Последние новости

ЗНАК СУДЬБЫ

Творчество - вещь метафизическая, она касается не только художника, творца, но и всех без исключения, весь мир. Творимое в тишине, творчество отдается своими невидимыми и неслышимыми сигналами в пространстве мира, в его мыслительно чувственном единстве, вызывая ответную энергию тех, кто призван его открыть. Эта занимательная фабула, связывающая писателя и издателя, драматурга и режиссера, композитора и исполнителя, выглядит в этом метафизическом ракурсе особенно убедительно, когда встреча двух сторон происходит словно бы по наитию, на уровне интуиции или просто случайно. 

ИМЕННО ТАК СЛОЖИЛСЯ ПРЕКРАСНЫЙ ДИАЛОГ ТАЛАНТЛИВОЙ ПИАНИСТКИ Наре Аргаманян и композитора Эдуарда Айрапетяна, фортепианный концерт которого она исполнила вместе с Государственным молодежным оркестром Армении под управлением Сергея Смбатяна 28 февраля 2017 года в рамках фестиваля, посвященного памяти Аро Степаняна в Большом зале им. Арама Хачатуряна.

Это исполнение имеет свою историю. Пианистка рассказывает, что ей случайно попались ноты Сонаты Эдуарда Айрапетяна и она ей очень понравилась. В очередной раз приехав на гастроли в Ереван, Наре Аргаманян сказала об этом автору. А тот сообщил ей, что недавно закончил Фортепианный концерт и может показать, если ей интересно. Он не сказал, что писал его, держа в памяти давнее впечатление об игре Наре Аргаманян, оставшееся от одного из ее выступлений в Ереване. Она поразила композитора мощным пианизмом, способностью раскрыть все краски фортепиано, заставить инструмент звучать какой-то добавочной звучностью, исходящей уже от исполнителя. Он мысленно держал в уме этот вариант, вовсе не рассчитывая на столь стремительно развивающийся альянс. Пианистка, ознакомившись с Концертом, взяла ноты и уже больше не расставалась с ними. Она изучила Концерт, выучила его в короткий срок и спустя несколько месяцев оказалась в Ереване, чтобы осуществить премьеру.

 Композитор Эдуард АйрапетянЭТО МУЗЫКАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ НАПОМНИЛО НАМ О ПРЕКРАСНОЙ ВЗАИМОСВЯЗИ творческих миров композитора и исполнителя, рождающих яркие творческие идеи. Многие замечательные произведения посвящены исполнителям, и не зря. Момент вдохновения исполнительским искусством играет в жизни композиторов огромную роль, открывая им новые возможности в расширении звукового объема, подсказывая новые драматургические решения, обогащая музыку яркими эмоциональными откровениями.

Композитор рассказывает мне, что он слышал Наре, когда она была ученицей известного педагога Александра Гургенова. Уже тогда она поразила его бесстрашием перед сложностями пианизма, зрелостью выражаемых чувств. Он угадал в ней пианистку по призванию, когда исполнитель отражает знак инструмента, лепит его образ в своей игре. "Значит ли, что твои немногочисленные фортепианные сонаты написаны под впечатлением от той юной Наре?" - спрашиваю композитора. "Сейчас я думаю, что впечатление что-то сформировало. Но на протяжении всей моей композиторской деятельности я по-настоящему был погружен в сферу оркестра, в создание инструментальных концертов с оркестром и симфоний. И еще меня всегда увлекала поэзия, оттуда и пять моих вокальных циклов. Что же касается Первого фортепианного концерта, который я написал в 70-х прошлого века, то я от него отказался, я так делаю порой... Но вот пришла идея написать большой фортепианный концерт. Откуда она возникла, не знаю, как и не знаю, откуда Наре обнаружила ноты моей давней Сонаты. Все произошло как-то само собой. Теперь я понимаю, что мой Фортепианный концерт могла сыграть только она", - ответил Айрапетян.

- Значит, судьба вела ее к твоей музыке.

