ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС НАРОДА
О молодых композиторах, вступающих в жизнь
После очень успешных экзаменов на композиторском факультете Ереванской консерватории им. Комитаса, состоявшихся в июне 2017-го, я решила обратиться с вопросом к тем, кто, собственно, и является двигателем этого прогресса: к педагогам консерватории - профессору, заведующему композиторской кафедрой Вардану АДЖЕМЯНУ, профессору Левону ЧАУШЯНУ и композитору, заслуженному деятелю искусств, председателю экзаменационной комиссии 2017 года Эдуарду АЙРАПЕТЯНУ.
- Совсем недавно на композиторский факультет поступали 1 или 2 музыканта, и казалось, энергия армянской композиторской школы угасает… Как же получилось, что сегодня мы стали свидетелями такого бурного и неожиданного вступления в жизнь нового поколения армянских композиторов?
Эдуард Айрапетян: - Да, невзирая ни на какие обстоятельства, творчество молодых как творящий дух, как величайшая необходимость созидательного начала пробивается подобно тоненькой травке сквозь асфальт. В то же время на примере очень продвинутых стран мы наблюдаем прямо пропорциональный эффект, когда рост благосостояния сопровождается иссяканием творческого духа.
Однако всплеск творчества в нашей сложной реальности может быть временным: талант очень раним, композиторское творчество требует стольких усилий от личности, вставшей на этот путь! Только государственные, планомерные и целенаправленные действия могут дать надежду тому, что творческий потенциал страны, народа будет развиваться, расти. А что касается впечатлений от произведений, представленных в дипломных работах, хочу отметить, что в большинстве своем им присущи серьезный тон высказываний, стремление проникнуть в глубь музыкального явления, в них присутствует предощущение другой музыкальной ситуации, другой ступени развития армянской музыки.
Левон Чаушян: - Профессия композитора в современной Армении не очень востребована и не очень престижна. Это нелогично и неверно, так как основой музыкальной культуры любого народа и страны является творчество. 6 июня я присутствовал на традиционном смотре юных композиторов, посвященном великому Араму Хачатуряну. Было много талантливых детей. Но, к сожалению, из 25 музыкальных школ Еревана в этом концерте участвовали только 4. Это говорит о том, что в остальных школах нет композиторских классов. Но я уверен, что желающих уже с детства сочинять музыку среди юных музыкантов немало. Много также и композиторов, которые с удовольствием вели бы классы композиции в школах, передавая им не только творческий опыт, но и живую историю современной армянской музыки, интересные знания о музыке и музыкантах. Возродить высокую степень заинтересованности в современном музыкальном творчестве - это дело государственной важности.
Вардан Аджемян: - Большие надежды у меня связаны с этим поколением молодых композиторов. Они очень организованны, целенаправленны, а самое главное, имеют большое желание стать мастерами своего дела. В течение последних 4 лет многочисленные концерты, которые они организовывали в школах, музеях, в Союзе композиторов, сегодня дают свои плоды. Нам нужны единомышленники в искусстве. Только в этом случае можно получить плодотворные результаты. И эти надежды не за горами. Только бы не мешали. А если бы немного подтолкнуть, помочь, дать возможность творить… Еще я очень надеюсь, что это поколение не покинет страну, что они останутся на родине и будут служить великой культуре армянского народа.
6 ИЮНЯ, В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ АРАМА ХАЧАТУРЯНА, В ЕГО ДОМЕ-МУЗЕЕ я встретилась со студентами композиторского класса Вардана Аджемяна, выпускниками консерватории этого года Барди Минасян, Арегназ Мартиросян, Ваагном Варданяном и студентом второго курса консерватории Севаном Харибяном, а спустя несколько дней - с дипломницей Элен Елчян. Они пришли с нотами и аппаратурой - компьютер, наушники, диски, - чтобы со мной прослушать свои сочинения. Эти истинные дети ХХI века овладели компьютерной техникой записи музыки, теперь они фиксируют свои музыкальные фантазии и в нотах , и в звуковом компьютерном варианте.
