Последние новости

ОСОБЫЙ МИР АСМИК АВЕТИСЯН

В мастерской Асмик Аветисян десятки картин, но открыты лишь несколько: прозрачный, светящийся на сверкающем белизной холсте портрет девушки-альбиноса, золотистый хачкар, портрет матери и женское лицо - одна половина спокойная, вторая из нескольких профилей - в гневе, радости, скорби, агрессии. А еще серия "Аура цветов" - небольшие по размеру "вспышки" - агрессивный красный со всполохами огня, великий в своих оттенках синий, интеллигентный желтый… Характеристика каждого цвета передана в ассоциативных линиях, образах. "Аура - энергетика человека и отражение тонких жизненных энергий тела. Она делает нас тем, чем мы являемся. Цвета, порождаемые мыслями, светятся". С этим утверждением художницы трудно не согласиться. Каждый цвет на ее картине раскрывает душу. 

ДЛЯ АСМИК АВЕТИСЯН ИСКУССТВО В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ - ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ и только потом мастерство кисти. На мастерстве останавливаться не будем - оно отточено в школе Коджояна, училище Терлемезяна, Академии изобразительного искусства и в мастерской матери-художницы Жени Арутюнян. Эта мастерская после ухода матери из жизни стала творческой обителью и для Асмик. Мать - художник, отец - архитектор, искусство вошло в жизнь Асмик с раннего детства. Это понимание, переданное генами, прошло и шлифовку в среде общения.

Асмик практически росла в мастерской, ездила с матерью на пленэр, в затерянные в горах села, прислушивалась к беседам взрослых о новых тенденциях и течениях в изобразительном искусстве и считала себя частью этого творческого пространства. "Мама не хотела, чтобы я стала художником. Но это как отметина, судьбу не обманешь. И мама, хотя и не сразу, приняла мое решение".

Однако жизнь сложилась так, что несколько лет после окончания академии Асмик живописью вплотную не занималась. Вышла замуж, родила двух дочерей, воспитанию которых и отдавала все свое время. "Если ты родилась женщиной, то должна родить. Иначе что-то не так будет получаться. Как это совместить - другой вопрос. Я сначала делала то, что обязана - дети, семья, и только потом живопись. Это были годы инертного рисования, мысль работала, идеи накапливались, их я и высказала, придя в мастерскую".

Асмик мыслит цветами. Когда она стала разворачивать картины к свету, мастерскую захлестнуло многоцветье красок, она буквально расцвела на глазах. Каждый этап творчества Асмик имеет определенный цвет. Первые годы - время интенсивных цветов. "Воплотив все задуманное, мой внутренний мир угомонился, я перенасытилась цветом и перешла к новому этапу - активному взаимодействию между цветом и фигурами". В картинах этого периода равнозначны линия и цвет, каждый независим, самодостаточен и наделен метафизическим смыслом. Следующий этап творчества - дискуссия между линией и плоскостью. Здесь особое значение приобретает экспрессивность цветовых линий и плоскостей. Асмик - художник удивительно четких линий - создает из них тему. По словам самой художницы, все периоды ее творчества соответствуют важным вехам ее духовной жизни. "Я постигаю, изучаю, понимаю себя через живопись. И каждый раз, перестав понимать, я начинаю писать, и по ходу становится ясно, что меня волновало".

ТВОРЧЕСТВО АСМИК АВЕТИСЯН - ЭТО ПОСТОЯННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ К НОВЫМ УРОВНЯМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ. В этом убеждают и находящиеся в мастерской картины "Дорога в Иерусалим", "Тени памяти", "Муха", "Жесткий выбор", "Кокон", "Взгляд", "Времена года", "Печаль", "Лица в масках", "Возможный финал", "Синие метаморфозы", "Странная голова", портреты матери и прадеда из Вана, автопортреты, написанные в разные периоды творческих исканий художницы.

