Последние новости

АНИМАЦИЯ: СВОЙ ПУТЬ

Армянская мультипликация имеет долгую историю и богатые традиции. В прошлом году мы отметили ее 75-летний юбилей. Наш первый мультфильм, "Пес и кот", вышел на всесоюзные экраны в 1937 году, а пять лет назад усилиями группы верных и преданных энтузиастов был основан ереванский международный фестиваль анимации "РеАнимания". Современное армянское мультипликационное кино уже 3-й год подряд принимает участие в ежегодной национальной кинопремии "Айак" в номинации "Лучшая анимационная картина". В каком состоянии у нас в стране пребывает анимация, каковы кинопроцессы и основные тенденции, чего ждать от молодых художников и мультипликаторов - об этих и других волнующих нас вопросах мы решили побеседовать с ведущими сегодня отечественными мультипликаторами Давидом СААКЯНЦЕМ и Наирой МУРАДЯН.

- Какое наследие нам осталось от старшего поколения мультипликаторов?

Давид Саакянц: - Школа советской мультипликации имеет для нас фундаментальное значение. Не секрет, что Роберт Саакянц и его группа сыграли в этом огромнейшую роль. Он, преодолев всевозможные трудности, сохранил традиции армянской национальной мультипликации и создал ее новый, совершенно особый язык. Мне трудно судить о наследии, потому что это все-таки дело времени. Время само расставляет все по местам. И если сегодня мы вспоминаем творчество Саакянца, значит оно состоялось. А что касается нашей студии, то основная ее цель - развитие армянской мультипликации. В планах у нас создание школы и для детей, и для взрослых, где бы они могли обучаться анимации. Мы обязаны сохранить то, что было создано до нас, предкставлять все это подобающим образом и создать возможность делать новые фильмы. А насколько нам это удастся, покажет время. Но пока что школа эта существует исключительно на базе нашего нового фильма. К нам приходят молодые, смотрят, как мы работаем, набираются практических знаний.

Наира Мурадян: - Наше богатое наследие мультипликации, несомненно, имеет неоценимое значение. И не только в плане искусства, но еще и в плане воспитания и мировоззрения. Однако новое искусство получается с большим трудом. Хотя оно и есть, средний уровень невысокий. Но что было действительно хорошим и ценным, так это отдельные мастера со своим индивидуальным почерком. Кстати, мы всегда очень сильно отличались от прибалтийской школы. У нас были свое собственное самобытное лицо, яркие индивидуальности. И вот это наследие сегодня имеет большую ценность, особенно для молодых.

- Как вы оцениваете кинопроцессы в нашей стране и, в частности, сегодняшнюю мультипликацию?

Д.С.: - За последние 20 с лишним лет армянская анимация была более самодостаточна, чем художественное кино или документалистика. Она смогла состояться и развиваться. Что же касается кино в целом, то оно хромает. Хотелось бы видеть более интересные работы, своеобразные решения. И в первую очередь это касается драматургии и режиссуры. Безусловно, у нас есть и очень интересная молодежь. Но меня сильно пугает ее гражданская позиция, слишком уж увлекается иллюзией свободы, перерастающей в хаос. Западная культура тоже сегодня переживает глубокий кризис. И надо пытаться сохранить свои корни, свою идентичность, а не идти на поводу у мировых тенденций. Ведь армяне - маленькая нация, мы можем с легкостью раствориться и исчезнуть...

Но самая больная наша точка - это кинообразование. Наша школа тоже требует колоссальных изменений и улучшений. Советская система образования давала нам огромный багаж знаний, культуру, фундамент. Из советских школ выходили всесторонне образованные и развитые люди. Плюс к слабому образованию добавляется кризис идей. Он наблюдается и в авторском кино, где преобладает один больной артхаус. С одной стороны, это жуткий примитивизм, а с другой - изощренный формализм. И излишне говорить о кризисе индустрии или отсутствии денег.

Н.М.: - В этом году я была членом жюри на "Айаке". В прошлом году были сильные картины, а в этом - послабее. В этом году сильнее оказалось игровое кино. Все, кто участвовал в конкурсе, имеют большой потенциал. Они могут делать хорошее кино. Положительным сегодня является то, что очень много студий. Это и хорошо, и плохо. Раньше мы работали вместе, в одном помещении. Каждый знал, что творится в соседней комнате. Мы вместе смотрели, обсуждали, спорили, в этих спорах рождалась истина. А сегодня все обособленны и разобщены. Конечно, есть прекрасные молодые ребята. Порой даже и не знаешь их. Случайно натыкаешься на фильм, который сделал студент, и удивляешься: а ведь неплохо сделано!.. Положительно отношусь к деятельности кинофестиваля "РеАнимания". Фильмы, которые мы имели возможность посмотреть, составляют лицо современной мировой анимации. Фестиваль этот - уникальная площадка для обмена информацией и опытом, общения и практической работы. Это огромное поле, и прежде всего для молодых. Однако считаю, что одна из главных наших бед состоит в том, что молодые сегодня мало читают и смотрят. А что касается образования, то сегодня есть интернет и можно на практике, в режиме онлайн, обучаться ремеслу и набивать руку, непосредственно создавая анимацию. Ведь на одной теории далеко не уедешь.