Получается, что музыка озвучена, хотя это лишь выход из положения, поскольку высшей осуществленностью музыкального замысла является живое исполнение, где звучит инструмент, на котором играет исполнитель. С такой традиционной формой озвучивания произведения, конечно, состязаться компьютер не может, но мы скажем спасибо продвинутым формам электронной технологии, у которой и востребованное настоящее, и неизвестное великое будущее.
Четыре сочинения были записаны на компьютере, а произведение Севана Харибяна для баритона и фортепиано мы прослушали с диска, на котором звучало живое исполнение. Пел под аккомпанемент автора Гор Салназарян. Это сочинение представляет собой развернутую пьесу, написанную для баритона и фортепиано.
СОЧИНЕНИЕ СЕВАНА ХАРИБЯНА ВДОХНОВЛЕНО ПОЭЗИЕЙ БАЙРОНА, конкретно - стансами Piligrimage и называется CANTO III Piligrimage. Композитор хорошо знает английский, и в основе сочинения лежит оригинальный текст Байрона. Меня с первых же тактов поразила найденная интонация - музыкальный жесткий слоган, более близкий к речетации шекспировских текстов, нежели к романтическим интонациям байроновской поэзии. Но именно эта возникшая с первых же фраз вокального текста ассоциация придавала романсу Севана Харибяна особую подлинность.
Я поразилась: откуда такое широкое ощущение Байрона с его корнями и вообще любовь к английской поэзии? Кто он, этот трогательный и нежный юноша, родом из Бейрута, проучившийся всего один год в Ереванской консерватории, скромно сидящий передо мной как некая непостижимая загадка… Я осознавала, что моя реакция на это произведение была безоговорочным признанием его таланта.
БАРДИ МИНАСЯН ТОЖЕ С БЛИЖНЕГО ВОСТОКА. РОДИЛАСЬ В ДАМАСКЕ, приехала в 2012 году в Ереван и поступила в консерваторию на композиторский факультет, который окончила с высокими баллами. Я уже писала о ней, и писала восторженно. Это удивительное создание поразительно чувствует театр, я слышала ее сочинение, написанное по мотивам стихотворений Генриха Эдояна, и была поражена той артистической свободой, которой она наполнила свою авторскую сценическую идею. Она создала своеобразный музыкальный манифест из фразы "Какой-то там" (<Ինչ-որմեկը >), передав накал драматического раскола современного общества, пугающего проявлениями варварства… Эта фраза, родившаяся из драматических событий современности, вырванная из контекста эдояновской поэзии, соединившая крик и песню, шум и мелодию, стала лейтмотивом творчества Барди. И вот эти резкие и прямые интонации, чувства, вопросы, обращенные к миру взрослых людей, несущих ответственность за мир, прозвучали снова в эффектном сочинении Барди - Двойном концерте для гитары, фортепиано и большого симфонического оркестра. Характерно, что партия фортепиано написана специально для Арус Аджемян, которую за ее эффектный и темпераментный стиль исполнения Барди взяла в свою команду не только как музыканта, но и как характер, как артистический образ.
Молодые искренне верят, что они смогут спасти мир. Это естественно, скажем мы, умудренные опытом надежд и разочарований. Но нам ни в коем случае не следует их разочаровывать - это кощунство, а впрочем, не благодаря ли энергии молодых, пронизанной романтикой и оптимизмом, мир пока еще жив?! Так значит следует помочь этим талантливым детям обрести себя, стать взрослыми художниками на пользу нашей же стране, ее культуре…
АРЕГНАЗ МАРТИРОСЯН УЖЕ СЛОЖИВШИЙСЯ ХУДОЖНИК, АРТИСТ В ДУШЕ. Живая и умная, общительная и глубокая. И как много в ней сострадания к миру, желания активно участвовать в его гармонизации, без романтического налета, рационально, как-то по-армянски... Ее сочинение для большого симфонического оркестра и сопрано называется "Мольба..." («Աղերսխելաքարության» ). Это особая стадия взывания, наверное, крайняя, звучащая как молитва… Нет слов, пропал голос, но душа протестует, и дух полнится энергией борьбы. Сострадание не должно быть пассивным, оно должно быть наполнено протестом, борьбой, убеждена Арегназ. И похоже на то, что эту мысль, эту эмоцию она делает содержанием своего творчества.