Полотно картины для Асмик Аветисян - трамплин в нечто новое, неизведанное. Таким новым и неизведанным стал для нее мир альбиносов. Но прежде чем создать серию портретов, посвященных "лунным" детям, она постаралась узнать о них как можно больше, изучить все, о чем собиралась сказать. "Эта тема созрела во мне как попытка изучения прежде неведомой эстетической единицы. Углубляясь в нее, я поняла, что помимо эстетики она оказалась продолжением давно волнующей меня темы - феномену принятия иного и незнакомого мне вида. В нашем сложном обществе это всегда проблематично, поскольку незнакомый вид являет в себе незнакомый мир, который обычно пугает и вызывает беспокойство. Однако когда ты приближаешься к этому новому, странному, не привлекающему к себе внимания миру, то вдруг понимаешь, что он населен множеством прекрасных и глубоких душ, которые часто оказываются тебе очень знакомыми и дорогими. Мир "белых ворон" очень притягателен. Думаю, что альбиносы своей белизной привносят в мир новые краски, блеск и выразительную глубину. Без них наша реальность была бы серой и неинтересной".

Асмик давно мечтала написать белую картину, это, можно сказать, была ее идефикс. К чисто белому цвету она шла с 15 лет, с тех самых пор, как впервые увидела заворожившую ее белую картину. Мастер говорящих рук, она всегда любила писать портреты, узнавать людей через их лица и руки. "Когда все это свелось в одной точке, проект "Незамеченная красота" нашел меня. Выставка - портретная галерея альбиносов, тех, про кого говорят, что их не коснулась "пыль богов" - так в Древнем Египте называли фермент меланина, дающий цвет коже и глазам и защищающий живые существа от ультрафиолетовых лучей и радиации - прошла в Ереване три года назад. Асмик хранит картины с этой выставки в мастерской, где и удалось их увидеть.

 Картина Асмик АветисянПОРТРЕТЫ ЭТИ УВЕЛИЧЕНЫ В НЕСКОЛЬКО РАЗ, РАЗГЛЯДЕТЬ МОЖНО ДАЖЕ МЕЛЬЧАЙШИЕ ЧЕРТОЧКИ людей и животных, прообразом которых стали реальные фотографии, взятые из интернета. Этот исходный материал и обеспечил эффект особой реалистичности. В основном это портреты африканцев. Как ни парадоксально, но именно в Восточной Африке рождаемость "лунных" детей в десятки раз выше, чем по всему миру. Но если в Европе к таким детям относятся с умилением, берегут их, лелеют, то в странах Африки родиться бесцветным, означает умереть. И не только потому, что под жгучим африканским солнцем человеку с генетическим отсутствием меланина долго не прожить. Они обречены еще и потому, что из их кожи, мяса и костей делают амулеты, существует поверье, что они приносят счастье и благоденствие их обладателям.

В портретной галерее альбиносов есть и портрет девочки, которую Асмик встретила в Ереване. В поисках "местных" альбиносов художница исколесила всю Армению, однако удалось отыскать только восемь. Она подружилась с ними. Несмотря на свойственную альбиносам застенчивость, некоторые даже пришли на открытие выставки. А сама выставка помогла художнице придать особый смысл теме альбинизма.

Всякий мир имеет право на существование - такова была основная концепция этой выставки. Перемещение творческих интересов от собственного внутреннего мира к внутреннему миру других повлияло и на технику письма Асмик. Свойственная ее работам многослойность, многокрасочность как бы погасла. Толстый слой сменила спокойная, практически гладкая поверхность. Увлечение темой альбинизма ознаменовало и переход художницы в тональное изобразительное искусство. А сам проект стал еще одной вехой в ее творчестве, некой нулевой точкой, к которой Асмик пришла через повторное познание себя самой. "В процессе подготовки этого проекта я изменилась сама, изменилось свое мышление - от абсолютного абстракционизма перешла к гиперреализму, даже стала слушать другую музыку".

 
 Картина Асмик АветисянВ МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ ЕСТЬ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ПО РАЗМЕРАМ КАРТИНА:
на ослепительно белом фоне негритянка с малышом-альбиносом на руках, у ног ее расположилась кошка-альбинос. Это полотно стало творческим обобщением целого периода и предвосхищением нового этапа в ее творчестве. Генерировать идеи для Асмик - состояние привычное. Завершая один проект, она уже знает, каким будет следующий. Но предсказать, каким именно он будет, нам сложно, а сама она говорить о задуманном не хочет. Об этом, как всегда, расскажут ее картины, через которые она раскрывает свой внутренний мир, приобщая нас к тому, что происходит в глубинах ее души и сознания.