- На ваш взгляд, каковы проблемы в сфере кино?

Д.С.: - Думается, нужно относиться ко всему очень трезво, спокойно, без нарциссизма. Ведь только таким образом можно развиваться и идти вперед. Это наша главная проблема. На Западе от нас ждут только успешной коммерческой продукции. Потому считаю, что наша основная задача - снимать именно армянское кино, национальное, для наших детей и подростков и посредством этого сохранять нашу идентичность и культуру. В век всеобщей глобализации это чрезвычайно важно. Ведь это редкий случай, когда государство финансирует мультипликацию. И грех не воспользоваться этим. Я более чем уверен, что нашему зрителю нужна национальная продукция. Любовь зрителей - главная награда для нас. А зритель формируется исключительно из того, что ему показывают.

Н.М.: - Проблемы искусства одни и те же во всем мире. Для кино всегда и везде денег нет, для авторского - тем более. А так называемый кризис идей зависит от самого автора. Я не считаю, что общество виновато в том, что автор не находит то, о чем он мог бы говорить. На мой взгляд, автор должен быть свободен от всего и творить исключительно для себя. Только тогда фильм получится настоящим и ценным. Считаю, что нужно посылать студентов учиться за рубеж - в Россию, Москву. Там есть необходимая техническая база, различные студии, специализированные в разных профилях. Они есть и во ВГИКе, и на "Союзмультфильме". Семинары, мастер-классы и воркшопы, обмен опытом необходимы. Думаю, что надо приглашать преподавателей сюда и, конечно же, образовать необходимую техническую базу. Без нее невозможно делать кино. Это ведь прежде всего индустрия, особенно в наш цифровой век. В каждой аудитории должны быть хотя бы 4 станка с камерами. Преподавателям очень мешает отсутствие техники. С первого курса студенты должны работать на практике. Но самое главное - это самообразование. Если человек сам над собой не работает, то никто не будет тратить на него свое драгоценное время. Самое главное - это желание учиться и преодолевать трудности.

- Над чем вы сейчас работаете и какие планы на будущее?

Д.С.: - Мы сейчас работаем над полнометражным музыкальным фильмом-сказкой "Анаит" по мотивам сказки Казароса Агаяна, песни к которой написал Армен Мартиросян. Хотя мы ее немного видоизменили и трансформировали. Это касается и формы, и содержания. Уже записались самые яркие наши актеры, что придало героям ленты особый характер. Режиссеры-постановщики - я и моя мама Людмила Саакянц. Художником фильма стал Эрнест Мурадян. А диалоги написал Ваграм Саакян. После ереванской премьеры планируется перевести фильм на русский и английский языки и демонстрировать в разных уголках мира. Уже есть даже некоторые договоренности о российском прокате картины. А что касается школы, о которой я выше упомянул, то скажу, что уже решены все вопросы со зданием. Государство выделяет нам территорию. Обещали помочь и с технической базой. В нашей студии мы намереваемся сохранить все виды мультипликации. И решающим критерием и фактором при поступлении будет умение рисовать для тех, кто собирается заниматься традиционной мультипликацией. А для тех, кто займется компьютерной анимацией, необходимо будет сдать экзамен.

Н.М.: - После цикла передач "Полет пера" на телеканале "Шогакат", где при помощи анимации, то есть пластических образов, мы оживляли армянскую поэзию, я сняла фильм "Балет". В прошлом году он взял приз за "Лучшую анимационную картину" на "Айаке". А потом снова начала работать над своим давним проектом о муми-троллях. Это центральные персонажи серии книг, написанных финской писательницей Туве Янссон. Книги эти были первоначально изданы на шведском языке, а затем уже переведены на десятки других языков мира. Это будет рождественская история, эдакая зимняя сказка. Кстати, я очень люблю рисовать зиму. Это особое волшебное время чудес, когда исполняются мечты, когда все возможно, везде царят человеческая доброта, теплота и сказка.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "ПЕРЕХОД" О КОНЦЕ 80-х - НАЧАЛЕ 90-х
      2016-11-02 15:00
      2392

      Продюсер Гоар Игитян и режиссер Артавазд Хачикян скоро выпустят на экраны свой новый фильм - плод длительной совместной работы. Картина называется "Переход" и поднимает очень острую и злободневную проблему миграции.

