Последние новости

ОБРАЩЕНИЕ "ТАГАРАНА"

Есть шанс создать театр камерной оперы

В зале Дома камерной музыки царило воодушевление. Ансамбль "Тагаран" во главе с руководителем и дирижером Седраком Ерканяном представил аудитории камерную монооперу Эдуарда Садояна "Записки Марии Волконской", написанную для камерного оркестра, чтеца и сопрано.

МАЛО КТО ПОМНИЛ ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ОНО БЫЛО СОЗДАНО В 1978 г. и в первый раз прозвучало в Киеве в концертном исполнении с участием Киевского камерного ансамбля и солистки Эллады Чахоян. Поэтому можно считать, что 27 марта этого года состоялась ереванская премьера монооперы Эдуарда Садояна. А премьеры всегда к месту, они всегда четко определяют градус творческой атмосферы и степень востребованности со стороны аудитории. Констатируем: зал был полон, и премьера прошла с исключительным успехом.

Организатором этого маленького, но примечательного музыкального праздника стал художественный руководитель и главный дирижер ансамбля "Тагаран" Седрак Ерканян. Он же исполнил роль чтеца, который дополнял и выстраивал сюжетную линию воспоминаний Марии Волконской.

Опера написана на основе изданной в 1977 году книжечки под названием "Записки М.Н.Волконской", случайно купленной композитором и прочитанной с большим воодушевлением. Это воспоминания жены декабриста Сергея Волконского, члена "Тайного общества", в который входили высокородные царские генералы и офицеры, выступившие 14 декабря 1825 года на Дворцовой площади в Петербурге против царя и самодержавия. Мария Волконская и жены еще нескольких декабристов проявили крайнее мужество и самоотверженность, отправившись вслед за осужденными на каторгу мужьями в Сибирь. Эта высылка и каторга растянулись не на одно десятилетие. И Мария Волконская написала эти записки по просьбе сына Михаила, родившегося в Сибири, получившего там, в Иркутске, потом в Петербурге прекрасное образование и впоследствии ставшего сенатором.

Сын считал эти записки своей собственностью и никак не рекламировал их. Более того, он всячески скрывал прошлое своих родителей, считая поступок отца заблуждением романтиков начала XIX века. Только в 1904 году он решил напечатать воспоминания матери. Но память об этом событии, в котором героями были посвященные люди России, как и сам литературный материал, пронизанный удивительным благородством чувств и мыслей, поражающий чистым и образным языком, сделали эту маленькую книжицу явлением русской мемуаристики. И, в частности, предметом творческого отклика со стороны случайно ознакомившегося с ней армянского композитора. Так, из разных нитей, красок, эмоций ткется мировая культура.

И как к месту наш "Тагаран" - музыкальный коллектив, по призванию своему возрождающий старую армянскую музыку, старую поэзию, духовные, романтические темы и традиции канувших в Лету эпох, обратился к этой теме и этой опере!

КОМПОЗИТОР САМ НАПИСАЛ ЛИБРЕТТО, СОБРАВ В ТУГУЮ ПРУЖИНУ действия ряд воспоминаний, отражающих решающие моменты жизни героини, ее мужа, ее героических подруг и их мужей. Композитору удалось передать два состояния: раздумчивость воспоминаний, которые отражал оркестр, глубоко проникающий в процесс музыкального развития, и накал чувств в партии вокала в передаче переживаний молодой женщины, рассказывающей о необыкновенной своей судьбе, о любви, о долге, о чести, об умении, как она писала, "и там, среди каторжан быть и веселой, и счастливой".

Партию Марии Волконской с большим вдохновением исполнила певица Эка Горстка, которая для нас стала просто открытием. Можно сказать, она нашла себя в этой роли, а точнее, в жанре камерной оперы, где действие всегда крайне сконцентрированно и требует того же от артиста. В свободном белом одеянии, на которое в конце был накинут черный капот, артистка своей пластикой рисовала и фон жизни героини, и ее прекрасный образ.

Камерный ансамбль под управлением Седрака Ерканяна также был на высоте. После спектакля никто не хотел расходиться. Поздравляли и музыкантов, и дирижера, и постановщика в лице известного кинорежиссера Вигена Чалдраняна, способствующего созданию драматического и волнующего спектакля.

Музыкальное событие, неожиданно воодушевившее нас всех, выдвинуло ряд вопросов. Успех ведь также как и неуспех проблематичен. Неудача нацеливает всех искать ее причины, которые чаще всего не находят, а успех воодушевляет, радует и зовет, как говорят, к покорению новых вершин. И тут возникает вопрос: если в последнее время ансамбль "Тагаран" так интересно работает в жанре маленьких камерных опер, если он как бы уже перерос свое назначение, то почему бы на основании этого не создать театр камерной оперы, насущность которого так назрела в нашей музыкальной среде?!

