Последние новости

НЭП ДЛЯ АРМЕНИИ

За последние полтора года наши экономические статистические показатели стали удручающими. Мы оказались в ловушке низкой производительности труда, которая сегодня в Армении составляет в среднем $6 в час, тогда как в странах ЕАЭС этот показатель в два раза выше, а в развитых странах достигает $43 в час. Падение доходов населения - результат управленческих ошибок и противоречивых обещаний так называемой политической элиты.

ВЫЗЫВАЕТ ТРЕВОГУ РЕЗКИЙ РОСТ ЦЕН НА ПРОДОВОЛЬСТВИЕ и товары первой необходимости в условиях, когда пенсии и зарплаты не растут. Власти страны уже давно игнорируют аграрную сферу и интересы армянского крестьянства, что привело к спаду в сельском хозяйстве. Другая проблема - монополизация рынка, и в первую очередь продовольствия, которая душит экономику, разоряет граждан и уничтожает малый бизнес.

Неопределенной остается ситуация в сфере промышленности и науки (хотя в сфере науки намечаются изменения), направлениях их развития, где превалируют ничего не значащие заявления руководителей профильных министерств.

Не до конца была учтена вся опасность готовности глобальных игроков взорвать Южный Кавказ. К тому же политика Турции на всем Ближнем Востоке и в Закавказье принимает все более агрессивный характер. Проблем слишком много.

Время демагогических приемов и имитации бурной деятельности прошло. Чтобы остановить нарастающий хаос в государстве, необходимо не просто изменение власти, требуются перезапуск экономики, ее обновление, по сути, переход на НЭП - новую экономическую политику.

Концепция НЭП для Армении, ведущей политику "осажденной крепости", должна основываться на необходимости:

1. Воссоздать уничтоженный за 30 лет независимости промышленный потенциал республики, естественно на основе иных принципов и подходов, с иной, отличной от советского периода отраслевой структурой.

2. Определиться с приоритетными отраслями, с упором на военно-промышленное направление и информационные технологии, с учетом природных ресурсов, которыми богата Армения, с нацеленностью на приоритетное развитие человеческого потенциала нации.

3. Восстановить практически уничтоженную научно-технологическую базу.

4. Восстановить средний класс.

5. Восстановить потенциал армянского крестьянства и повысить его благосостояние.

6. Восстановить высокий уровень системы образования.

7. Восстановить боеспособность армянской армии.

ПЕРЕЧИСЛИМ КОНКРЕТНЫЕ МЕРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ УСЛОВИЯ для развития экономики и восстановления социальной справедливости:

1. Принятие и реализация закона о стратегическом планировании.

2. Приведение институциональной структуры в соответствие с задачами развития страны.

3. Провести полную реприватизацию предприятий, занятых разработкой, добычей и использованием полезных ископаемых и других природных ресурсов с передачей их в пользование частно-государственным предприятиям, а также жестко ограничить права иностранных компаний заниматься горнодобывающей деятельностью в Армении.

4. Поддержать малый и средний бизнес, производственные предприятия.

5. Ввести механизмы кредитования инвестиционной и производственной деятельности.

6. Принять реальный прожиточный минимум и, соответственно, повысить минимальные зарплаты.

Но это только часть проблем и требующих решения задач. Мы исходим из того, что экономика Армении может расти не менее чем на 5% в год. Если этого добиться, то уже к 2030 году можно сильно продвинуться в решении многих проблем Армении. Но для этого нужно от ресурсной модели, в рамках которой мы экспортируем сырье и продукты питания (смотреть таблицу) и на эти деньги покупаем все необходимое стране, перейти к такой прогрессивной модели, когда общество свободно развивает частную и общественную инициативу, а государство выступает не в роли стороннего наблюдателя, а направляет свои усилия на развитие этих инициатив.

Экспорт тыс. долларов

  2019 % 2020 %
Всего 2,648,582.8 100 2,544,482.7 100
минеральные продукты 742,960.9 28.1 828,075.4 32.5
готовые продукты питания 642,231.2 24.2 559,921.9 22.0
драгоценные и полудрагоценные камни, драгоценные металлы, изделия из них 414,775.1 15.7 365,949.8 14.4
недрагоценные металлы и изделия из них 261,114.9 9.9 228,238.9 9.0
текстиль и изделия из него 169,445.4 6.4 132,839.6 5.2
продукты растительного происхождения 106,682.1 4.0 135,853.4 5.3
другие 311,373.2 11.8 293,603.7 11.5

В первую очередь эти инициативы касаются сфер науки, технологий и промышленности, в том числе военной промышленности. Однако при всей очевидной целесообразности предлагаемых шагов реализовать эти меры без идеологического обоснования будет непросто.