- Скорее, мою музыку к ней. И я очень удовлетворен, даже счастлив, что так получилось. Наре сказала, что Концерт останется у нее в репертуаре.

- Естественно, Концерт так подходит к ее импровизаторскому стилю, который привносит в ее игру смелый и решительный дух.

Масштаб Фортепианного концерта Эдуарда Айрапетяна еще предстоит осмыслить. В высотах заоблачных сфер словно отражается ландшафт Земли - пустыни и океаны, глубокие каньоны, пропасти и зеленые долины, белоснежные вершины гор и синие глаза озер. Концерт словно "смотрит" сверху. Музыка давно уже обрела эту способность - глядеть на мир с высоты. Прекрасны в Концерте лирические отступления, так называемые каденции, которых нетипично много в Концерте. И финал Концерта мне представляется также каденцией, но уже завершающей. Хотелось бы услышать ее с более подчеркнутой итоговой риторикой, более глубоко осмысленной, философичной, как бы отпускающей Концерт на волю из крепкого каркаса музыкальной формы.

ЭДУАРД АЙРАПЕТЯН В ЭТОМ КОНЦЕРТЕ ПРЕДСТАЛ В НОВОМ СВЕТЕ. Всегда философичный, даже отстраненный, широко обобщающий, он на этот раз ближе к реальной жизни. Он протестует, он видит какие-то глобальные и необратимые сдвиги в мутации человечества. Но красота земли, которую он давно воспринимает с малеровской высоты, вновь покоряет его. Тем более значимы интонации призыва, прозвучавшие в финале Концерта, интонации предупреждения, которые возникают сами собой в логике больших форм современной музыки.

Готовая всегда услышать эти сигналы, я уловила их и в новом сочинении Ваче Шарафяна, в прозвучавших в тот же вечер симфонических отрывках из его балета "Вторая луна". Трудно было уловить характер этого сочинения, его содержание в этих отрывках, пронесшихся, как ураган, и завершившихся сигнальными зовами медных труб. Но нечто библейское, соединенное с современными сигналами мне показалось главной фабулой этого эффектного произведения.

Мы уже привыкли к блестящим премьерам наших армянских современных композиторов, не только не опускающих рук перед лицом реальных жизненных проблем, но и заряжающихся новой, "солнечной" энергетикой. А между прочим, надо бы не привыкать, а удивляться и отдавать им должное! Но об этом мы поговорим в следующий раз. 

Основная тема:
Теги:

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • ЛЮДИ И ВРЕМЯ В КНИГЕ ИНИЦИАТОРА ПЕРЕМЕН
      2017-02-22 14:50
      1797

      Рассказывать о своей жизни может только человек, обладающий ярко выраженным общественным сознанием. Потому что в конечном счете он рассказывает о своем времени, об обществе, в котором жил и живет, и как бы передает свой опыт будущим поколениям. Именно так читается книга Владилена БАЛЬЯНА "И все они были... Страницы из дневника композитора", изданная по госзаказу в "Амроц групп". Ее презентация прошла в конце 2016 года в Доме-музее Александра Спендиарова. И что симптоматично. Презентация стала своеобразным "послесловием" книги, поскольку она состоялась в том месте, которое стало очередным детищем Владилена Бальяна с тех пор, как в 1967-м он заступил директором еще не существующего музея Александра Спендиарова. Ну а дальше понадобились годы кропотливого труда, чтобы наполнить музей эксклюзивными документальными материалами и живым музыкальным присутствием.

    • ФЕНОМЕН АЛАНА ОВАНЕСА
      2017-02-01 15:15
      892

      В конце 2015 года в академическом издательстве "Гитутюн" на армянском языке вышла в свет интереснейшая книга "Музыка Алана Ованеса на перекрестке культур Востока и Запада". Ее автор - музыковед Лилит ЕРНДЖАКЯН доктор искусствоведения, профессор Ереванской консерватории, хорошо известная по своим предыдущим работам - книгам и статьям, посвященным актуальным темам взаимосвязи и взаимодействия восточной и западной культур. Они ярко демонстрируют направления поисков и главные приоритеты исследователя, с первых же шагов своей деятельности стремящегося к определению в широком контексте мировых музыкальных взаимосвязей значение и роль армянской музыкальной культуры. Это монографии "Из истории армяно-иранских музыкальных связей", "Гимн солнцу. Саари в армянской музыкальной культуре", "Ашугский любовный сказ в контексте взаимодействия ближневосточного региона". 

