Последние новости

Самвел Бабаян обвинил военное и политическое руководство в проигранной войне

Бывший секретарь Совета безопасности Арцаха, бывший командующий Армией обороны Самвел Бабаян выступил с заявлением.

"Уважаемые соотечественники!

Сегодня мы находимся перед угрозой потери государственности. Об этой угрозе я предупреждал много лет на всех площадках, всем руководителям, в открытых письмах и прямых обращениях. Предупреждал, что у нас мало времени, что у нас по факту нет ни союзников, ни партнеров, готовых ради нас поступиться собственными интересами, что нужно готовить сильную, непобедимую армию, потому что только собственными силами мы можем защитить нас и заставить считаться с нами. Мои слова игнорировались. Мои предложения воспринимались как слишком радикальные, а мои прогнозы - как слишком преувеличенные и невозможные.

Почти 20 лет я воевал против равнодушия и невежества политического и военного руководства Армении и Арцаха, чтобы предотвратить ожидающую нас войну, предотвратить гибель тысяч наших ребят и фактическую потерю большей части Арцаха.

Но даже на посту Главы Совета Безопасности Арцаха я не смог добиться серьезного отношения к внешним угрозам и пересмотра подхода к вооружению армии. А во время войны я столкнулся с таким кощунственным явлением, как готовность военного и политического руководства не выполнять мои рекомендации, чтобы не признавать затем авторства победных решений.

Стоит ли продолжать такую борьбу ради возрождения нашей единой Родины и нашего народа? Я могу напомнить себе известную истину, что каждый народ заслуживает своего правителя и отойти в сторону, не мешать воюющим за власть силам окончательно сгубить Армению. Но я понимаю, что не имею права предать память наших ребят, погибших в первой карабахской войне за победу и погибших во второй – за дело отцов. Я не могу равнодушно смотреть как мой непобедимый народ превращают в сломленное духом население, раздираемое политическими распрями. Я не хочу, чтобы наша армия была разбитой, а наш солдат – незащищенным. Я не хочу, чтобы на моей земле хозяйствовал враг, попирая права и унижая мой народ.

Поэтому я снова иду в политику, чтобы совместными усилиями возродить нашу единую Родину. Однажды нам это удалось, причем тогда ситуация была хуже, чем сейчас.

Карабахское движение, начавшееся в 1988 году за пару лет, разрослось в военный конфликт. В 1990 году уже вовсю шли боевые столкновения между нашими партизанскими отрядами и азербайджанской армией. В 1991 началась полномасштабная война. У азербайджанцев была сильная армия, вооруженная артиллерией и тяжелой техникой, у нас - разрозненные группы добровольцев, вооруженные в основном самодельным огнестрелом, а затем и трофейным оружием.

За год боевых столкновений азербайджанцам удалось приблизиться вплоть до Мартунинского райцентра, захватив весь Шаумяновский район, 90% Мартакертского, ряд сел Аскеранского и Гадрутского районов, то есть, в целом, почти половину территорий Нагорного Карабаха (1,8 тыс.кв.км). Руководство Азербайджана уже объявляло о дате победного чаепития в Степанакерте и Шуши и водружения своего флага там же.

Был ли кто-то из высшего политического или военного руководства Армении и Арцаха, кто бы взял тогда на себя ответственность за территориальные и человеческие потери? Нет. Тогда происходило ровно то же самое, что и сейчас. Никто не хотел отвечать за результат, никто не хотел быть виноватым, и никто не хотел брать на себя ответственность за дальнейшую судьбу Арцаха и арцахцев. Потому что, как и сегодня мы были разгромлены, как и сегодня выхода никто не видел.

Но я отчетливо понимал, что спасение есть, и оно в наличии сильной боеспособной армии. И я взялся. Повторюсь, в условиях более худших чем сегодня. Вместо армии были разрозненные, иногда конфликтующие между собой партизанские отряды. Вооружения не было совсем. Территории под контролем противника. Оставшиеся города и села разгромлены и находились под интенсивной бомбежкой... Но я взялся.

Мне пришлось с нуля создавать армию - из независимых военных отрядов сформировать единую армию, с жесткой армейской дисциплиной и четкой иерархической структурой управления. Нужно было объяснить боевикам, до этого воевавшим самостоятельно, что отныне, они должны беспрекословно подчиняться приказам и действовать только на их основании и мне, 27-летнему парню удалось это сделать.