    • "АБРИКОСОВОЕ ДЕРЕВО" ЗАЦВЕЛО В ОКТЯБРЕ
      2016-10-26 16:19
      1563

      В начале октября в Айгедзоре, в гостинице, а по совместительству и культурном центре народного искусства "Шелковый путь", и параллельно в Гюмри и Уджане проходил уже второй по счету международный фестиваль этнографического и антропологического кино "Абрикосовое дерево". Организаторы форума - центр "Шелковый путь" и Фонд народного искусства и ремесел "Ангуйц" ("Узел"). Действенную поддержку фестивалю оказали Министерство культуры РА, Фонд развития национального кино "Золотой абрикос", Фонд армянского кино "Фильмадаран" и Российско-Армянский (Славянский) университет.

    • МНОГООБЕЩАЮЩЕЕ "ОБЕЩАНИЕ"
      2016-10-25 12:02
      1862

      В прокат выходит новый фильм о Геноциде армян В середине сентября текущего года в канадском городе Торонто проходил один из самых престижных и авторитетных мировых кинофестивалей. В нынешнем году он был особенно важен для нас, потому что в рамках киносмотра состоялась премьера фильма "Обещание", посвященного теме Геноцида армян в Османской Турции. 

    • ВОЗВРАЩЕНИЕ
      2016-10-24 15:45
      1264

      Вышла в свет книга о талантливом роде Калемкарян 19 октября в Национальной картинной галерее Армении состоялась презентация новой книги известного художника, этнографа и антрополога Раздана ТОКМАДЖЯНА "Калемкаряны. Айнтап. Дамаск. Алеппо". Это роскошно иллюстрированный альбом-каталог, в котором представлена прославленная армянская семья Калемкарян, на протяжении 200 лет занимавшаяся обработкой металлов - золота, серебра, меди. Презентацию организовало Министерство диаспоры и лично министр Грануш Акопян.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КАРЕНА НЕРСИСЯНА - В РУССКИЙ ТЕАТР, МИНИСТРА КУЛЬТУРЫ - В ЦИРК
      2018-10-17 16:03
      313

      На грянувшей, как гром среди ясного неба, пресс-конференции директор Ереванского государственного русского драматического театра им. Станиславского заслуженный артист РА Фред Давтян объявил о внезапном и исключительно своем собственном решении: назначить на пост художественного руководителя театра Карена Нерсисяна, одного из двух соискателей, вышедших на финишную прямую.

    • ВОЙНА ИДЕТ, КАК БЫ МЫ НИ ОТВОРАЧИВАЛИ СВОИ ЛИЦА
      2018-10-17 15:47
      130

      "Пока я ехала сюда, у меня было чувство вины. Как так получилось, что мы это допустили? Как так происходит, что наши девочки не выйдут замуж за тех мальчиков, которые здесь уже погибли, и это общее преступление. Я желаю всем вам, кто носит военную форму, выжить и чтобы никогда в жизни ваши дети больше не надевали эту защитную, но ужасную одежду", - сказала солдатам и офицерам, защищающим Арцах, Людмила УЛИЦКАЯ.

    • ИМЕНИ ШАРЛЯ АЗНАВУРА, А НЕ "ЗВАРТНОЦ"?
      2018-10-17 15:45
      314

      В Армении предлагают назвать именем Шарля Азнавура международный аэропорт "Звартноц". Идею в мультимедийное пространство подбросил экс-советник министра диаспоры Вруйр Пенесян, выразив уверенность, что "эту  мысль будут приветствовать не только армяне, но и весь мир". И она действительно получила поддержку и активно раскручивается.

    • ВЛЮБЛЕН В МУЗЫКУ И ЖЕНАТ НА ВИОЛОНЧЕЛИ
      2018-10-17 15:43
      103

      Виолончелист Артем Манукян - желанный гость в Ереване. Его выступления на родине всегда проходят при полном аншлаге, собирая публику, открытую ко всему новому, неожиданному, экспрессивному. За 7 лет жизни и творчества в США он обрел поклонников практически по всему миру, столь часты его гастроли и широк спектр музыкального сотрудничества. Арто Тунчбояджян, Ваагн Айрапетян, Тигран Амасян, Вардан Овсепян, Джо Завинул, Драко Россо, Рики Мартин, Стиви Уандер, Гретхен Парлато и многие другие - перечислить всех звезд мировой музыки, с которыми выступал талантливый виолончелист, трудно.