    • КОГДА ОТКРЫВАЕТСЯ МИР
      2016-12-02 14:04
      1293

      Ереванский международный музыкальный фестиваль вот уже 10 лет украшает нашу золотую осень. Он организован главным дирижером Государственного филармонического оркестра Армении Эдуардом Топчяном и известным лондонским виолончелистом Александром Чаушяном. Длящийся почти два месяца фестиваль переживается как актуальное событие, как своего рода перешеек в то музыкальное пространство, которое находится за пределами наших границ. Словно открывается мир. А это так необходимо! 

    • ГЛАВНЫЙ МОТИВ - АРМЕНИЯ
      2016-08-31 16:48
      1540

      Периодически осенью в праздничной обстановке в городе Провиденс - штат Род Айленд - открывается Армянский музыкальный фестиваль, основанный Константином ПЕТРОСЯНОМ в 1997 году и ставший воплощением его мечтаний - соединением музыки и музыкантов разных стран, когда на равных участвуют и самодеятельные коллективы, и профессионалы, где звучит музыка и народная, и академической традиции - классическая и современная, где демонстрируют свои достижения представители разных народов и обязательно звучит армянская музыка. 






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ

    • ЧЕТЫРЕ НЕЗАБЫВАЕМЫХ ВЕЧЕРА
      2017-05-22 15:51
      1125

      Весна нынешнего года в музыкальном отношении была достаточно насыщенной. Как и ежегодно, было множество концертов, гастролей. Но, к сожалению, подлинно ярких событий наблюдалось немного. Не стали откровением и встречи с зарубежными музыкантами, хотя в сонме этих исполнителей были артисты, достойно отражающие нынешний музыкальный процесс. Меньше всего хотелось бы вникать в причины этого, поскольку в каждом отдельном случае срабатывают свои законы и играют роль свои обстоятельства. Важнее другое: "не дать забыть" конкретные факты искусства, его существенные проявления, хранимые, как всякое музыкальное событие, лишь в форме впечатления. Итак, подлинными фактами искусства стали четыре концерта музыкантов, в основном наших соотечественников, которые оказались способны создать некий микромир, микроклимат, реальную ауру волшебства - конкретного и живого.

    • "ПРИШЕЛ, ТВОРИЛ, ОБРЕЛ БЕССМЕРТИЕ"
      2017-05-12 14:47
      771

      К 80-летию Арутюна ДЕЛЛАЛЯНА "Нарине Деллалян в своей книге пишет: "Отец мог сказать: я родился, творил и умер". Но я позволю себе не согласиться с ней. Не думаю, что его путь - это цезарево "пришел, увидел, победил". Но, мне кажется, он мог сказать – "я пришел, творил и обрел бессмертие", - говорил на вечере Даниел Еражишт. На вечере, который состоялся на днях в Государственном театре кукол им. Ов. Туманяна и был посвящен 80-летию и памяти композитора Арутюна ДЕЛЛАЛЯНА.

    • ПАМЯТНИК СПЕНДИАРОВУ В ЯЛТЕ
      2017-05-11 13:40
      1803

      На церемонии открытия памятника выступил президент общественного объединения "Джавахкская диаспора России" Агаси АРАБЯН. "ГА" приводит его выступление полностью.

    • В Ялте открыли памятник армянскому композитору Александру Спендиарову
      2017-05-08 18:25
      380

      Инициатором установления памятника выступила армянская диаспора Москвы и Республики Крыма, при поддержке главы администрации города Ялты Андрея Ростенко.