Последние новости

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

Филармонический зал им. Арама Хачатуряна работает по полной программе. Фактически мы имеем сегодня два филармонических оркестра: Государственный филармонический под управлением Эдуарда Топчяна и Государственный молодежный под управлением Сергея Смбатяна. Эти два коллектива, демонстрирующие на протяжении последних лет растущее мастерство и идущую от дирижеров заинтересованность в развитии армянского симфонизма, являются сегодня главными доминантами художественной жизни страны. Всегда заполненные залы, аплодисменты, искреннее восхищение, излучение любви со стороны слушателей - лучшая оценка мастерства и искусства исполнителей. В лице этих молодых и талантливых дирижеров и их оркестров армянская музыка сохраняет свой высокий престиж, а в жизнь страны вносит оптимистическую интонацию.

СЕГОДНЯ АРМЕНИЯ - СТРАНА ОПРАВДАННЫХ НАДЕЖД, ОНА ПРОДОЛЖАЕТ оставаться интересной миру своими духовными и культурными ценностями. Матенадаран, армянское старое и новое искусство, талантливая молодежь, которая разбрелась по миру в поисках применения своих сил и своих талантов (в этой грустной истории есть и доля позитива), замечательные музыканты, концертирующие по миру уже от имени своей страны, вносящие в музыкальный мир свою интонацию и свой менталитет, - вот чем мы сегодня можем гордиться, о чем размышлять и что беречь.

Прошли концерты СК Армении, в которых прозвучали произведения, написанные в последние 20 лет. Главное, что продемонстрировала армянская музыка, осталось в ее традиции – это ее многожанровость, ее образная великость. Все стили и все жанры - симфонии, симфонические картины, инструментальные концерты, хоровые кантаты, вокальные циклы, фортепианные миниатюры - были представлены в концертах. Два симфонических и два камерных концерта, конечно же, не вместили то многое, что было создано в последние годы, но дали композиторскому сообществу импульс дальнейшего развития, что очень важно. Клич, идущий от нового руководства Союза композиторов Армении (пишите!), услышан. Старое и новое, поиски и находки, традиции и новаторство - этот утерянный многими композиторами в последние 20 лет контекст развития снова ожил и подобно реставрированному лесу или саду будет требовать ухода и поливки. Хватит ли на это сил у государственных инстанций?

Мы давно уже привыкли к тому, что один фестиваль наезжает на другой. Параллельно с фестивалем СК Армении проходит фестиваль "Тертерян – фест", организованный Государственным молодежным оркестром и его главным дирижером Сергеем Смбатяном, Министерством культуры, Союзом композиторов, с поддержкой ВиваСелл-МТС

В программе каждого фестиваля были свои симфонические вершины. В концертах СК Армении в исполнении филармонического оркестра под управлением Эдуарда Топчяна прозвучала Восьмая симфония Ваграма Бабаяна, пространная, ретроспективная, с ностальгией обозревающая путь мирового симфонизма, отдающая этой традиции дань и огромную личностную приверженность к этому высокому стилю музыкальных размышлений. На такие обобщения Ваграм Бабаян имеет право. Он по своей художественной концептуальности истинный симфонист. Год назад он завершил свою работу над Девятой симфонией, число которой в истории симфонизма было роковым и приобрело рубежный символ вроде "перехода через Альпы", после которого симфонист объявлялся героем. С чем мы его и поздравляем.

В КОНЦЕРТАХ "ТЕРТЕРЯН-ФЕСТ" СОСТОЯЛСЯ ЦЕЛЫЙ АВТОРСКИЙ КОНЦЕРТ ЭДУАРДА АЙРАПЕТЯНА. В исполнении Молодежного оркестра под управлением Сергея Смбатяна прозвучали его знаковые сочинения: "Привечаем…" для струнного оркестра, Третья симфония под названием "Большая Огненная Бабочка", написанная под впечатлением цикла притч Меружана Симоняна о путешествиях Большой Бабочки и состоящая из 12 уже музыкальных притч, уносящих слушателя в волшебную инстанцию ощущений, почти физических, в мир красоты природы, ее хрупкости, осознаваемой через музыку до боли в сердце, до трагизма. Если бы у мировой организации "Гринпис" была премия за музыку по защите природы, я бы выдвинула кандидатуру Эдуарда Айрапетяна. А почему бы нам в Армении не учредить такую премию в искусстве - "В защиту природы", ведь наш островок мировой красоты под угрозой… Третьим сочинением Айрапетяна стала премьера Концерта для альта и большого симфонического оркестра, в котором солировал Максим Новиков.

