Последние новости

ЖИВОПИСЬ, ПРЕКРАСНАЯ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА

Выставка Александра Бажбеук-Меликяна в Тбилиси

В Национальной галерее Грузии открылась выставка картин Александра Бажбеук-Меликяна, посвященная 125-летию со дня рождения и 50-летию со дня ухода из жизни выдающегося художника, ставшего классиком еще при жизни. 

ОДИН ИЗ САМЫХ СМЕЛЫХ И ЯРКИХ ЖИВОПИСЦЕВ-РОМАНТИКОВ, он не принимал участия  в общественной жизни, редко выставлялся, жил в мире, созданном им самим, был начисто лишен предприимчивости, но при всем при том никто не мог избежать влияния Мастера, создавшего свой волшебный театр красоты. Дом Бажбеука, как многие называли его,  притягивал художников, поэтов, артистов как магнит, его искали, у него учились, его авторитет в среде творческой интеллигенции Тбилиси был очень высок. Он никогда ничего не брал, не просил, только отдавал, отдавал всего себя, все, что было даровано ему Богом. Выдающийся живописец своей эпохи, он пытался понять смысл вечности и полюбить ее, и это нашло отражение в его замечательных работах.

В экспозицию тбилисской выставки вошли 96 живописных и графических работ Мастера из частных коллекций и государственных музеев Грузии: Национального музея, Музея искусств им. Шалвы Амиранашвили,  Музея грузинской литературы им. Гиоргия Леонидзе  и Музея истории Тбилиси им. Иосифа Гришашвили, а также фонда Национальной галереи. Большая часть работ - это  портреты. Есть композиции и ню, представлены и картины раннего периода с их совершенно иной стилистикой и манерой письма.

Искусствоведы относят к ним портрет Ладо Гудиашвили, выдающегося грузинского художника, близкого друга Бажбеука. Первая в жизни каждого из них выставка была совместной и прошла в Тбилиси в 1918 году. Как и в других ранних работах, в портрете Гудиашвили есть детали кубизма, но  видна и готовность молодого художника к эксперименту, поискам себя, своего "я". В экспозицию включены несколько портретов, видимо, заказанных художнику государственными структурами и от которых в те страшные годы отказаться он просто не мог. Это портреты молодого Сталина и писателя Ильи Чавчавадзе. Они резко отличаются от блестящей живописи, присущей  Бажбеуку, написаны в очень темной цветовой гамме (черно-коричневой) и начисто лишены той яркой эмоциональной составляющей, которая лежит в основе творчества художника.

УНИКАЛЕН ПОРТРЕТ СЕМЬИ ГЕДЕВАНИШВИЛИ - аналогов таких семейных портретов в тот период в грузинской живописи не было. Великолепны портреты друзей - известного грузинского художника Авто Варази, которого Бажбеук называл своим молодым другом.  Авто Варази сыграл Нико Пиросмани в фильме, посвященном этому гениальному художнику. Прекрасны портреты дочерей художника Лавинии и Зулейки Бажбеук-Меликян, как, впрочем, и все другие женские портреты. Тема красоты обнаженного женского тела была исключительной страстью талантливой кисти художника. В суровое советское время, когда воспевание женской красоты казалось уделом лишь мастеров прошедших эпох, он возвратил его из небытия.

Экспозиция занимает четыре зала, расстояние между картинами достаточно большое, так что посетители могут насладиться каждой картиной в отдельности. В трех залах представлена живопись художника, один зал отдан графике.

Первая персональная выставка Александра Бажбеук-Меликяна  прошла в этой же галерее ровно полвека назад, в 1967 году, через год после смерти художника. Летом 2002 года в Тбилиси была открыта еще одна выставка художника, но уже в зале "Омеги", где были представлены картины Мастера из нескольких  частных собраний. С тех пор количество работ художника в Тбилиси заметно сократилось. Многие коллекции распались, картины были проданы, а в голодные 90-е  вообще вывезены из страны. Этот процесс не отслеживался, так что сегодня Грузия достоверно имеет только эти 96 представленных  на выставке работ. Предположительно еще 10-12 картин имеются в частных коллекциях, но по различным причинам они не вошли в экспозицию нынешней выставки. "Наша цель, - говорит организатор и куратор выставки, председатель Союза армянских художников Грузии Ирена Оганджанова, - показать наследие великого художника, которым располагает сегодня Тбилиси".