Большой симфонический оркестр Арекназ очень лаконичен и осторожен, он все время вырабатывает оптимальную выразительность интонаций, каждый звук здесь продуман, содержателен, задача оркестра - придать энергию молитве, вознести ее как можно выше, и вот она в финале произведения в сопрановом воплощении парит над миром…
ВААГН ВАРДАНЯН. Я СЛУШАЮ ЕГО ПАРТИТУ, ЗАПИСАННУЮ НА КОМПЬЮТЕРЕ. Партита - это старинная сюита, это целое, состоящее из частей. Жанровая природа старинных партит формировалась из цепи танцев. Партита Ваагна Варданяна - многочастное сочинение, написанное для симфонического оркестра, соединение ярких впечатлений, визуальных, эмоциональных, в которых я услышала и самоиронию, и сарказм, что привнесло в музыку некий второй план, содержащий философские размышления. Знак традиции - одна из частей Партиты Жига, старинный танец, входящий в состав баховских партит…
Услышим ли мы это очень своеобразное сочинение в большом концерте? И почему бы не ввести в программы симфонических концертов наших прославленных коллективов - Государственного филармонического оркестра и Государственного молодежного оркестра - правило: презентовать премьеры молодых композиторов, отличившихся на дипломных экзаменах? Такое внимание к молодым композиторам стало бы для них мощной поддержкой.
ЭЛЕН ЕЛЧЯН В ЭТОМ ГОДУ ЗАКОНЧИЛА С ОТЛИЧИЕМ КУРС КОМПОЗИЦИИ в классе Вардана Аджемяна, несколько лет училась и на факультете истории и теории музыки. Работает концертмейстером в Детской филармонии имени Юрия Давтяна. Ее дипломной работой стало произведение под названием Grace, написанное для большого симфонического оркестра и баритона по мотивам "Книги скорби" Григора Нарекаци, конкретно - главы LXXX "Слово к Богоматери, идущее из глубины сердца".
Конечно, прикосновение к такому тексту - великая ответственность, но автор не только чувствует его всем сердцем, но и строит на своем переживании форму произведения. Художественный вкус, тонкая работа с оркестровым составом - эти черты свойственны всем ученикам Вардана Аджемяна. Так и у Элен разряженная вертикаль оркестра в мерном ритмическом триолевом рисунке струнных с голосами гобоев, кларнетов и флейт, подбодряемая мягкими ударами тимпани, как бы подготавливает достойное звуковое пространство, в котором должен появиться священный текст. Вдохновение композитора "Словами скорби" Нарекаци велико и неизбывно. В финале на фоне разреженного оркестрового созвучия звучит торжествующий глас: "Луйс! Луйс!", осведомляя всех о "таинственном чуде очищения…"
Это возвышение духовного начала, вырастающее до осознания божественного присутствия, - то новое, что привнесло в современную музыку поколение XXI века. Философия современных молодых художников корректируется драматическими переживаниями сегодняшнего дня. Молодые композиторы, которых я представила, лишь часть, может быть, и лучшая, но часть нашего молодого искусства. Есть ли у них перспективы художественного становления, профессионального роста в самой стране? Современная система управления культурой в Армении ограничивается помощью начальным школам, поощряя лишь первые шаги в искусстве. Количество талантов, оканчивающих Ереванскую консерваторию, приводит чиновников в смятение. Помните из прошлого? Нет человека - нет проблемы. Так и у нас в искусстве: нет таланта - нет проблемы. Вот они и уезжают.
