Последние новости

ТЕАТР СТАЛ РОДНЫМ ДОМОМ

С Левоном УЗУНЯНОМ, режиссером Тбилисского государственного армянского драматического театра им. Петроса Адамяна, мы встретились в Тбилисском государственном академическом русском театре им. Грибоедова. Шла репетиция спектакля, посвященного 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама "Мне Тифлис горбатый снится", режиссером-постановщиком которого и был Левон Узунян.

- Г-н Узунян, режиссер армянского театра ставит спектакль в русском театре. Это была ваша идея?

- Это идея директора театра им. Грибоедова, заслуженного деятеля искусств России Николая Свентицкого. Он предложил поставить,  я с радостью согласился. И наш спектакль прошел с аншлагом и получил самые высокие оценки прессы. Это литературно-музыкальная документальная постановка, своеобразная художественная хроника жизни поэта, полная ретроспективы и ассоциаций.  Сценарий писал я. Точнее, собрал воедино отрывки из записок самого Осипа Мандельштама, воспоминаний  супруги поэта Надежды и заметок Пауля Целана, сделавшего образ  Мандельштама одним из символов  европейской поэтической традиции. Моя сценарная версия и легла в основу спектакля, названием которого стала известная строка из стихотворения поэта "Мне Тифлис горбатый снится". Спектакль построен на допросе Мандельштама в пересыльном лагере под Владивостоком. Именно туда после очередного ареста в 1938 году поэт был направлен по этапу из Бутырской тюрьмы. В больничном бараке этого лагеря он и умер 27 декабря 1938 года. В спектакле заняты актеры театров им. Грибоедова и  им. Адамяна. Роль Мандельштама исполняет Олег Мчедлишвили.  Это единственный реальный персонаж, все остальные образы  собирательные. И следователь, который ведет допрос, и  актер - современник Мандельштама, и наш современник, который сегодня впервые знакомится с жизнью и творчеством поэта. Ирина Мегвинетухуцеси воплощает образы всех главных женщин в жизни  поэта, и его первую любовь, и его жену Надежду. Еще один персонаж вроде бы проходной, но очень значимый - помощник следователя, который в ходе спектакля сам становится следователем, идя к вожделенной должности по трупам, в том числе и своего начальника. Мандельштам любил Грузию, но еще более глубокие, я бы даже сказал, корневые связи были у него с Арменией. Так что, возможно, этот спектакль мы сможем показать и в Ереване.

- В человеке, наверное, все заложено еще при рождении, в том числе и талант. Ваша сестра – народная артистка Армении и Грузии Эльвира Узунян. Я знаю, что вы очень дружны. И сценарий ее юбилейного вечера "Разговор с театром", который прошел в 2014 году в Ереване, в Национальном театре оперы и балета, тоже писали вы. Театр для вас - изначальный выбор?

 Режиссер Тбилисского государственного армянского драматического театра им. Петроса Адамяна Левон УЗУНЯН- В театр я попал почти случайно, хотя в школе постоянно участвовал в спектаклях, играл в КВН. После окончания экономического факультета  работал экономистом на киностудии "Грузия-фильм", потом окончил ВГИК, участвовал в съемках нескольких фильмов, был ассистентом у Резо Чхеидзе в фильме "Дон-Кихот", сам снял всего одну картину на алматинской киностудии - "Падший ангел" - пародию на голливудский боевик. Фильм имел успех, даже завоевал приз зрительских симпатий на фестивале "Зеленое яблоко", был показан на НТВ, право на его показ закупил один из петербургских телеканалов. Возникли новые планы, но заболел отец, и я вернулся в Тбилиси, оставив нереализованными несколько интересных проектов. Киностудия "Грузия-фильм" тогда уже разделилась на несколько маленьких студий, я ушел на телевидение, работал режиссером на центральном телеканале Грузии. Работы тогда было немного, я стал задумываться об отъезде. И тут  художественный руководитель Тбилисского армянского драматического театра Армен Баяндурян предложил мне поработать в театре. Думал поработаю сезон-два,  но прошло более 20 лет. Я остался, и театр стал родным домом.

- Тбилисские театроведы с большим одобрением отзываются о ваших постановках грузинской классики...

- Я поставил свыше 30 спектаклей по произведениям армянских авторов, пьесам Чехова, Шекспира, Булгакова, Гольдмана, а также грузинских писателей - братьев Георгия и Рафаэля Эристави, Давида Клдиашвили, Важа Пшавела. До меня пьесы грузинских драматургов не только не ставились в тбилисском армянском театре, но и вообще на армянской сцене. Встреча с грузинской классикой  началась с пьесы Георгия Эристави "Вначале скончались, потом повенчались". Следующей была "Шапка-невидимка" Рафаэля Эристави, и тогда я решился коснуться творчества Давида Клдиашвили, а потом и самого Важа Пшавела. Эти  постановки были представлены на различных фестивалях, получали призы. Критики отмечали, что предложенная мной трактовка произведений Клдиашвили заслуживает особого внимания, так как его никогда не ставили в грузинских театрах. И, хотя не всегда удается полностью реализовать замысел, поиски, мучения необходимы для собственного развития. Из современных грузинских авторов работал с драматургом Нино Мирзиашвили.  Моя последняя постановка по ее пьесе тоже комедия, современный городской водевиль "Станцуй со мной танго".

