Последние новости

КИНО ПЕРЕМЕН КИМ КИ ДУКА

Его часто обвиняют в жестокости, однако сам он говорит, что проповедует любовь и добро. Его фильмы полны преступлений – обыденных и социальных, духовных, нравственных и даже сугубо интимных, однако за каждым преступлением следует наказание, порой данное свыше, но чаще – осознанное самим героем и им же приведенное в исполнение. Он нередко снимает картины о простых людях, живущих в городских трущобах, в плавучих рыбацких домиках, шалашах, а иногда и вовсе бездомных, повествуя о тяжком существовании немалой части населения своей страны, где действуют свои внутренние законы. Но, несмотря на это, каждая его картина полна эстетики и излучает красоту, дикую и непривычную, едва уловимую на уровне духовного сознания и интуиции.

РЕЖИССЕР КИМ КИ ДУК. ГЕНИЙ КОРЕЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА, как отзываются о нем критики, уже два десятка лет представляет свою страну в международном киноискусстве. Простой в душе и разговоре, всегда непредсказуемый, впрочем, как и его фильмы. В этом мы убедились в дни Ереванского международного кинофестиваля "Золотой абрикос", когда в толпе модерново разодетых гостей и участников фестиваля вдруг появился он - в помятом черном а-ля кимоно и с наспех завязанным хвостиком на голове, а потом спел со сцены Оперного театра корейскую народную песню в знак благодарности за врученный ему "Параджановский талер" - одну из достойных наград "Золотого абрикоса".

Голос Ким Ки Дука на следующий день прозвучал и в здании столичного кукольного театра, куда режиссер пришел на встречу с журналистами, молодыми и не очень кинематографистами и поклонниками своего творчества. Его песня, родившаяся много веков назад в народе и ставшая саундтреком автобиографического фильма "Ариран", лилась из глубины души, унося к далеким берегам Кореи, заставляя окунуться в атмосферу жизни ее людей, проникнуться их философией.

За первые 10 лет карьеры в кино Ким Ки Дук снял 13 фильмов, зарекомендовав себя весьма оригинальным режиссером, в фильмах которого необычный замысел, буддистская (и не только) символика, реальные картины жизни и высокохудожественная поэтичность находятся в гармоничном переплетении. Сегодня за плечами режиссера 22 фильма, одинаково талантливых, разных по содержанию и форме и в то же время по "кимкидуковски" схожих. А на рабочем столе дома – еще 2-3 сценария, находящиеся в процессе работы и, судя по плодотворности режиссера, готовых воплотиться в фильмы и выйти на экраны в считанные месяцы. И это особенно поражает, если учесть, что Ким Ки Дук впервые увидел кино в 32 года. "Это был фильм "Молчание ягнят", который произвел на меня колоссальное впечатление и заставил обратить взор в сторону кинематографа, - рассказывает Ким Ки Дук. – Я стал знакомиться с кино, изучать режиссуру, понял, что любой человек может снимать фильмы и быть свободным в своем выборе".

ДЕТСТВО КИМ КИ ДУКА ПРОШЛО В ДЕРЕВНЕ СОБЁННИ ЮЖНОКОРЕЙСКОЙ провинции Кёнсан-Пукто и было далеко не безоблачным. Трудный ребенок, он доставлял родителям немало хлопот. Семья решила переехать в Сеул, где мальчика определили в сельскохозяйственную школу. Однако он бросил учебу и в 17 лет устроился работать на машиностроительном заводе, где провел немало нелегких лет. Затем 5 лет служил в морской пехоте Южной Кореи и еще 2 года провел в церкви для незрячих, подумывая стать священником. Но судьба уготовила ему иную жизнь. Ким Ки Дук начал рисовать, всерьез увлекшись живописью, и однажды решил попытать счастья в мировом центре искусств – Париже. В 30 лет он начал постигать историю искусств и живопись, выставлялся в ряде европейских стран. Спустя два года он лицом к лицу столкнулся с кинематографом, которому отдал себя полностью.