Пожелаем же им найти себя в крепко сформированной профессиональной среде, не важно где. Армения продолжается, и звучит ее внутренний голос…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2018-12-24 15:19
Эта прекрасная новость прозвучала как фанфары! Молодые композиторы - Арегназ Мартиросян и Барди Минасян завоевали первую и вторую премию на Международном музыкальном фестивале "Саят-Нова", уже более десяти лет учрежденном во Франции.
-
2018-10-31 15:26
Он прежде всего прекрасный пианист. Айку Меликяну интересно все - и классика, и современная музыка. Он во всем мастер - и в интерпретации произведений европейских классиков и романтиков, и в исполнении произведений современных композиторов. И здесь, в этой первостепенной миссии каждого исполнителя - держать руку на пульсе своего времени - он совершенный чемпион.
-
2018-10-05 15:34
Фонд содействия художественному образованию при Министерстве культуры Армении работает уже 10 лет. Перечислить все, что сделали его сотрудники во главе с руководителем фонда Нелли Саркисян, в одной статье трудно. Но есть документы, изданные сборники нот, методические бюллетени, целая сеть музыкальных школ, работающих под опекой фонда, в его методическом режиме.
-
2018-07-06 15:30
Я присоединяю свой голос в защиту армянской природы. В защиту чистой армянской воды и чистого воздуха, в защиту здоровья людей Армении. В защиту комфортного пребывания в Армении ее гостей - ведь известно, что одним из первых условий для путешественников и туристов является чистая, не вредная природная среда страны, куда они обратили свои взоры.
ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ
-
2022-07-29 09:52
Молодой талантливый композитор Андраник БЕРБЕРЯН знаком любителям кино по фильмам «Корни» Ваге Яна, «Долгая ночь» Эдгара Багдасаряна, кинодиптих «Линия» Мгера Мкртчяна, «Сон Кафки» Давида Бабаяна, «Песни Согомона» Армана Ншаняна, «Америкаци» Майкла Гюрджяна, «Рассвет Авроры» Инны Саакян и др. Мы предлагаем читателям «ГА» беседу с Андраником Берберяном, удостоившимся звания «Лучший композитор года» за фильм «Долгая ночь» и Национальной кинопремии «Анаит» за «Лучший оригинальный саундтрек» к фильму «Песни Соломона».
-
2022-01-11 08:51
Сумею ли я ответить на вопрос о том, что нового внес в армянскую музыку Юрий Казарян без помощи самого композитора, уехавшего из страны в начале 90-х годов? Не сумею. Я всегда испытываю некоторую робость перед музыковедами, великолепно помнящими, кто на кого и когда повлиял, что из чего "вытекает". Мне приходилось постичь все это в основном чистой практикой, постоянным общением с разными музыкантами, заинтересованным наблюдением за работой многих из них, за радостями и горестями их побед и поражений.
-
2021-10-30 09:58
В столичном Малом концертном зале «Арно Бабаджанян» состоялась встреча юных слушателей с одним из самых многожанровых композиторов Армении - Нарине Зарифян. Детей и подростков собрала здесь программа «Филармония школьника», призванная привить подрастающему поколению эстетический вкус в музыке, воспитать из них грамотных слушателей и познакомить с творчеством лучших представителей армянского музыкального искусства.
-
2021-08-16 10:15
Вчера одной из самых ярких личностей в музыкальной культуре - народному артисту России, лауреату Государственной премии СССР, композитору Микаэлу ТАРИВЕРДИЕВУ исполнилось бы 90 лет. Его музыка, удивительно живая, самобытная, - замечательный вклад в культуру не только России, где он творил и стал выдающимся композитором, Грузии, под небом которой он родился, Армении, сыном которой он являлся, но и всего мира, где звучит его музыка.