- Вы часто обращаетесь к комедии. Чем она привлекает вас?

- Комедией можно быстрее достучаться до сердец зрителей. У всех масса проблем, пусть хоть в театре человек улыбнется. Сейчас  Тбилисский государственный армянский драматический театр находится в аварийном состоянии, сейсмологическая служба запрещает заходить в здание, говорят, в любой момент оно может рухнуть. Обещания отремонтировать не выполняются. Театр построен в 1856 году, ему 160 лет, и уже седьмой год  мы не можем работать на своей сцене, ставим спектакли на разных площадках. На сцене театра Руставели состоялась премьера спектакля по пьесе Марии Ладо "Обыкновенная история", но в основном мы работаем на регионы. Даем спектакли в Джавахети,  в районах, где компактно проживают армяне. Показываем поставленные ранее спектакли. Участвуем в театральных фестивалях в Армении. В прошлом году был отмечен наш спектакль "В эту ночь никто не будет спать". Это наша совместная с Арменом Баяндуряном постановка по пьесе Вилквиста "Ночь Гельвера". У Вилквиста тема антифашистская, мы же сместили акценты, сделали спектакль на тему Геноцида армян. Актриса Лейла Мкртчян, исполнившая главную роль,  была удостоена награды. При театре работает Студия молодого актера,  готовим кадры для нашего театра.

- В вашей режиссерской работе есть и спектакль, поставленный в Париже...

- Это интересная история. Группа актеров нашего театра в середине 90-х в основном по экономическим причинам переехала жить во Францию. Это был костяк театра, маленькая, но спаянная группа. В Париже все занимались своими делами, но театр не забывали. И однажды Артур Хечоян предложил мне поставить с ними спектакль, сказав, что берет на себя организацию всего процесса. Остановились на пьесе Пьера Шено "Будьте здоровы", однако мне никак не удавалось приехать, и тогда появилась идея поставить спектакль по скайпу, методом дистанционного управления.  До этого  по скайпу проходили только кастинги, а тут впервые в мире мы сделали целый спектакль от начала до конца. Я приехал в Париж перед последним прогоном. Играли спектакль в театре Мишеля Галябру, в  самом центре Парижа, на Монмартре, сразу за театром "Мулен-Руж". Я никак не мог вспомнить, кто же он, Мишель Галябру? Но, встретившись, понял, что знал этого актера всю жизнь. Мишель Галябру был неизменным партнером Луи де Фюнеса в знаменитых полицейских сериалах. Мы все его хорошо знали, хотя, возможно, как и я, не помнили имя. На парижской сцене спектакль прошел с большим успехом,  планируем осуществить по скайпу еще одну постановку. Я счастлив, что в моей жизни была и такая работа.

- Возвращения в кино не планируете?

- Хотел и хочу снимать кино, но боюсь, что произойдет это уже не в этой жизни. Я  понимаю, что время такое. Дело даже не в деньгах. Кинематограф - это прокат. В нашем регионе практически не может быть такого проката, чтобы он окупил фильм. 10-12 точек ничего не решают. Пробиться на другие рынки тоже невозможно, и не потому, что наш кинематограф плохой или хороший, там совсем другие категории. На фестивали возьмут, будут аплодировать, говорить, что хорошо, но  на этом все заканчивается.  Сериалы - другая формула, она интересна, приемлема, но не моя.

- Какие спектакли вы хотели бы поставить?

- Составляя заявку на следующий год, я постоянно задаю себе этот вопрос. Многое хочется, но что-то конкретное время само подскажет.  Студийцы, с которыми я в разные годы ставил "Грикора" Туманяна, "Живого покойника" Папаяна, просят восстановить эти спектакли, хотел бы поставить французскую комедию, мне близок французский юмор, есть и другие задумки, но говорить об этом преждевременно.

- А  у вас нет желания поработать на ереванской сцене?

- Если пригласят, с большим удовольствием, и не важно, на какой сцене. Но у каждого театра своя программа, свой план, свои режиссеры. Чтобы пробиться, необходим проект, а проект связан с финансированием. Хотя я бы взялся за постановку спектакля в ереванском театре даже за четверть гонорара. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • "МЕЧТАЮ ВИДЕТЬ НАШ НАРОД БОГАТЫМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛАМИ"
      2018-07-13 15:10
      1300

      В Доме Москвы состоялся вечер заведующего кафедрой биохимии Ереванского государственного медицинского университета им. Гераци, заслуженного деятеля науки РА,  действительного члена Академии медицинских наук РА и Академии естественных наук РФ, главного редактора журнала "Нейрохимия", доктора биологических наук, профессора Михаила Иосифовича АГАДЖАНОВА. Он рассказал о своем жизненном  и творческом пути, сложном и интересном, а потом ответил на вопросы присутствующих в зале.

