"БЕЗ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЛЮБВИ К ГОНКОНГУ"
Естественно, что сегодня основное внимание армянского общества сосредоточено на событиях, происходящих в нашей стране. Между тем в мировом пространстве происходят развития, аналитическое восприятие которых, возможно, поможет нам не только более адекватно отвечать на вызовы, но и выработать правильную стратегию решения вопросов в ближайшем будущем.
В ЭТОМ КОНТЕКСТЕ СТОИЛО БЫ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на оглашение новых подходов руководства Китайской Народной Республики к социально-политическому устройству Гонконга. Эти тезисы были обнародованы для ознакомления широких слоев общества еще до начала работы Всекитайского собрания народных представителей, т.е. были соблюдены все общепринятые демократичные нормы. А после их обсуждения и одобрения уже на высшем уровне получили силу закона в рамках действующего принципа "одна страна – две системы". Рассмотрим в общих чертах это решение.
В начале марта заместитель председателя Всекитайского народного политического консультативного совета и глава Управления по делам Гонконга и Макао Государственного совета Ся Баолун заявил, что улучшение избирательной системы Гонконга является наиболее важной и неотложной задачей и в основе решения этого вопроса необходимо утвердить принцип, согласно которому Гонконгом должны управлять патриоты. Но для лучшего восприятия этого тезиса и последующих предложений высокопоставленного политика необходимо хотя бы в общих чертах ознакомиться с гонконговской проблематикой.
Как известно, в 1997 году, согласно совместной китайско-британской декларации и основным законам Гонконга, этой территории была предоставлена широкая автономия до 2047 года. При этом правительство КНР берет на себя вопросы обороны и административной внешней политики территории, в то время как специальный (САР Сянган) оставляет за собой контроль над законодательством, полицией, экономической и социальной системой и практически всеми другими сферами, включая представительство в международных организациях и мероприятиях. Однако этого показалось мало, и в марте 2019 года на фоне принятия закона об экстрадиции в Гонконге начались беспорядки по всем канонам инициируемых и управляемых извне цветных революций. Подобные революции являются одной из самых эффективных технологий гибридных войн, поскольку посредством "промывания мозгов и душ" народных масс граждане страны оккупируют собственную страну и преподносят ее на блюдечке недругам своей родины и народа.
Отметим, что в данном случае эти поползновения заведомо были обречены на провал, так как западным организаторам была противопоставлена отработанная тысячелетиями мудрая китайская стратегия, которая вполне законными методами, в нужные моменты проявляя волю и применяя реальную силу, свела практически на нет истерические действия оплачиваемых извне "разноцветных революционеров". В частности, в январе 2020 года власти Гонконга запретили въезд в страну руководителю международной правозащитной организации Human Rights Watch Кеннету Роту, который хотел расследовать нарушения пресловутых "прав человека" властями КНР. Но переломным моментом в этом деле стало то, что летом 2020 года центральным правительством был принят закон "О защите национальной безопасности в САР Сянган", который позволил применять против "революционеров" жесткую силу закона и тем самым восстановить порядок в стране, нарушение которого привело, в частности, к большим потерям в сфере экономики.
СЛЕДУЕТ ПРИЗНАТЬ, ЧТО ПОРАЖЕНИЕ В ГОНКОНГЕ стало важным прецедентом в летописи "цветных революций". Можно предположить, что именно уроки Гонконга позволили лидеру Беларуси Лукашенко расправиться со своими "цветными" оппонентами, правда, в несколько неуклюжей форме.
Однако, как говорится, китайцы не были бы китайцами, если бы не попытались докопаться до истины и выработать системные решения для доведения начатого дела до конца. Чтобы понять, что это за системное решение, попробуем разобраться в том, что же подразумевал упомянутый выше Ся Баолун под словом "патриот". Первым критерием патриотизма является то, что патриоты должны искренне отстаивать суверенитет, безопасность и интересы страны в области развития и не должны вести деятельность, угрожающую национальному суверенитету и безопасности. Естественно, что не могут быть причислены к патриотам те, кто "истерически нападает на центральное правительство", ругает или распространяет пессимизм в отношении Китая и Гонконга в кругах мирового сообщества или требует применения иностранных санкций против Китая и Гонконга. И, пожалуй, самое важное и, казалось бы, элементарное по словам Ся Баолуна: "Патриотизм означает любовь к Китайской Народной Республике". Он также сказал, что любовь к КНР и любовь к Гонконгу не могут восприниматься как противоречащие друг другу чувства, добавив, что подавляющее большинство китайских граждан в Гонконге являются патриотами, а те, кто противостоит патриотам, - это небольшое количество людей, антикитайские подрывники, которые ни сейчас, ни в будущем не могут управлять Гонконгом. Можно продолжать перечислять тезисы китайского политика, которые, казалось бы, являются непреложными истинами. Представляется также, что эти тезисы рано или поздно будут применены и для решения проблемы Тайваня. Однако они весьма актуальны именно сегодня, в современную эпоху "гибридных войн", когда в глобальном пространстве посредством изощренных технологий происходит девальвация, а то и уничтожение всех духовно-нравственных и цивилизационных устоев человечества.