Все три произведения слушались с волнением. Поражали готовность и способность совсем молодых оркестрантов вникнуть в духовные глубины этой музыки, словно творящейся между небом и землей. Ее струящаяся материя ткалась в потоке воздушных масс, ее трепетность играла на струнах света, она складывалась в формы, своего рода облака, которые истаивали сами собой или формировались в грозовые тучи.

Когда же в Концерте для альта с оркестром зазвучал солирующий альт Максима Новикова, музыка приобрела другую стать. Я назвала как-то Эдуарда Айрапетяна рыцарем инструментальных концертов. Да, этот образ прекрасно подтвердил и его новый альтовый концерт. Сколько силы в этой солирующей партии, властно держащей в руках трепещущую массу оркестра и подчиняющую его себе! Прекрасный альтист Максим Новиков мастерски раскрыл красоты музыки Айрапетяна. Глубокий и благородный звук его альта, выразительная фразировка и романтическая интонация привнесли в трактовку этого концерта какую-то особенную, личностную интерпретацию. И так будет всегда. Инструментальные концерты Эдуарда Айрапетяна - прекрасная возможность для солистов выразить себя, поскольку композитор воспевает в этих концертах саму музыкальную сущность, инструмент, становясь его рыцарем.

Эта нескончаемая завязка музыкальных фестивалей под руководством талантливых армянских дирижеров (с 1991 до 2000 гг. - Лориса Чкнаворяна, а затем яркого, талантливого Эдуарда Топчяна, а также основателя молодежного оркестра, молодого и неотразимого в своем музыкантском обаянии Сергея Смбатяна) - лучшее проявление творческой воли народа. Интенсивность музыкальных событий вот уже 100 с лишним лет формирует менталитет армянина. В сегодняшнем музыкальном бренде профессионального образца жив дух Комитаса, Спендиарова, Хачатуряна. Их традиции переплетаются в современной армянской музыке. Но главное, в ней живет дух возрождения. Мне кажется, неустанный дух.

СКАЖИТЕ, ГДЕ ЕЩЕ В МИРЕ ПИШУТСЯ СИМФОНИИ - БОЛЬШИЕ, развернутые, многочастные, вникающие в духовное состояние современного человека, вспоминающие о прекрасном и возвышенном прошлом, напоминающие о вечных ценностях, скорбящие о человеческой душе, постоянно подвергающейся люциферским искушениям? Где еще так проникновенно звучит одинокий голос, возносящийся над мощным оркестровым аккордом, именуемым "кластером"? Только армянские симфонии дали этому понятию - "кластер" - полный и емкий образ, когда, вырвав из его мощного, громоподобного многозвучия одинокий и блуждающий звук, вознесли его в космос в образе дудука или каманчи, как у Авета Тертеряна, одинокой скрипки, как у Эдуарда Айрапетяна, горной флейты, прозвучавшей на вершинах Пятой симфонии Ерванда Ерканяна, создавая полноценную картину вселенского мира. Действительно, где еще пишутся симфонии, невзирая на то, что создание их никак не поощряется государственными институтами и вот уже 25 лет создание этих музыкальных эпопей и эпосов игнорируется со стороны бюджета... И композитор безвозмездно дарит свое произведение стране и миру…

Симфонии Э.Мирзояна, А.Арутюняна, Г.Егиазаряна, А.Аджемяна, А.Тертеряна, Э.Аристакесяна, Э.Арутюняна и других появлялись, конечно, не в расчете на заработок, но, что очень важно, в атмосфере ментального комфорта и огромного внимания к личности композитора. Те времена прошли. Сегодня серьезно заниматься искусством - себе в убыток. Большие музыкальные жанры - головная боль для государственных мужей. И все же они пишутся. Пишутся и оперы, и балеты, что еще пострашнее для бюджета. Где взять деньги для исполнения этих сочинении, для постановки новых опер и балетов? - этот вопрос уже много лет унижает армянскую музыку, ее создателей.