"Потрясена картиной "Сила луны" Асмик Аветисян, - написала Гаяне Хачатрян, увидев в начале 2000-х работу молодой художницы. - С благословением жду от вас продления этого чуда". С тех пор прошло уже более 10 лет, в течение которых Асмик создала несколько интересных проектов, написала ряд замечательных картин, каждый раз удивляя новой гранью своих творческих возможностей. И мы снова ждем ее выставок. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • МУЗЫКА КАРТИН САРГИСА МУРАДЯНА
      2017-06-12 16:04
      2785

      Известному армянскому художнику Саргису Мурадяну в июне исполнилось бы 90 лет. Этой дате посвящена выставка "Свет и тени", которая открылась в галерее, носящей его имя. 

    • ДЕРЕВЬЯ НЕ ВСЕГДА УМИРАЮТ СТОЯ
      2017-06-07 15:57
      4432

      Во дворе ереванского дома N102 по улице Налбандяна вечером 6 июня произошло ЧП. Шквал ветра вырвал с корнями могучий тополь. К счастью, обошлось без жертв - в проходе между домом и забором, огораживающим идущую здесь стройку, в эти минуты не оказалось людей. Но жители дома несколько часов не могли выйти из своих подъездов - вход в них был перекрыт распластанными ветвями большого дерева. Пришлось вызывать МЧС. 

    • "БАЖБЕУК-МЕЛИКЯНЫ. ДВА ПОКОЛЕНИЯ"
      2017-06-05 15:28
      1614

      Выставка "Бажбеук-Меликяны. Два поколения", прошедшая осенью 2016 года в Национальной галерее Армении, была, несомненно, одним из главных художественных событий минувшего года. Уникальность ее была и в том, что, приуроченная к 125-летию выдающегося живописца Александра Бажбеук-Меликяна, она включала в экспозицию не только произведения самого Мастера, но и работы его детей – известных художников Лавинии, Вазгена и Зулейки. 

    • ПОЭЗИЯ СВЕТА И ТЕНИ
      2017-05-26 14:58
      1409

      В Музее современного изобразительного искусства открылась фотовыставка Завена САРГСЯНА В экспозиции этой ретроспективной выставки чуть более 80 работ. За 40 лет творческой деятельности Завен Саргсян снял сотни тысяч пейзажей, портретов, документальных и социальных фотографий, памятников армянской архитектуры по всему миру. Отобрать из них 80 было трудно, пришлось ограничить тематику. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ДЕРЖИ РИТМ!
      2017-06-22 12:24
      535

      Кто-то однажды заметил, что есть "настоящие" музыкальные инструменты, солирующие, и "второстепенные" - аккомпанирующие. И конечно, ударные инструменты попали именно во вторую группу. Что можно сыграть на барабанах, колокольчиках, бубнах и всяких там тамтамах? - задумается обыватель. Но представьте себе, что можно, и получается очень даже здорово. Если, конечно, на них играет мастер. 

    • НАГРАДА НОРИКУ АСТВАЦАТУРОВУ
      2017-06-21 18:46
      944

      Национальный фонд искусства (NEA) США объявил имена тех представителей традиционных и национальных ремесел, которые в нынешнем году получат награды фонда. Среди награжденных - Норик Аствацатуров, который является мастером армянской чеканки по металлу. 

    • СВЕТИТЬ СКОЛЬКО ЕСТЬ СИЛ...
      2017-06-21 15:22
      550

      С какого момента отмечают юбилеи? Обычно принято отмечать год в год, день в день, минута в минуту. А вот мой друг, художник Цолак Кантех, думает иначе. Скажем, если начался отсчет следующего года жизни (исполнилось, допустим, 46 и пошел 47-й), значит, он уже считает себя 47-летним. Правда, указанный возрастной барьер Цолак давно превзошел. Родился он 24 июня 1943 года, то есть с 25 июня 2017 года начнет отмечать свой 75-летний юбилей. О том, чем он занимался все это время, художник-оформитель рассказывает в краткой беседе.

    • УРОКИ ГЕНРИ ФОРДА
      2017-06-21 14:51
      1050

      Генри Форд (1863-1947 гг.) - американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг - "автомобиль для всех". Практический ум, житейский опыт Форда, одного из величайших предпринимателей всех времен, является поучительным и по сей день. Особенно для тех стран, которые блуждают в джунглях "дикого капитализма". Речь идет и о нашей с вами стране.