Асмик ЕНГОЯН: "НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩЕЙ РОСПУСК ПАРЛАМЕНТА В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ, В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕТ"
В распространенном сегодня заявлении блока "Армения" говорится, что предварительные итоги парламентских выборов сомнительны и не внушают им доверия. Для оспаривания итогов голосования блок "Армения" использует весь инструментарий вплоть до обращения в Конституционный суд. Блок приступает к политическим консультациям с иными участниками выборов для обсуждения коллективного обращения в Конституционный суд.
В БЕСЕДЕ С СУДЕБНЫМ ОБОЗРЕВАТЕЛЕМ "ГА" конституционист, доцент кафедры конституционного права ЕГУ, кандидат юридических наук Асмик ЕНГОЯН подробно разъяснила правовые механизмы, связанные и с обращением в КС, и с последствиями, которые могут возникнуть в случае, если оппозиция решит сложить мандаты.
"В сложившейся ситуации обращение в Конституционный суд возможно по двум позициям, - рассказывает Асмик Енгоян. - В первом случае обжалуются результаты голосования на выборах. А во втором речь идет о проблеме конституционного или парламентского кризиса, который неизбежно возникает в данных обстоятельствах".
"Наверное, правильнее начать с того, что последует в случае, если оппозиция не возьмет свои мандаты, считая, что выборы, например, сфальсифицированы, не отражают реальную картину и т.д., - продолжает А. Енгоян. - Но согласно положениям нашей Конституции, 1/3 парламента должна составить оппозиция. С учетом этой необходимости мандаты будут предоставлены двум последующим партиям или блокам. Согласно Избирательному кодексу, блоки для прохождения в парламент должны преодолеть 7% барьер, а партии – 5%. То есть, если теоретически блоки "Армения" и "Честь имею" сразу откажутся от мандатов, то они по определению передаются двум последующим политическим силам - партиям или блокам. В данном случае - "Процветающей Армении" и "Светлой Армении", т.е. оппозиционные силы будут сформированы из этих двух партий.
Отметим, что, согласно Конституции, минимальное число депутатов должно составлять не менее 101. При грубом подсчете 66% или более 70 человек составят депутаты от правящей партии, а остальные 30% с небольшим - оппозиционеры.
Если же, опять-таки теоретически, блоки "Армения" и "Честь имею" сначала возьмут мандаты, а после парламентского старта (юридически – с момента первого заседания) решат сложить мандаты, – (такое право они тоже имеют), то здесь возникает неоднозначная ситуация. Закон не дает точного определения, является ли это основанием для роспуска парламента, зато совершенно точно создается ситуация политического или парламентского кризиса.
Говоря о политическом кризисе, мы имеем в виду международную практику. Так как согласно всем существующим международным нормам, в парламенте страны обязательно должны присутствовать оппозиционные силы, в противном случае имидж нашего государства может пострадать. Кроме того, в различных международных делегациях, в установленном порядке, должны быть представлены оппозиционные депутаты. Если это не так – опять же налицо политический кризис.
Что же касается парламентского кризиса, то и в Конституции, и Избирательном кодексе есть много конкретных норм, закрепляющих необходимость участия оппозиции в деятельности парламента. Если данные нормы нарушатся, возникает серьезный парламентский кризис. Например, в целом ряде ситуаций парламент принимает решение на основе 3/5 голосов от общего количества депутатов. Выше я отметила, что 66% парламента, состоящего минимально из 101 депутата, представляет правящая сила, то есть, порядка 77 человек. Необходимый барьер в 3/5 голосов обеспечить они при всем желании не смогут. А именно посредством 3/5 голосов, например, производятся назначения на должности в государственных органах. То же условие необходимо при внесении изменений в Конституцию. Иначе будет действовать парламент который не может вносить в Основной закон никаких изменений. Следовательно он будет неполноценным и не сможет осуществить примерно 1/3 своих полномочий.
Все это в комплексе и называется политический и парламентский кризис. А нормы, конкретно регулирующей роспуск парламента в подобной ситуации, в нашем законодательстве нет. Что же касается решения блока "Армения", о нем мы узнаем 22 июня",- подытожила А. Енгоян.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-15 10:29
Два года председатель партии «Страна абрикосов», экс-депутат, член фракции «Мать Армения» в Совете старейшин столицы Заруи Постанджян ведет борьбу со строительством, развернувшемся, по ее словам, в шаговой близости от ее отчего дома. Дому, который основали прадеды Заруи, спасшиеся от геноцида армян в Турции, в котором проживало несколько поколений ее семьи, в этом году исполняется 100 лет, и он по целому ряду признаков имеет полное право претендовать на статус Дома-музея.
-
2025-04-14 10:32
Генпрокуратура обжалует решение Апелляционного антикоррупционного суда в отношении министра финансов Ваге Ованнисяна в Кассационном суде. В ведомстве сообщили, что протест будет подан в Кассационный суд в ближайшее время. Наверное, нет необходимости напоминать, что 3 апреля Апелляционный антикоррупционный суд обязал орган предварительного следствия в лице Антикоррупционного комитета инициировать уголовное преследование и установить, совершил ли член правящей команды, министр финансов Ваге Ованнисян действия, содержащие коррупционные риски. Об этом в тот же день написал на своей странице в Facebook ректор Академии адвокатов Ара Зограбян.
-
2025-04-11 10:06
"Специально для тех, кто считал, что Тигран Улубабян действительно имел отношение к ограблению арцахской семьи в Ванадзоре и именно поэтому его пытали местные полицейские, публикую фрагмент из видео очной ставки Тиграна с начальником Лорийского областного управления полиции, где последний отрицает причастность Тиграна к ограблению, поясняя, что если бы у него действительно были такие подозрения, он бы его немедленно арестовал. Во второй части видео есть интересный момент противостояния Тиграна и сотрудника Полиции Гора Харатяна",- написал на своей странице в Facebook адвокат Роман Ерицян, представляющий интересы Тиграна Улубабяна.
-
2025-04-09 20:46
9 апреля Антикоррупционный суд под председательством судьи Ваге Долмазяна продолжил слушание по делу зампреда РПА Армена Ашотяна, а также экс-ректора ЕГМУ Микаэла Нариманяна и сотрудников вуза Ларисы Парсегян, Марты Симонян и Ролана Давтяна. Их обвиняют в злоупотреблении служебным положением и отмывании денежных средств.