ВОЗМОЖНО, НЕАНДЕРТАЛЬЦЫ ГОВОРИЛИ НЕ ХУЖЕ НАС

Согласно недавнему исследованию, ближайшие к нам представители рода людей уже обладали способностью говорить и воспринимать речь, похожую на нашу

Слуховые способности неандертальцев были такими же, как у современных людей. Следовательно, у них могла быть сложная и эффективная речевая система, подобная нашей. Согласно недавнему исследованию, опубликованному научным журналом Nature Ecology and Evolution, ближайшие родственники вида homo sapiens уже обладали способностью говорить и воспринимать речь, похожую на нашу. Кроме того, недавние открытия, касающиеся символического поведения этих гоминидов, родственных нам не только с точки зрения эволюции, но и генетики, подтверждают идею о том, что неандертальцы могли разговаривать так же, как и представители вида "человек разумный".

К такому заключению пришла международная группа ученых, работающих на раскопках в горах Атапуэрка в Испании. При помощи компьютерного томографа им удалось создать виртуальные модели слуховых органов пяти неандертальцев. Возраст останков составляет от 120 до 60 тысяч лет, то есть эти люди жили до того, как начался процесс гибридизации с Homo sapiens. Таким образом, ученые стремились не допустить возможности того, что неандертальцы приобрели эту способность из-за обмена генами. Кроме того, были исследованы останки еще шести неандертальцев, найденных недавно, и их трех предков, найденных в пещере Сима-де-лос-Уэсос и уже давно описанных. Их возраст составляет больше 450 лет. Затем специалисты сравнили останки неандертальцев с образцами 10 представителей вида homo sapiens, исследование о которых уже было опубликовано.

При помощи специальной программы, основанной на биоинженерии, ученые сумели восстановить звуковой диапазон, который они были способны воспринимать. В результате исследователи обнаружили, что? в отличие от других гоминидов, живших ранее, неандертальцы могли слышать те же частоты, что и современные люди, до 5 кГц. Кроме того, это позволяло им распознавать согласные.

Похоже, что в мозгу гласные и согласные обрабатываются отдельно. Тем не менее именно согласные имеют ключевое значение для понимания слов. Когда люди частично теряют слух из-за старости, то в первую очередь перестают различать некоторые согласные, например, С, Т или К, из-за чего им становится сложнее общаться. По сравнению со своими предками, найденными в пещере Сима-де-лос-Уэсос в горах Атапуэрка, неандертальцы обладали более развитым слухом.

"До этого момента не было известно, какой диапазон частот способны распознавать неандертальцы и обладали ли они такими же способностями к восприятию, как и мы", — отмечает главный автор исследования Мерседес Конде-Вальверде. "Они могли распознавать очень широкий диапазон частот, такой же, как и у нас и гораздо сложнее, чем у других приматов", — добавляет она.

"Были получены надежные результаты, которые четко указывают на то, что неандертальцы умели говорить и воспринимать речь", — утверждает профессор антропологии Бингемтонского университета Рольф Куам, также работающий на раскопках в горах Атапуэрка.

Но даже если у них была необходимая для говорения "аппаратура", что насчет "программного обеспечения"? Был ли их мозг достаточно развит для этого? "Убедиться в этом на 100% мы можем, только если используем машину времени и отправимся в прошлое, чтобы послушать, как они говорили", — заявляет Конде-Вальверде. По словам ученого, археологические исследования показывают, что им было свойственно сложное символическое поведение: они пользовались украшениями, заботились о ближних, хоронили их, они делали наскальные рисунки и занимались резьбой по камню. "Для всего этого необходима сложная и эффективная система общения, как человеческая", — утверждает Мерседес Конде-Вальверде, работающая на кафедре отоакустических исследований Университета Алькалы и в компании HM Hospitales.

По словам палеоантрополога Национального центра исследований человеческой эволюции Даниэля Гарсия-Мартинеса, который не участвовал в этом проекте, у неандертальцев, как и у Homo sapiens был обнаружен мутировавший "ген речи" FOXP2. "Конечно, межвидовое скрещивание Homo sapiens и неандертальцев могло произойти, даже если они друг друга не понимали. Но если бы они могли общаться, то это только ускорило бы процесс генетического и культурного обмена. А обмен этот точно имел место", — делает вывод ученый.

Кристина САЭС, La Vanguardia (Испания), ИноСМИ