 На афише выставки представлена знаменитая картина: портрет Лиды - жены художника, матери его детей Вазгена и Зулейки.  Текст на афише принадлежит перу известного культуролога и искусствоведа Давида Андриадзе. Им же подготовлена монография для альбома картин Александра Бажбеук-Меликяна. К сожалению, из-за нехватки финансов выпуск альбома пока отложен.

ИНТЕРЕС К ВЫСТАВКЕ ОКАЗАЛСЯ НАСТОЛЬКО ВЕЛИК, ЧТО В ЗАЛЕ, КАК ПРИНЯТО говорить в таких случаях, яблоку было негде упасть. Наряду с армянскими деятелями искусств, представителями духовенства Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви сюда пришли и грузинские художники, музыканты, писатели, просто любители живописи. Царил тот особый тифлисский дух, который и позволял на протяжении тысячелетий уживаться вместе представителям разных национальностей. Выставку открыл генеральный директор Национального музея Грузии Давид Лордкипанидзе. Он и другие выступавшие говорили об особом месте, которое отведено Александру Бажбеук-Меликяну в изобразительном искусстве Грузии, о той серьезной основе, которую он создал для дальнейшего развития грузинской живописи, о том, какое исключительное влияние  оказал на своих современников  этот художник,  всю жизнь проживший в Тбилиси.

Александр Бажбеук-Меликян родился в 1891 году, художественное образование получил в тбилисской школе рисования и скульптуры  Кавказского общества. После ее окончания продолжил учебу, сначала в Москве в Художественной студии им. Машкова, а затем - в Петербургской академии художеств. В 1913 году он был призван на службу в царскую армию, в 1917-м возвратился в Тбилиси и прожил здесь до конца жизни.  С 1922 по 1929 годы он преподавал в художественной студии Мосе Тоидзе, а с 1930 по 1938 гг. -  в тбилисской Академии художеств. Советская власть относилась к Бажбеуку с подозрением уже потому, что он дружил с Тицианом Табидзе, Паоло Яшвили, Чаренцем, ставших жертвами репрессий в 1937 году. Художника постоянно ругали за отказ от общественной деятельности, за странный выбор тем для своих картин, но он оставался верен своим эстетическим принципам. Его картины написаны необыкновенным живописным языком, а творчество было прекрасным во все периоды. В последние годы в палитре художника стал появляться белый цвет. Душа его жаждала света, смерти он противопоставлял лучезарные светлые краски. 

Выставка проходит под эгидой Министерства культуры и охраны памятников Грузии, Национального музея Грузии и епархии Армянской Апостольской Церкви в Грузии. Посещаемость экспозиции, которая будет открыта до 24 февраля, уже сегодня бьет рекорды. Об этом пишет и  грузинская пресса,  отмечающая неповторимую красоту работ Мастера.

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • АКЦЕНТ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
      2017-07-21 15:15
      10800

      Начальник управления общего образования Министерства образования и науки РА Ашот АРШАКЯН рассказывает в интервью "ГА" о решенных в минувшем учебном году и перспективных задачах школы  

    • ЗАЗЕРКАЛЬЕ НАНЫ АРАМЯН
      2017-07-14 15:44
      3606

      Мастерская художницы Наны Арамян – это мистическое пространство, где реальность тесно переплелась со сказочностью. Здесь можно не только увидеть множество необычных образов, сотканных из нечетких световых линий, но и почувствовать ритм крыльев экзотической бабочки, уловить дыхание ящериц, ощутить капли дождя и опаляющий огонь ярких языков пламени. Множество странных изображений складывается на теплом черном фоне из переливающихся фиолетовых кругов и вкрапленных в них оранжевых. "Черно-фиолетовые беседы" - так назвала эту серию работ сама художница, можно добавить - фантастических бесед. Это возможность парить над реальностью. 