    • "МАГИЯ ОДИНОЧЕСТВА"
      2018-06-27 16:36
      1150

      В ереванском книжном магазине "Ноян тапан" прошла презентация книги Ноны ГАБРИЕЛЯН Литературным творчеством Нона Габриелян занимается с юности, но понадобилось много времени, чтобы она решилась представить его миру. Первый  сборник ее стихов "Осколки неба" вышел в свет в 2003 году, за прошедшие с тех пор 15 лет она выпустила еще три сборника - "Прикосновение", "Цвет слова" и "Из ниоткуда".

    • "РАЗРУШЕНИЕ И ГАРМОНИЯ" - ВЫСТАВКА В КОНТЕКСТЕ ДИАЛОГА
      2018-06-27 15:06
      1034

      В Музее современного art-искусства открылась совместная выставка художников Нобухиро Огара и Ара Айтаяна Японец Нобухиро Огара и армянин Ара Айтаян впервые встретились в декабре 2009 года в бельгийском городе Генте, в одной из художественных галерей которого была открыта их совместная выставка. Тогда они еще не были знакомы, проведение выставки инициировала сама галерея, решившая объединить картины Огара и Айтаяна в одной экспозиции, да еще под названием "японское искусство".

    • ПАМЯТИ ТИНЫ АСАТИАНИ
      2018-06-18 15:19
      1734

      Из жизни грузинской общины в Армении На днях Грузинская благотворительная община "Иверия" отметила сто лет со дня рождения известного физика, лауреата Ленинской премии, академика НАН РА Тины Левановны Асатиани, ушедшей из жизни семь лет назад. Тина Асатиани, которую называли своей дочерью и Грузия, и Армения, - личность для общины знаковая еще и потому, что именно она инициировала в 1997 году создание "Иверии" и стала первым президентом грузинской общины в Армении.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • СОЛНЦЕ,УТВЕРЖДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ
      2018-07-20 15:47
      919

      В Национальной картинной галерее Армении открыта выставка выдающегося живописца Минаса АВЕТИСЯНА, посвященная 90-летию со дня его рождения XX век подарил нам немало ярких, неординарных живописцев, скульпторов. Имена этих корифеев у всех на слуху: Мартирос Сарьян, Ерванд Кочар, Ара Саркисян, Седрак Аракелян, Акоп Коджоян, Ваграм Гайфеджян... Они остались в армянской культуре поразительными взлетами творческого гения. В ряду классических армянских живописцев и Минас Аветисян, ставший символом нового подъема армянского изобразительного искусства, олицетворением благородства, совести, нравственности.

    • MIME-Fest им. Л. ЕНГИБАРОВА НАКРЫЛСЯ ХРИЗАНТЕМОЙ
      2018-07-20 15:37
      798

      Не хватило то ли денег, то ли порядочности Те, кто рассчитывал в начале августа провести несколько дней в Цахкадзоре, не только прячась от ереванской жары, но имея возможность смотреть пластические спектакли из разных уголков мира, могут спокойно заниматься своими делами. Международного MIME-Fest-а им. Л. Енгибарова, уже по традиции проходящего в курортном городе, на сей раз не будет. У Министерства культуры не оказалось на него денег.

    • ЗВЕЗДОЧКИ ПОД ЗВЕЗДОЙ МЕРИ КАРАПЕТЯН
      2018-07-20 15:33
      989

      Оказывается, Батуми не только курорт, где в летний сезон отдыхают граждане Армении, но и место, куда наши соотечественники ездят на фестивали и конкурсы и возвращаются с букетом наград. Вот и недавно группа начинающих певцов под руководством Мери Карапетян побывала в Батуми на Международном конкурсе юных талантов "Супер Стар-2018", где добилась небывалых успехов. Три первых приза и три вторых - все 6 учеников Мери Гамлетовны оправдали ее надежды. И это происходит не впервые.

    • УЛЫБКИ ОСЕННЕГО ВОЗРАСТА
      2018-07-20 15:26
      285

      Чувство юмора в человеке или существует, или его нет. И это ни от возраста, ни от профессии не зависит. Доказательством тому является выпущенная в июле книга Юрия ГАГЯНА "Осенние улыбки". Он по профессии не филолог, не журналист, окончил физико-математический факультет Ереванского пединститута имени Х. Абовяна, работал учителем, печатался в различных отечественных газетах и журналах, а идея собрать и издать напечатанное пришла к нему не скоро. На пороге 80-летия.