Вернувшись на родину, Ким Ки Дук начал писать сценарии и уже в 1995 г. получил Гран-при Гильдии сценаристов Кореи. Через год родился его кино-первенец – фильм "Крокодил". За ним последовали "Дикие животные", "Отель "Птичья клетка", "Остров", "Реальный вымысел", а затем и все остальные картины, которые появлялись на свет чуть ли не дважды в год. А затем его фильмы стали мелькать на фестивальных экранах. Венеция, Португалия, Бельгия, Япония, Карловы Вары, Локарно, Берлин, Сан-Себастьян и другие города и страны стоя рукоплескали новоявленному мастеру корейского кинематографа, подкупившего киномир откровениями с заброшенных улиц корейских городов и трущоб, в которых символическая абстракция нередко становится единственным языком прочтения авторского замысла, а интуиция – главным учебником по режиссуре.

"В годы моей юности в Корее лишь 50% детворы посещало школу и ровно столько же оставалось вне ее. Я отношусь к последним. До 30 лет я работал, чтобы обеспечить себе существование, а затем решил изменить свою жизнь, перевернуть ее на 180 градусов, - признается Ким Ки Дук. – Работая на заводе, я научился тому, чего не познаешь в школе – жизни, способности "читать" и чувствовать людей, проникать в их внутренний мир и подсознание. Я обрел огромный жизненный опыт, который и стал моим маяком в кино, учителем и наставником. Я снимаю фильмы о том, что реально происходит в жизни моей страны, на основе собственного опыта, и в этом смысле нет необходимости учиться в школе".

Одна из отличительных черт творчества Ким Ки Дука – нередкое "молчание" героев. Его фильмы малословны, что вовсе не лишает их энергетики и внутренней динамики, приковывающих зрителя к экрану. "Вчера я посмотрел на ереванском фестивале украинский фильм о глухонемых, потом встретил одну из исполнительниц главных ролей картины, и вновь убедился, что человек без слов способен выразить очень многое, - заметил режиссер. - В моих фильмах нет хеппи-энда, жизнь полна плюсов и минусов, хорошего и плохого, я стремлюсь показать людей и саму жизнь с обеих сторон, в ее естественном течении. Я просто реалист".

МОЖНО НЕ СОГЛАСИТЬСЯ С КИМ КИ ДУКОМ НАСЧЕТ ХЕППИ-ЭНДА. В его картинах он, безусловно, есть, однако это не стандартная голливудская развязка со счастливым концом. Позитивный финал его картин – в выводе, который каждый зритель делает для себя, и, самое главное, в философии режиссера, основанной на способности человека изменить себя и свою жизнь, даже безнадежно погрязшую в грехах, насилии и нравственных преступлениях. На любой яд у режиссера находится свое противоядие, преступление карается наказанием, но опять "по-кимкидуковски". Мальчишка-монах в фильме "Весна, лето, осень, зима…и снова весна" шаловливо издевается над животными, не веря учителю, что наказание за грех родится внутри его самого. Однако кара оказывается жестокой, и ее определяет сам герой, что приводит к его перерождению.

В поэтической картине "Пустой дом" любовь между героями приводит к переменам в мышлении и психологии главной героини, которая, став смелее, готова дать отпор жестокостям мужа. В совсем свежем фильме "Пьета", за который Ким Ки Дук получил "Золотого льва" на Венецианском кинофестивале 2012 г., герой-вымогатель, ради денег рушащий семьи и калечащий людей, прозревает и внутренне меняется, когда рядом появляется надежное плечо. Фильм заканчивается трагично, но заставляет задуматься, пробуждает совесть и вновь призывает людей оглянуться на свою жизнь. "Фильмы изменяют не реальность, а состояние сознания отдельной личности. Поэтому каждый зритель должен брать из фильма то, что ему близко, должен научиться понимать картину по-своему. Человек способен изменить свою жизнь и открыть новую дверь в лучшее будущее, исходя из собственного опыта, - говорит Ким Ки Дук. - Но когда она распахивается, у него все равно остается страх перед неизведанным, его необходимо преодолеть. Ведь оно того стоит".