За пять с половиной месяцев у нас появилась образцовая армия с оперативной координационной системой. Я продумывал и прорабатывал каждую операцию до деталей и вскоре под моим руководством мы отвоевали не только оккупированные ранее территории, но и освободили Кельбаджарский, Агдамский, Физулинский, Лачинский, Кубатлинский, Зангеланский и Джебраильский районы – общей площадью почти в 10 тыс. кв. км.

У нас героический народ, непобедимый и несокрушимый. Все что нужно – это грамотно возглавить всенародное, всеармянское ополчение. Конечно, для это нужны навыки – и лидерские, и аналитические, и управленческие. 44-х дневная война и наше поражение еще раз доказали эту истину – без лидера армия обезглавлена, без лидера победа невозможна. А с лидером можно победить противника, в разы превосходящего тебя в силе. И тогда, в 1992-1994 гг. нам это удалось.

За два года мы превратились в реальную силу, способную диктовать условия нашим противникам. Мы заставили считаться с нами не только Азербайджан, но и всех посредников. В этот период у нас была самая боеспособная армия в регионе. И хотят того признать некоторые или нет, но это мое личное достижение, которое я заслуженно разделяю со своим народом, потому что только при безусловной поддержке народа невозможное тогда стало возможным.

К сожалению, эту мощную армию за последующие 20 лет целенаправленно разрушали, а победу народа без зазрения совести присваивали все, кому не лень. Я уже и не возражал против этого. Меня давно перестала удивлять короткая память моего народа и наглость власть имущих. Я был готов навсегда остаться в тени, ограничиваясь консультационной деятельностью, но только при условии, что мои рекомендации будут выполняться, а к советам прислушиваться.

Но увы, только по исходу 44-х дневной войны моя правота была безоговорочно признана. Вы все наконец увидели и плачевное состояние армии, и никчемную подготовку высшего военного, да и политического руководства Арцаха и Армении.

За игнорирование моих предложений о задействовании должной воздушной обороны и укреплении передовой линии мы заплатили всем народом жизнями тысяч наших ребят и предали победу наших павших героев первой войны. Мы заплатили самую высокую цену, потеряв статус народа-победителя.

Вы все увидели, как бывшие и действующие главы армии, начальники Генштаба и прочий генералитет активно открещиваются за итог 44-х дневной войны, всячески уходят от ответственности за этот итог. И это практически то же руководство, тот же генералитет, который более 20 лет, после моего смещения, убеждал себя и вас в том, что победа в первой карабахской войне – их заслуга.

Тогда я говорил, что времени у нас мало. Сегодня я говорю, что времени больше нет. Враг не у границ Армении, враг перешел границы.

При этом, несмотря на надвигающуюся катастрофу внутриполитическая жизнь продолжает оставаться здесь в вакууме. Наши политики продолжают активный дележ власти, в упор не замечая, висящего над нами меча. Мы все сегодня свидетели того, что противоборствующие политические силы готовы на все, ради получения или удержания власти. На пути к этой цели они ни перед чем не остановятся и уже задействовали огромные финансовые ресурсы.

Именно все изложенное, то есть и внешние угрозы и внутренние вынуждают меня принять решение об участии на предстоящих выборах. Я вынужден идти в политику, в том числе для того чтобы вместе со своей политической командой выступить сдерживающим фактором, балансирующим и стабилизирующим радикально настроенные силы, чтобы не дать им натворить фатальных ошибок и заставить считаться с реальной повесткой и внешними угрозами.

Я достаточно объективно оцениваю ресурсные возможности политических сил, в особенности медийные и финансовые, но это никак не уменьшает наши шансы на победу. Да, у нас нет ни соответствующих финансовых ресурсов, ни медийных, но я верю в поддержку народа и надеюсь на трезвый выбор избирателя. Я со всей ответственностью заявляю, решение есть, и я полон сил и готовности еще раз создать непобедимую армию, боеспособность и мощь которой неизбежно обеспечат мир на нашей земле.

Сегодня время неравнодушных. Время тех, кто понимает критичность момента и готов пожертвовать своим ради общего национального блага. Именно такая команда составляет костяк партии "Азатакан", с которой я собираюсь на выборы. Мы понимаем, какие вызовы стоят перед Арменией и знаем, как их решить.

Уважаемые соотечественники, я призываю вас, не оставаться равнодушными к судьбе нашего государства, объединиться с нами против реальной угрозы и поддержать нас для возрождения нашей единой Родины, где безопасность и защищенность народа снова станут первостепенной государственной задачей", передает Новости Армении - NEWS.am.

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