Последние новости

ЗАКОН О ПОШЛИНЕ ИЛИ ПОЛИТИЧЕСКИЙ МОЛОТ?

Национальное собрание Армении на внеочередном заседании 15 июня во втором и окончательном чтении утвердило проект о внесении изменений в закон "О государственной пошлине".

Таким образом, устанавливается дополнительная пошлина на экспортируемые из Армении медные и молибденовые концентраты и смежные товары в размере 15% от действующих в данный момент на международном рынке цен на медь и молибден.

По подсчетам правительства, благодаря новой пошлине ежегодно в бюджет страны дополнительно будет поступать 72 миллиарда драмов (около 145 миллионов долларов), и этими средствами будут пользоваться не только акционеры, получающие сверхприбыль, но и рядовые граждане посредством реализации различных государственных программ.

Оппоненты усматривают в этой инициативе политический подтекст, прогнозируя крах горнодобывающих компаний в случае принятия закона.

Политический "молот" или экономическая справедливость?

Член исполнительного органа Республиканской партии Армении (РПА), бывший депутат, председатель постоянной комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам парламента шестого созыва Гагик Минасян считает этот вопрос сугубо политическим, напоминая, что еще в ходе предвыборной кампании Пашинян обещал нанести свой первый удар метафорическим молотком по Зангезурскому медно-молибденовому комбинату. Что он сегодня и делает.

"Это хрестоматийный пример политического преследования. А зачем это делается? Тут значимость Зангезурского медно-молибденовового комбината нельзя недооценивать, потому что он обеспечивает работой многих людей, поддерживая в Сюникской области, имеющей важное для страны значение, более высокий по сравнению с другими регионами уровень жизни", – сказал Гагик Минасян в беседе со Sputnik Армения.

По его убеждению, ничего хорошего из вмешательства политики в экономику ждать не приходится.

Что касается представленных правительством экономических обоснований - рост цен на медь и молибден на мировом рынке - Гагик Минасян напоминает, что этот процесс начался далеко не сегодня. Молибден последовательно дорожает на протяжении трех лет, а медь начала "расти" год назад.

Однако правительство почему-то только сейчас озаботилось этом вопросом, предлагая парламенту в экстренном порядке принять законопроект. Минасян убежден, что таким образом власти пытаются решить политическую проблему.

Новую пошлину отменят, если цены снизятся: рудники Армении приносят прибыль даже при низких тарифах

Экономист Татев Арустамян уверена, что введение новой пошлины при нынешних мировых ценах и спроса никак не повлияет на прибыль компаний, эксплуатирующих месторождения.

"Говорят, что планируется пересмотреть налоговую политику в этой сфере, чтобы внедрить более эффективную систему налогообложения компаний, работающих со сверхприбылью. Здесь уже необходимо уточнить, о каких именно изменениях идет речь, чтобы как хозяйствующие субъекты, так и инвесторы могли строить прогнозы и рассчитывать риски при будущих инвестициях в Армению", – сказала Арустамян.

Она добавила, что для иностранного инвестора важнейшим показателем является прогнозируемость процессов в долгосрочной перспективе, возможность предсказать ход работы и ее результат. Внутренние процессы в Армении по большому счету не влияют на намерения потенциальных инвесторов, уверена Арустамян.

Возвращаясь к теме новой пошлины, экономист напомнила, что правительство, комментируя поправки, заявило об их временном характере. В будущем, если цены на мировом рынке упадут, правительство готово пересмотреть закон. Мы поинтересовались, на каком ценовом рубеже правительство откажется от новой пошлины.

"Если учитывать, что при цене 5300 долларов за тонну наши рудники уже считаются прибыльными, то, полагаю, в случае падения ниже этой отметки компании перестанут быть рентабельными, что уже плохо скажется на экономике самой Армении", – сказала Арустамян.

Кто есть кто в медномолибденовом бизнесе? Владельцы подземных богатств Армении

Из восьми медно-молибденовых месторождений, эксплуатируемых сегодня на территории Армении, шесть находятся в Сюникской области, два других - в Лорийской. Причем Зангезурский медно-молибденовый комбинат лидирует как по объемам добычи и экспорта молибдена, так и меди. По данным ГКЗЭК, доля комбината на этом рынке превышает 80%.

