СБЛИЖАЕМСЯ С ИСТОЧНИКОМ ПОТРЯСЕНИЙ
В начале августа, во время встречи в Сочи, президенты России и Турции, кроме всего прочего, договорились о торговле в рублях. В частности, по итогам встречи Эрдоган заявил, что Турция отныне будет в рублях расплачиваться за российский газ. «Мы договорились о рубле с господином Путиным. Расчет за газ в рублях принесет деньги как России, так и Турции», – заявил турецкий президент.
ВПРОЧЕМ, ОЧЕВИДНО, ЧТО ТОРГОВЛЯ В РУБЛЯХ МЕЖДУ МОСКВОЙ И АНКАРОЙ призвана принести сторонам гораздо больше, чем просто деньги. С одной стороны, это очередной болезненный удар по гегемонии доллара. Достаточно сказать, что, например, в прошлом году товарооборот между странами составил около 35 миллиардов долларов. Есть прогнозы, что в этом году данный показатель достигнет 50 миллиардов. При таких объемах дедолларизация российско-турецкой торговли может, действительно, в очередной раз существенно пошатнуть позиции доллара. С другой стороны, есть мнение, что переход на торговлю в национальных валютах может, если не предотвратить, то по крайней мере смягчить катастрофическое падение турецкой лиры. Например, по мнению обозревателей Bloomberg, перейдя к оплате российского газа в рублях, Анкара может стабилизировать курс лиры и избежать резкого скачка цен в стране. Авторы считают, что тем самым Путин оказывает поддержку Эрдогану в преддверии выборов в будущем году.
Нынешнее социально-экономического состояния Турции действительно можно считать критическим. Лира продолжает свободное падение, а цены растут рекордными темпами. Так, в начале текущего августа по сравнению с прошлогодним потребительские цены в Турции выросли почти на 80%. Причем, уже больше года эксперты наблюдают ускорение инфляции. С таким, прямо скажем, тяжелейшим социально-экономическим багажом идти на выборы для Эрдогана явно слишком рискованно. Критически важно сейчас его (багаж) облегчить. И в этом контексте, действительно, у Москвы есть соответствующие инструменты помощи – начиная от идеи торговли в национальных валютах, заканчивая энергетическими проектами, туризмом и т.д.
Спасет ли Путин в итоге Эрдогана – покажет время. Как поведет себя Вашингтон, наблюдая за процессом российско-турецкой кооперации, в частности, в вопросе подрыва гегемонии доллара, тоже время покажет. В любом случае американцы не могут быть в восторге от этого, и вполне вероятно, что приготовят Эрдогану неприятные сюрпризы на выборах. Соответственно, Турция сегодня пребывает в весьма взрывоопасном экономическом и геополитическом состоянии. Если это условный взрыв произойдет, то ударные волны буквально потрясут весь регион. Как говорится, не поздоровится никому. Тем более, Армении.
Казалось бы, в подобных условиях хотя бы из инстинкта самосохранения Ереван должен максимально дистанцироваться от эпицентра грядущих потрясений. Между тем происходит обратный процесс. Армения лезет в самое пекло и более чем интенсивно. На днях, к примеру, выяснилось, что спецпредставители Армении и Турции Рубинян и Кылыч кроме четырех встреч в Москве и Вене провели около 500 телефонных переговоров. Об этом сообщили турецкие СМИ. Энтузиазм, скажем откровенно, выглядит странным. 500 телефонных разговоров за несколько месяцев – это много даже для влюбленных. Заметим, первая встреча Рубиняна и Кылыча состоялась в январе. То есть, познакомились они примерно 7 месяцев назад и, чтобы за это время 500 раз поговорить по телефону, надо созваниваться чаще, чем два раза в день. Каждый день…
Еще более странным выглядит энтузиазм местных фанатов армяно-турецкого диалога, усматривающих позитивные экономические перспективы для Армении. Турецкая экономика фактически находится в глубочайшем и постоянно усугубляющемся кризисе. А нам навязывается интеграция, образно говоря, с тонущим кораблем, который, между прочим, помогает удержать на плаву наш главный экономический партнер и союзник – Россия. Какие экономические выгоды может сулить Армении интеграция с обрушающейся турецкой экономикой? Зато есть риск остаться под ее развалинами…