АРМЕНИИ НУЖНА НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ, СОЗДАННАЯ на основе парадигмы сохранения государственного и цивилизационного суверенитета нации, приоритете обеспечения безопасности, защите своих интересов при создании новой архитектуры в регионе, развитии конкурентоспособной экономики, формировании стабильной политической системы.

Принятая в течение тридцати лет концепция о деидеологизации экономической жизни привела нашу страну и ее экономику к состоянию одной из бедных стран мира. Мы умудрились процветающую Советскую Армению ввергнуть в нищету и позор. Другие страны решают проблемы и движутся в противоположном направлении. Например, Китай поборол тысячелетнюю нищету, можно привести примеры и малых стран. Они решают свои задачи на основе близкой им идеологии, специфики мышления, традиционных для их культуры управленческих методов.

Но, когда в государстве забывают о национальной идеологии, в нем начинает доминировать власть денег, прикрытая смесью либертерианства и псевдопатриотизма. В свое время, еще не поддавшись влиянию меркантильных идей, мы смогли сами, без чьей-либо помощи освободить Шуши. Но, поддавшись негативным влияниям, сами же Шуши и потеряли.

Хотим мы того или нет, но любое изменение в экономической системе имеет идеологическую окраску. Она необходима для кристаллизации национального сознания, с целью уяснения смысла происходящих в обществе процессов, а кроме того, позволяет мобилизовать на ее основе наиболее социально активных членов общества, что тоже важно на фоне полной апатии в отношении к интересам страны.

Принятые нами западные неолиберальные теории недостаточно учитывают реальное положение стран бывшего СССР, в том числе и Армении, а потому абстрактные рекомендации нередко оказываются неадекватными. Но главное, думается, в том, что для нас неприемлема навязываемая ими "догоняющая стратегия", что побуждает к поиску своих стратегий развития.

Однако следует уяснить, что роль идеологии в системе экономики зависит не только от страны, культуры, социума: в течение времени она меняет свои цели. Установка на смену вектора - например, переход от ресурсной модели к инновационной - повышает роль экономики. И наоборот, разворот к традиционным ценностям, к поиску идентичности и духовных скреп резко меняет баланс статусов идеологии и экономики, риторики и дела.

И эти обстоятельства должны быть учтены, когда мы предлагаем поворот к новому экономическому укладу, идейной основой которого может стать синтез социалистической идеологии и творческой самореализации личности, государственного стратегического планирования и рыночной конкуренции, сочетание идей социальной справедливости, экономической эффективности и традиционных нравственных ценностей.

КАК НАУКА О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЭКОНОМИКИ И ПОЛИТИКИ на мировой и региональной арене международная политэкономия, с одной стороны, изучает политические предпосылки, факторы экономических процессов, с другой - экономические предпосылки, факторы международных политических процессов. Значение международной политической экономии возросло в результате произошедших драматических международных, политических и экономических событий.

Первейшей задачей, одним из условий обеспечения безопасности нашего государства, реакцией на усложнение процессов в Южно-Кавказском регионе является способность осуществления объективной и комплексной оценки состояния различных военно-политических и экономических угроз или, скажем так, политэкономической оценки угроз. И такая оценка должна быть закреплена в НЭП, стать одной из стержневых основ разрабатываемых шагов.

Одновременно возникает вопрос: какие политические факторы могут помешать правительству проводить более действенную экономическую политику в условиях угрожающего политического развития? Такая постановка вопроса следует из хорошо известного в практике государственного управления факта, что при принятии правительственных решений часто возникают противоречия между экономическими и политическими целями.

Это следует из того, что различие между интересами других стран и нашими внутренними интересами становится столь же неопределенным, как различие между экономикой и политикой в мире, где внешнеэкономические проблемы затрагивают внутренние политические и экономические интересы через торговые, финансовые, инвестиционные, промышленные связи или через изменения в механизмах безопасности.

Становление закавказской экономической системы, функционирующей по общим правилам, - одно из проявлений глобализации, представление интересов в нашем регионе глобальных игроков, и это результат действия механизма рынка. В этом смысле глобализация - естественный и необратимый процесс, ведущий к росту трансграничной взаимозависимости и увеличению числа субъектов международных отношений.