Согласно все тому же ГКЗЭК, Зангезурскому медно-молибденовому комбинату принадлежит одно из крупнейших месторождений в Сюникской области – Каджаранское. Здесь, по данным на 2006 год, залегает 2 млрд 210 млн тонн руды, из которых меди – 5 млн 220 000 тонн, молибдена – 720 000 тонн. Ежегодно не месторождении добывается 12,5 тысячи тонн руды.

Еще один крупный рудник в Сюникской области - Анкасарское медно-молибденовое месторождение, официально зарегистрировано под названием ООО "Лер экс". Но, по данным электронного регистра, 100% уставного капитала этой компании принадлежит Зангезурскому медно-молибденовому комбинату.

В Анкасарском месторождении, по данным на 2007 год, залегает 2 млн 762 тыс. 400 тонн руды, объем ежегодной добычи составляет 150 тыс. тонн.

Ну а самым крупным рудником в Сюникской области является Агаракское медно-молибденовое месторождение. Объемы руды, по данным 1976 года, здесь составляют 77 млн. 400 000 тонн, годовая добыча - 2 млн 700 тыс. тонн.

Месторождение официально эксплуатирует ЗАО "Агаракский медно-молибденовый комбинат", 100% учредительного капитала которого принадлежит ООО "Комсап Индустрис", зарегистрированном на острове Тортола (Британские Виргинские острова).

В Сюнике находятся также Дастакертское медно-молибденовое месторождение, принадлежащее ООО "Мир молибдена" с уставным капиталом зарегистрированной в Ларнаке компании "Глобал Метайз", Айгедзорское медно–молибденовое месторождение, сданное в эксплуатацию ООО "Актив лернагорц", а также медно–молибденовый рудник в Личке, принадлежащий ООО "Татстоун".

В настоящее время из двух месторождений, эксплуатируемых в Лорийской области, крупнейшим является Техутское медно-молибденовое, которое начали эксплуатировать с 2014 года.

Запасы этого месторождения в 1991 году оценивались в 453 млн 800 тыс. тонн, из которых медь - 1 млн 600 000 тонн, молибден - 99 000 тонн. Месторождение сейчас эксплуатируется ЗАО "Техут", долю в капитале которого имеют банк ВТБ, зарегистрированные на Кипре компании "А.Т.С. Номинис Лимитид", "Сунарто", "Техут Инвестментс Лимитед" и "Наири Инфрастракчер капитал Лимитид", а также зарегистрированное на Виргинских островах ООО "Вестрок Девелопмент".

Право на эксплуатацию Шамлухского медноколчеданного месторождения в Лори передано ЗАО "Ахталинский горно-обогатительный комбинат". Однако 100% ее уставного капитала также принадлежит зарегистрированной на британском острове Невис корпорации "Метал Принс LTD".

Запасы месторождения, по данным 1985 года, составляют 1 млн 29 тыс. тонн, содержание меди в них - 4,2%.

Куда утекает богатство из недр Армении?

В металлической горнодобывающей промышленности Армении на первом месте по объему добычи находится медная руда и концентрат (61,2%), на втором - сплав золота и серебра, (20,5%), на третьем - молибденовый концентрат и ферромолибден (14,7%), дальше следуют цинк, железо и другие металлы.

По данным Статистического комитета Армении, в январе-мае 2021 года года в стране было произведено 164,5 млн тонн медного концентрата (на 4,9% больше, чем в январе–мае 2020-го) и 9,7 тонн молибденового концентрата (на 2,6% больше, чем в январе–мае 2020-го).

А производство ферромолибдена, например, сократилось на 12,5%, составив 2,9 тонны.

Медная руда в Армении не перерабатывается. Она в полном объеме экспортируется в Болгарию, Швейцарию, Китай, Канаду и в другие страны.

Около 90% объема экспорта молибдена приходится на Нидерланды и Россию. Также молибден экспортируется в Швейцарию, Бельгию, Китай и другие страны.

Sputnik Армения

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