Седрак Ерканян давно зарекомендовал себя как высокопрофессиональный музыкант, как руководитель, отдающий своему коллективу все силы, знания, талант, всегда ставящий перед собой большие творческие задачи, постоянно ищущий контакт с современными армянскими композиторами. А наша неунывающая композиторская братия имеет в запасе очень много интересных сочинений в жанре камерной оперы, в жанре массовом, демократичном, очень нужном народу и очень любимом со стороны исполнителей.

Жанр камерной оперы - это волшебная шкатулка музыкально-театрального искусства. Остается надеяться, что шанс "открыть ее" не будет упущен как со стороны музыкантов "Тагарана", так и со стороны государственных попечителей, обязанных по долгу службы держать руку на пульсе времени.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • КОНЦЕРТ В ГАМБУРГЕ. ГРАНДИОЗНЫЙ УСПЕХ
      2018-04-04 15:15
      1268

      Этот концерт, конечно же, войдет в историю армянской музыки. И по конкретной статистике данных, в историю концертной жизни Гамбурга.

    • ОПТИМИЗАЦИЯ ЗАШЛА В ТУПИК
      2018-03-21 15:37
      1125

      Кто выдумал это двуличное слово "оптимизация"? Я его часто встречала в прессе в разных публикациях, посвященных вопросам стагнации здравоохранения, упадка сельского хозяйства, образования. Оно всегда упоминалось по тем или иным вопросам в отрицательном смысле. Теперь же это скопроментированное понятие руководит действиями наших чиновников.

    • ЗВЕЗДНЫЕ ЧАСЫ ЭДУАРДА АЙРАПЕТЯНА
      2018-02-21 15:33
      1535

      Эдуард Айрапетян - яркий представитель армянской композиторской школы. Прочный академизм этой школы, базирующийся на основах европейского классицизма и старой профессиональной музыки Армении, не утратил живую связь с фольклором, который продолжает питать всю инфраструктуру современной армянской музыки. Музыка второй половины ХХ века - первой четверти XXI пополнилась ее замечательными образцами. Среди них особое место занимают произведения Эдуарда Айрапетяна.

    • ЛИКОВАЛИ, РАДОВАЛИСЬ, ПОЗДРАВЛЯЛИ…
      2017-09-20 15:36
      4691

      9 сентября этого года в Театре оперы и балета им. Спендиарова собрался весь Ереван со своим исчезнувшим тылом - художественной интеллигенцией середины ХХ века. В зале рассаживались по своим местам пожилые люди, которые когда-то были активными членами нашего культурного прошлого, галерку и ложи заполняла молодежь. На сцене театра происходило событие, которое ждали уже больше года, - постановка оперы Аро Степаняна "Давид Сасунский", которая осуществилась под руководством Сарины Автандилян, автора идеи этого проекта и художественного руководителя. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЦИТАДЕЛЬ ЭРЕБУНИ - ШЕДЕВР ЗЕМЛЯНОЙ АРХИТЕКТУРЫ
      2018-05-11 16:19
      1718

      Планируется внедрить на территории музея-заповедника "Эребуни" технологию производства сырого кирпича и использовать его при восстановлении цитадели Эребуни, а также стимулировать туристическую привлекательность исторической местности.

    • ВЕЧЕРОМ - РЕАНИМАЦИЯ, УТРОМ - САНАТОРИЙ
      2018-05-11 16:16
      1039

      О "культурных решениях", безотлагательных и долгосрочных Захваченные духом перемен, мы ждем преображений по всем фронтам. Не минет эта инновационная чаша и культурное поле. А пока будут создаваться законы, проекты и планы, которым предстоит быть обозначенными как культурная стратегия и культурная доктрина, наступают проблемы – кому на ноги, кому на горло, – которые необходимо решать здесь и сейчас.

    • ВЗРОСЛЫЕ ДЕЛА ДЕТСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
      2018-05-11 16:13
      978

      "Наших ребят сегодня можно встретить во многих серьезных коллективах – в филармоническом оркестре, в оперном театре, в джаз- бэндах", - так начался разговор с директором Ереванской детской филармонии им. Ю.Бахшяна Саргисом МАРГАРЯНОМ.

    • ТАНГО ВТРОЕМ
      2018-05-11 16:05
      3185

      За первые весенние месяцы Ереванский государственный театр кукол им. Туманяна, он же театр-экспериментатор выпустил подряд две премьеры. "Кто боится Вирджинии Вульф?" Э. Олби и "Комментарии непристойного Тома" Р. Акопджаняна. Про что весенние премьеры? Конечно же, про любовь! И при всей несхожести и разнокалиберности пьес, кукольный обзавелся двумя спектаклями актерского психологического театра высшей пробы.