Предстоит сложнейший процесс разблокирования транспортной сети региона, что приведет к созданию новой геополитической архитектуры в регионе, к новым экономическим реалиям и, как следствие, к изменениям в политическом и психологическом восприятии ситуации в регионе. Причем ситуация может развиваться как в сторону разрядки напряженности в регионе, так и, что более реалистично, в направлении возникновения новых противоречий. Турция и ее сателлиты воспринимают нас как противников, они никогда не примут перспективу такого развития в регионе, будут препятствовать усилению Армении и развитию ее экономики, культуры, системы образования и мирной жизни.

В контексте международной политэкономии проблема глобализации упирается в способность управления возникающими негативными ситуациями в сфере рыночных отношений и возможностями их нейтрализации глобальными игроками. Последствия этого неоднозначные. Например, небольшие государства теряют свою автономность, а их роль во внутренних и международных процессах снижается, т.к. суверенитет государств препятствует монополизации глобального управления.

МЫ СТАЛКИВАЕМСЯ С СЕРЬЕЗНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ КАК ВНУТРИ СТРАНЫ, так и за ее пределами. Чтобы сохранить свою государственность, вывести ее на принципиально новый уровень, нужен системный государственный подход.

Курс на инновационное развитие и улучшение качества экономического роста на основе политики целенаправленного восстановления промышленной и научно-технологической системы Армении - это то, что должно лежать в основе НЭП и станет важнейшим приоритетом экономики на долгосрочную перспективу.

На современном этапе нашей стране приходится пожинать плоды многолетнего пренебрежения к развитию промышленности и отрицанию целесообразности разработки и проведения промышленной политики, которая уже более 20 лет не представляет интереса для высших эшелонов власти.

В то же время уже несколько десятилетий идет активная переоценка роли индустриального развития в соседних странах, превращение "новой индустриализации" в мейнстрим экономической политики, суть которой - перевод всех секторов экономики и в первую очередь военно-промышленного комплекса на новую высокотехнологическую основу.

В этих условиях Армении для осмысленного движения вперед необходима разработка обоснованной долгосрочной государственной промышленной политики, важнейшей задачей которой должно стать построение государственной системы обеспечения новой индустриализации, имеющей соответствующее институциональное обеспечение.

Принятые в Армении, но пока реально не задействованные государственные программы и законы, касающиеся промышленной политики, государственно-частного партнерства и др., предполагают целый ряд новых институтов поддержки и инструментов стимулирования промышленной деятельности, которые нуждаются в тщательном анализе и оценке с точки зрения их возможного влияния на выпуск конкурентоспособной инновационной продукции. По сути, сегодня требуется корректирование всего набора институтов, инструментов и механизмов, участвующих в решении задач новой индустриализации и инновационного развития.

В РАМКАХ ЭТИХ ИНСТИТУТОВ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИОБРЕТАЮТ механизмы стратегического планирования, которые в республике пока не задействованы. Все проблемы, препятствующие экономическому развитию, сосредоточены в системе государственного управления, поскольку нет обратных связей, ориентирующих экономику на освоение новых технологий. Координация деятельности органов государственной власти в области развития экономики должна задаваться законом о стратегическом планировании.

В рыночной экономике вот уже более полувека широко используются прогнозирование и согласованное с ним селективное (и индикативное) регулирование экономики. По этому пути развиваются многие сферы экономики и услуг.

Сегодня наша страна находится в сложной внешнеполитической ситуации. Вопросом выживания становится достижение в кратчайшие сроки нужных социально-экономических и региональных результатов, нам критически необходимо задействовать мировой опыт государственного планирования и управления, который позволит сконцентрировать на указанные цели бюджетные, административные и прочие ресурсы, а главное - обеспечить их целевое использование.

В первую очередь нам нужно понять, кто мы, в какой ситуации оказались, какими хотим видеть себя в будущем, постоянно меняющемся мире. То есть необходима долгосрочная военно-политическая и экономическая стратегия.

Особую важность приобретает политика, направленная на обеспечение высокого качества общества, его членов, определяющих будущее Армении. Еще одна важная задача - трансформирование отношений Армении и России в оборонное единство.

Ашот ТЕВИКЯН, кандидат экономических наук, доцент

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