Арам ОРБЕЛЯН: "У АННЫ ДАНИБЕКЯН ЕСТЬ ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ЗАЩИТЫ"
- Г-н Орбелян, на 2 апреля назначено судебное заседание по делу "1 марта". На прошлом заседании прокуроры отсутствовали, а судья, несмотря на поданное заранее ходатайство защиты, отказалась исполнять свои обязанности и принять решение о немедленном прекращении уголовного преследования по отмененной Конституционным судом статье 300.1 УК РА. Будучи адвокатом, вместе с Ованесом Худояном и Айком Алумяном, уже почти 3 года защищающим второго президента Роберта Кочаряна, как вы считаете, каких сюрпризов на сей раз можно ожидать от ваших оппонентов?
- Я перестал прогнозировать действия наших оппонентов. Пусть они сами определятся со своими планами, действиями, сюрпризами, тем, на что они пойдут, а мы уже будем реагировать исходя из этого.
С точки зрения права прокуроры 30 марта должны были прийти на заседание и отказаться от обвинения. Все другие действия – вне правовых регулировок. Но вместо этого обвинители, если мне не изменяет память, впервые с начала процесса по делу "1 марта" дружно не явились в суд. Формально названа причина: подготовка объемного ходатайства в связи с решением КС. Но на самом деле единственное, что им следовало сделать, - это написать очень короткий текст об отказе от обвинения по не существующей уже статье. И ничего более.
- Но разве судья не должна была не откладывать заседания, а вынести решение о прекращении уголовного преследования на основе решения КС в отсутствие стороны обвинения?
- Тут два вопроса. Отложить заседание ввиду неявки прокуроров она была обязана. Что касается вынесения решения об отмене уголовного преследования по обвинению в свержении конституционного строя, то она не только имела право, но и обязана была сделать это. Причем для этого не было никакой необходимости в судебном заседании. Ей не требуется ни ходатайств прокуроров или адвокатов, ни каких-либо обоснований. Судья обязана была представить свое решение в письменной форме сразу после того, как решение КС о несоответствии статьи 300.1 УК Конституции РА вступило в силу. У судьи, по закону, просто нет другой возможности, как вынести это решение. И я как оптимистически настроенный адвокат уверен, что требование закона будет исполнено.
Ведь, понимаете, это черно-белый вопрос. Других цветов и оттенков здесь нет. Есть решение Конституционного суда, дело по этой статье не может быть продолжено.
- Ваши коллеги и на последнем заседании, и прежде заявляли о давлении на суд, чем и объясняется поведение судьи Анны Данибекян. Вы согласны с этим?
- Давление на суд очевидно. В широком смысле слова, если говорить о давлении на судебную систему, то начать можно с аудиозаписи, опубликованной в сентябре 2018 года, которая содержит телефонный разговор руководителей СНБ и ССС и в которой звучат адресованные судье слова "хочешь не хочешь - он должен сидеть". В другой аудиозаписи Н. Пашинян отмечает, что "дело - вода", при этом во всеуслышание подчеркивая, что судьи звонят ему и советуются по разным вопросам.
На нескольких больших митингах премьер крайне неуважительно отзывался о судебной системе. Например, "где тот судья, который мне откажет?", "скулящие судьи" и т.д. Вспомним весь процесс, который имел место в Конституционном суде... И все для того, чтобы получить решение, которое так и не было получено. Из-за всех этих проволочек решение мы получили с опозданием как минимум на 8 месяцев.
Если говорить об Анне Данибекян, то я не могу утверждать что-то конкретно, так как мне не известно, посещала ли она кого-то, велись ли с ней переговоры и прочее. Могу только сказать, что если она находится под давлением, то у нее есть инструменты для защиты, те же самые, которые, например, недавно задействовал судья Административного суда Мгер Петросян, удовлетворивший ходатайство по обеспечению находящегося в его производстве иска Оника Гаспаряна. Он отправил нежданных гостей, решивших нанести ему визит, восвояси и обратился за защитой в Высший судебный совет, который в свою очередь осуществил необходимые для этого действия. Так под давлением ли этот судья? Он показал, что нет.
В случае с Анной Данибекян все просто: есть решение Конституционного суда, есть законодательство, нормы УПК. Если она не примет решения в силу давления, незнания или еще чего-то, то последуют наши дальнейшие шаги. Но не будем торопить события. Я оптимист и надеюсь, что закон будет соблюден.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-07-30 09:59
28 июля в ереванском уголовном суде под председательством судьи Карена Фархояна состоялось заседание по делу Погоса Погосяна, скончавшегося 25 сентября 2001 года. Отметим, что в январе 2020 года генпрокуратура направила в Апелляционный суд ходатайство о пересмотре или отмене вердикта по делу о смерти 43-летнего гражданина Грузии Погоса Погосяна, а также направлении материалов дела в нижестоящую инстанцию для нового разбирательства. Ходатайство было удовлетворено.
-
2025-07-29 19:03
29 июля в Антикоррупционном суде под председательством Ваге Долмазяна продолжился судебный процесс по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна.Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмыванием денежных средств.
-
2025-07-28 10:25
Ситуация вокруг экс-мэра Эчмиадзина Дианы Гаспарян продолжает оставаться в центре внимания общественности. Как известно, вскоре после того, как ей 15 мая пришлось покинуть кресло мэра, женщина оказалась в статусе обвиняемой. И не только она, но и кое-кто из членов ее семьи. Прошло уже более двух месяцев, как Диане Гаспарян и её свекрови Рузанне Асатрян были предъявлены обвинения, их допросили, а в качестве меры пресечения обеим была избрана подписка о невыезде. Проводящий расследование по делу Антикоррупционный комитет воздерживается от подробностей, ссылаясь на интересы следствия.
-
2025-07-24 14:01
Следствие по уголовному делу в отношении архиепископа Микаэла Аджапахяна завершилось. Об этом следователь 23 июля уведомил группу адвокатов архиепископа. Ознакомление с материалами дела назначено на 24 июля. В соответствии с процедурой, следователь направит обвинительное заключение вместе с материалами дела надзирающему прокурору. Последний в течение семи дней вынесет постановление об утверждении обвинительного заключения, после чего направит его вместе с материалами дела в соответствующий суд. Напомним, что архиепископ Микаэл Аджапахян обвиняется по части 2 статьи 422 УК РА по подозрению в призывах к насильственному захвату власти и свержению конституционного строя через СМИ. Србазан не признает предъявленные ему обвинения.