    • ВЕК ПЕРИКЛА В АРМЯНСКОЙ БОТАНИКЕ
      2017-07-05 15:02
      5255

      Памяти академика Армена ТАХТАДЖЯНА 4 мая 2017 года решением правительства РА Институту ботаники НАН РА было присвоено имя академика Армена Леоновича Тахтаджяна. На днях у входа в Ботанический сад появилась доска с надписью "Институт ботаники им. А.Л.Тахтаджяна НАН РА". Открытие ее прошло в торжественной обстановке, что вполне понятно. Армен Леонович Тахтаджян - первый директор этого института был выдающимся ученым мирового масштаба, личностью легендарной. Он был одним из тех титанов, которые смогли не только возродить биологическую науку в СССР и ее важнейшую область - ботанику после "лысенковщины", но и поднять исследования этого направления на совершенно новый уровень.

    • ТБИЛИССКИЕ КАНИКУЛЫ БОРИСА ПАСТЕРНАКА
      2017-06-30 15:42
      17452

      Недавно просматривая старый блокнот, я обнаружила в нем запись беседы с известным грузинским композитором  Мери Давиташвили – автором детских опер "Каджана" и "Нацаркекия", музыки к мультфильмам "Свадьба соек", "Цуна и Цурцуна", "Вражда", песен, на которых воспитывалось не одно поколение ребятишек. "Я двух гениев встречала на своем пути,  – сказала она тогда, - Бориса Пастернака и Дмитрия Шостаковича". Ее рассказ о "тбилисских каникулах" великого поэта, сохранившийся в моем журналистском блокноте, я предлагаю сегодня читателям нашей газеты.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • С ЛЮБОВЬЮ К ПЕВЦУ МОРЯ
      2017-07-28 14:46
      10461

      Выставка современных армянских художников, посвященная 200-летию И.АЙВАЗОВСКОГО Два века отделяют нас от даты рождения великого мариниста Ивана (Ованеса) Айвазовского, творчество которого определяет целую эпоху в истории мирового изобразительного искусства. Но интерес к его личности и искусству не ослабевает и сегодня. И без стремления сказать что-то свое, заслуживающее внимания читателей, писать об Айвазовском невозможно. Много интересного об Айвазовском мы узнали в последние годы из книг, альбомов, статей исследователя его творчества, заслуженного деятеля искусств Шаэна Хачатряна. Целью искусствоведа было по возможности шире представить армянскую сторону жизни и творчества художника, пока еще мало известную русским любителям искусства.

    • ГОРОДСКАЯ СКУЛЬПТУРА В СИЛУЭТЕ ЕРЕВАНА
      2017-07-27 10:14
      11278

      В Ереване практически нет городских скульптур, одни памятники. А ведь скульптура имеет множество функций. Она дарит эмоции, создает настроение. Даже в самой серой, унылой спальной застройке скульптура может изменить ситуацию. Кроме того, скульптура имеет важное градостроительное значение, потому что организует пространство, создает силуэт города, помогает архитектуре решать пластические и эстетические задачи.

    • КИСТЬ, ОПЬЯНЕННАЯ СОЛНЦЕМ
      2017-07-26 16:14
      10431

      В этом году замечательному художнику, одному из ярких представителей школы Сарьяна Александру ГРИГОРЯНУ исполнилось бы 90, а 10 лет его нет с нами. Его работы прочно вошли в золотой фонд армянского изобразительного искусства. Они свидетельствуют не просто об одаренности мастера, многогранности творческих интересов, - в них мы видим последовательное развитие его художественных идей. Он был художником с яркой, особенной манерой, сумевший образно выразить и дух своей эпохи, и характеры людей, которых он увековечил в своих картинах. Опираясь на традиции, на духовный опыт прошлого, он проложил живой мост в современность..

    • В Ереване открылась выставка в честь деятеля искусств Грачья Галстяна
      2017-07-26 09:00
      108

      В здании Союза художников Армении в Ереване 25 июля открылась выставка в честь деятеля искусств Грачья Галстяна, передает Новости Армении - NEWS.am.