Но и эта сложная ситуация оборачивается для испытанного горестями армянского народа своей светлой стороной. Побеждают духовность, талант, народная любовь к искусству, музыке. На фоне геополитических перипетий и сложностей армянской действительности, в тесной завязке с ними, в непредвиденности завтрашнего дня музыкальная жизнь продолжает жить и развиваться. Ее тонкая и трепетная субстанция продолжает формировать менталитет армянина. И это самое главное.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      380

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.

    • ВЛАСТНОЕ ОБАЯНИЕ ЖЕНЩИН
      2018-05-23 15:33
      1980

      В один прекрасный день армянской революции композитора Гегуни Читчян навестила парижская пианистка Софья Меликян. Она подарила ей CD, на котором записано в ее исполнении фортепианное произведение Читчян "Армянские барельефы". Но это CD имеет особое содержание. Оно посвящено произведениям композиторов-женщин. Гегуни Читчян вошла в состав избранных и широко признанных современных композиторов, конечно, с пристрастием отобранных самой пианисткой.

    • КОНЦЕРТ В ГАМБУРГЕ. ГРАНДИОЗНЫЙ УСПЕХ
      2018-04-04 15:15
      1309

      Этот концерт, конечно же, войдет в историю армянской музыки. И по конкретной статистике данных, в историю концертной жизни Гамбурга.

    • ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАШЛА В ТУПИК
      2018-03-21 15:37
      1170

      Кто выдумал это двуличное слово "оптимизация"? Я его часто встречала в прессе в разных публикациях, посвященных вопросам стагнации здравоохранения, упадка сельского хозяйства, образования. Оно всегда упоминалось по тем или иным вопросам в отрицательном смысле. Теперь же это скопроментированное понятие руководит действиями наших чиновников.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • КУЛЬТУРА, КОТОРАЯ ЖДЕТ
      2018-06-22 15:59
      569

      Бомжевать или не бомжевать? - вот в чем вопрос… "Только ради того, чтобы "деятели искусств" оказались в статусе бомжа, революцию Никола стоит приветствовать!" - статья с такой магистральной мыслью, вышедшая дней десять назад, вызвала бурные пролонгированные эмоции в артистической среде. А когда волна возмущения схлынула, выяснилось, что автор статьи, совершенно не ставя перед собой подобной задачи, поднял, возможно, самую серьезную на сегодняшний день арт-проблему, - проблему будущих механизмов финансирования искусства.

    • НЕОБХОДИМА ЧЕТКАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
      2018-06-22 15:56
      694

      Недавно проект закона о музеях и музейных фондах вошел в НС РА для утверждения. Но по мнению специалистов, принятие документа в существующем  виде недопустимо. Cтруктура представленного  закона не выдерживает критики.

    • ХРАНИТЕЛИ МАЯКА КУЛЬТУРЫ: КТО ОНИ?
      2018-06-22 15:49
      572

      По горячим следам революции Эдо Барнаульский громко заявил о себе песней "Никол Пашинян". "Никол - народа герой, Армения - маяк, вернемся на Родину, наша страна нас ждет" - говорится в ее припеве. Полный текст песни на транслите можно прочитать в комментариях ЮТУБа. Конечно, можно сказать, что подобное творчество в приличных кругах не обсуждается. Ну да… Только два видео Барнаульского с разными версиями одной и той же песни вместе уже собрали около 9 миллионов просмотров.

    • ДИРИЖЕРСКАЯ ЭПОПЕЯ ХХ ВЕКА
      2018-06-22 15:47
      380

      Не стало Геннадия РОЖДЕСТВЕНСКОГО Он задавал тон российской и вообще всей советской музыкальной культуре. Тон высочайшего профессионализма, укорененного воспитанием, образованием и широкой образованностью. При его имени музыканты подтягивались и напрягались, сосредотачивались и артистически расслаблялись, обнаруживая в себе запас прочности и таланта. Оркестры под его дирижерской палочкой пели голосами природы, красоты, голосами протеста.