Поэтому неудивительно, что многие западные деятели и издания очень критически отнеслись к новому "гонконгскому проекту" китайских властей, представляя его как стремление ущемить фундаментальные права человека и прочие "демократические" ценности. При этом весьма любопытно, что в самих США еще в 2001 году на уровне федерального закона был принят "Патриотический акт", который дал правительству и полиции широкие полномочия по надзору за гражданами. Этот закон, в частности, расширил права ФБР по прослушиванию разговоров и электронной слежке, что многими было расценено как нарушение четвертой поправки к Конституции, но это не смутило вашингтонских политиков. В этом контексте нелишне вспомнить, что важнейшим условием для правильной оценки происходящих политических процессов является их адекватное восприятие, поэтому позволим себе несколько более подробно рассмотреть технологии, которые применяются в "гибридных войнах".
ИЗВЕСТНО, ЧТО ОСНОВНОЙ СПЕЦИФИКОЙ "ГИБРИДНЫХ ВОЙН" является то, что они не очень подчиняются общепринятым, так сказать, классическим представлениям о логике и закономерностях. Отнюдь не случайно, что в этой связи некоторые аналитики полагают, что "гибридные войны" отличаются от прежних конфликтов, например, холодной войны примерно так же, как квантовая физика отличается от классической. Вспомним, что в квантовой физике, если выразиться проще, все крайне относительно и процессы, и координаты оцениваются в терминах вероятностей. Такая ситуация особенно наглядно проявляется, когда дело касается идеологической сферы. К примеру, во времена холодной войны основное противостояние возникло между либеральной идеологией и социалистической (коммунистической). Отметим также, что эти мировоззрения подчинялись правилу, что идеология является как бы алгоритмом для решения задач общества и государства.
В гибридных же реалиях многое поменялось: сегодня находящимся под прицелом обществам умело прививают целый комплекс весьма противоречивых идеологий, например, ультралиберальных и неотроцкистских. Такая смесь является алгоритмом разрушения, но никак не построения чего-то позитивного в обществе или стране. То же самое происходит и с патриотизмом, который преподносится как смесь противоречивых националистических и космополитических установок, что естественным образом приводит не только к весьма негативным последствиям, но и к извращению этого основополагающего для народов и стран понятия. В этом контексте отнюдь не случайно, что сегодня глобальными мировыми игроками являются не только крупные державы, но и целый ряд транснациональных компаний и организаций, для которых слова "страна" и "родина" ровным счетом ничего не значат.
Из сказанного выше становится очевидным, что своими заявлениями относительно формирования патриотического руководства Гонконга Китай защищает не только свои национальные интересы, но и выполняет роль защитника общечеловеческих, цивилизационных и национальных ценностей. Более того, есть все признаки того, что в скором времени Китай, который уже де-факто является сильнейшей экономикой мира, сможет эффективно противостоять "гибридным вызовам" в идеологической и духовной сферах, брошенным некоторыми странами всему миру. А о том, что китайская стратегия была и остается наиболее продуманной и эффективной, наглядно свидетельствуют данные (а скорее, отсутствие данных), которые мы ежедневно читаем в сводках по пандемии: как говорил автору этих строк один лауреат Нобелевской премии, "хорошими методами являются те методы, которые дают хорошие результаты".
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2019-07-29 15:51
Большое действительно видится на расстоянии. Потому что, пока живешь среди всего этого маразма, привыкаешь помаленьку и уже не вздрагиваешь. Но, когда начинаешь внимательно присматриваться, скажем, к сложившейся вокруг судьи Давида Григоряна ситуации, картина мира окрашивается, поверьте, в незабываемые цвета.
-
2015-09-15 10:22
Как известно, после распада СССР численность населения РА уменьшилась примерно на 500 тысяч и на сегодня составляет около 3 млн человек. Эта ситуация вызывает более чем серьезную озабоченность, и, пожалуй, ее нужно воспринимать в качестве наиболее фундаментального внутреннего вызова, брошенного Армении. Наряду с прочими обстоятельствами (важность которых также не стоит недооценивать) уменьшение численности населения прежде всего обусловлено оттоком населения.