданности: радуют два небольших, но емких вступительных слова - народной артистки РА Светланы Навасардян и профессора Ереванской консерватории Шушаник Бабаян, звучащие культурно, грамотно и дающие ясное представление о содержании книги, ее значении для армянской музыкальной культуры.

    • ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА СПЕНДИАРОВА
      2018-12-12 15:13
      536

      Основная цель сборника - обогащение фортепианного репертуара армянской музыки переложениями лучших симфонических и камерно-вокальных опусов армянского классика.

    • АУДИОНОВИНКИ УХОДЯЩЕГО ГОДА
      2018-12-10 16:00
      411

      Учитывая, что скоро появятся музыкальные альбомы, датированные уже 2019 годом, захотелось "закрыть" год уходящий последней группой интересных записей. Начнем с интересного, но довольно спорного альбома Микаела Абазяна Something More. Записывался он в течение года в ереванской студии "Бревис".