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • 10 ДОКУМЕНТОВ ИЗ ПОЛЬСКОГО АРХИВА
      2018-11-21 17:05
      470

      В Национальном архиве Армении состоялось вручение копий ценных исторических документов, имеющих непосредственное отношение к истории армянской общины Польши. Оригиналы всех 10 образцов – рукописные документы, написанные на армянском, польском и латинском языках и хранящиеся в Центральном архиве исторических актов Варшавы. Самый старый из них относится к 1367 г. Это разрешение польского короля Казимира Великого, выданное армянскому епископу Григору, позволяющее ему официально утвердиться во Львове, исповедовать свою религию и предоставлять проживающим в Польше армянам юридические услуги.

    • ПОД ЗНАКОМ СВЯТОГО КРЕСТА
      2018-11-21 16:46
      337

      Армения полна таинственных и сакральных мест, о существовании которых не знают не только туристы, но порой и сами ее жители. Воздвигнутые в горах и недоступные врагу наши святыни нередко охраняются самой природой, скрывающей в гуще лесов храмы божьи. Среди них и святыни Тавуша - Нор Варагаванк, Срвех, Киранц, Шхмурат...

    • ПОБЕДИТЕЛИ 14-го "РОЛАНА"
      2018-11-14 16:34
      1156

      Закрытие XIV Международного фестиваля детско-юношеских фильмов "Ролан" в Красном зале столичного кинотеатра "Москва" прошло при полном аншлаге. На сцене - организаторы "Ролана", его основатель и директор Нуне Манукян, ведущий вечера Айк Петросян, юные исполнители песенных и танцевальных жанров. Среди зрителей - гости, участники и друзья фестиваля, а также воспитанники творческих центров, школ и детдомов, студенты и военнослужащие, вошедшие в жюри разных номинаций.

    • 15-й "КИН" ОТКРОЕТСЯ 15 НОЯБРЯ
      2018-11-12 15:33
      499

      В том, что женщин в мировом кинематографе становится все больше, сомневаться не приходится. Особенно если перелистать мировую статистику и даже заглянуть на Международный кинофестиваль женских фильмов "Кин", который в этом году пройдет в Ереване с 15 по 19 ноября. Шутка ли, 15-й юбилейный кинофестиваль получил более 500 заявок из нескольких десятков стран.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ПОЧЕМУ СМЕЯЛИСЬ ЧАЙКИ
      2018-10-31 15:15
      2911

      В отличие от книг, живописных полотен, скульптур, фильмы стареют быстро. Даже те, которые в свое время являлись событием.

    • Скончался заслуженный деятель искусств Армении Армен Миракян
      2018-08-28 18:24
      256

      На 80-м году жизни скончался кинооператор, кинорежиссер, член союза кинематографистов Армении, заслуженный деятель искусств РА Армен Миракян, передает Panorama.am.

    • АРМЕНИЯ И КУБА СТАСА НАМИНА
      2018-07-23 15:38
      1127

      По приглашению организаторов Международного кинофестиваля "Золотой абрикос" в Ереване побывал рок-музыкант, композитор и продюсер, художник и фотограф, режиссер театра и кино, создатель и лидер группы "Цветы" Стас Намин. Приехал он не с пустыми руками: привез для представления армянскому зрителю два своих документальных фильма. С одним из них - "Древние храмы Армении" ереванцы познакомились в прошлый приезд Намина в наш город, а вот "Реальная Куба" - это одна из последних киноработ гостя, еще не известная нашей публике.

    • ДЕЯТЕЛИ КИНО ЗА КРУГЛЫМ СТОЛОМ
      2018-07-20 15:07
      3398

      В рамках XV МКФ "Золотой абрикос" в зале AGBU прошел круглый стол, собравший кинорежиссеров, продюсеров, кинокритиков, киноведов, журналистов. Цели мероприятия – встреча деятелей кино из республик бывшего СССР, обмен информацией о сегодняшнем состоянии сферы, стремление найти точки соприкосновения и наладить сотрудничество в разных форматах - от разработки совместных проектов до копродукции.