Последние новости

ВСПЫХНЕТ ЛИ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЖАР?

«Вероятность войны снижается, и основной игрок, ее снижающий – Россия», - отмечает в интервью «ГА» военный эксперт Айк НАГАПЕТЯН.

- Может ли противостояние между Ираном и Азербайджаном привести к региональному пожару?

- Начнем с того, что Ильхам Алиев заявил, что существует два Зангезура, и один Зангезур – часть Армении, которая рано или поздно должна стать частью Азербайджана. Далее, следует отметить, что понятие «Зангезурский коридор» - это не дорога, ни автомобильная, ни железная. То есть коридор может включать в себя автомобильную, железную дороги, но прежде всего это – статус, при которой третья сторона на эти самые дороги и территорию имеет определенные права. Как, например, сегодня в Бердзоре или Лачинском коридоре Россия имеет статус - там находятся представители Вооруженных сил Российской Федерации, осуществляющих определенную миссию.

 Азербайджан и Турция стремятся на территории Армении, конкретно в Сюнике, иметь территорию с аналогичным статусом и присутствием подразделений своих ВС. Чему по очень простой причине противится Иран. Ибо закрытие этой дороги со стороны, скажем так, «турецкого мира» означает, что Иран будет отрезан от Европы. Столь же неприемлем для Тегерана вариант перехода дороги под турецкий контроль.

- То есть позиция Ирана в этом вопросе однозначная...

- Однозначная и абсолютно четкая. Неслучайно после устроенной Азербайджаном провокации с арестом двух своих водителей Иран приступил к конкретным действиям. На данный момент на берегу Аракса дислоцированы иранская армия (как «классическая», так и Корпус Стражей Исламской Революции – КСИР) со всеми видами вооружений.

Также Иран сконцентрировал военную технику на границе с Нахиджеваном. В ответ Азербайджан с Турцией начали военные учения в Нахиджеване – на тех участках, которые граничат с Ираном. Несколько дней назад Израиль, отметившийся помощью Азербайджану в 44-дневной войне как в плане поставки вооружений, так и профессиональной помощи специалистов, направил в Азербайджан 4 самолета, два из которых сейчас находятся там. По разным источникам, включая израильские и американские, Азербайджан предоставил Израилю три аэродрома.

- Так какой стране выгодно взорвать ситуацию в регионе?

- Ключевой вопрос. Азербайджану это сейчас не нужно, потому что он -  победившая в войне сторона, которая, имея серьезные финансовые возможности, стремится как можно скорее обустроить территории, оказавшиеся под ее контролем. Да, Алиев требует так называемый зангезурский коридор, но война ему сейчас не нужна.

Ирану тоже не нужна война, в частности, если учесть многомиллионные китайские инвестиции в экономику страны, призванные в ближайшие 20 лет обеспечить бурное ее развитие (включая строительство новых дорог, создание новых инфраструктур, коммуникаций, и т.д.). Что, кстати, крайне выгодно не только Ирану, но и Китаю, который таким образом получит возможность через евразийское пространство доставлять свою продукцию, условно говоря, до Лиссабона. Китайские инвестиции означают, что Иран, вовлекаясь в 20-летнюю мощную экономическую программу с Китаем, собирается строить, а не взрывать регион.

Что касается Турции, то, учитывая ее военное присутствие в трех странах и стремление расширить список, было бы логично предположить, что Анкаре выгодно взорвать регион и это принесло бы Турции некие дивиденды. Как это произошло в свое время, когда в Ирак без приглашения властей этой страны были введены войска. И как это произошло в Сирии, Ливии.

Однако последние развития показывают, что Россия в тандеме с сирийским правительством просто принудила Турцию к выводу своего контингента из Идлиба. Обратите внимание: в то самое время, когда между Путиным и Эрдоганом шли переговоры в Сочи, от Эрдогана параллельно поступил приказ вывести турецкие войска из Идлиба. И к президенту Турции (попытавшемуся  ранее нарушить договоренности по Идлибу) в Кремле резко изменилось отношение.

Лучшее доказательство сказанному – намеренное нарушение Россией одного из важнейших пунктов протокола при встрече главы иностранного государства: в составе официальных лиц, встретивших Эрдогана, не было ни одного представителя правительства РФ. Это была пощечина Турции, и Эрдоган это понял.

- Что еще он понимает?

- То, что конкретно в этом регионе, и конкретно в Армении, обозначенной присутствием военно-стратегического союзника Армении – России, возможности Турции куда более ограниченные, нежели в Сирии, Ираке, Ливии и даже Кипре. Анкара понимает, что если здесь вспыхнет пожар, она может столкнуться с российской военной силой, и это обернется для Турции плачевными последствиями, включая также 20-25 миллионный курдский фактор, который в любой момент может сдетонировать. И курды не упустят момента, чтобы заявить о самоопределении и создании собственного государства.

Стало быть, единственная страна, которая на Южном Кавказе близ азербайджано-иранской границы может начать военные действия против Ирана, – это Израиль. Который помогает, вооружает, поддерживает Азербайджан. В этом контексте Алиеву не позавидуешь. Львиную долю победы в 44-дневной войне ему обеспечили не только Турция, но и Израиль – вооружением, разведданными, специалистами, поэтому у него есть обязательства. С одной стороны, Алиев не хочет войны, с другой – его к ней толкают.

- Какова вероятность войны?

- Вероятность есть, но довольно небольшая. По сути, многое зависит от принципиальной позиции России, которая не хочет, чтобы на территориях под носом у ее стратегического союзника началась война. Также Россия понимает, что начавшись здесь, война может перекинуться на ее территорию. И взорвать регион – означает завалить все инвестиционные проекты и программы по энергоносителям, в которым Россия также имела свое участие.

Кстати, давайте вспомним, как глава МИД РФ Сергей Лавров на днях резко раскритиковал турецко-азербайджанские военные учения, назвав их провокационными. Вероятность войны снижается, и основной игрок, который ее снижает – Россия. Китай в происходящих на Южном Кавказе процессах не обозначает открыто своего присутствия, но и Китаю здесь не нужна война, потому что она поставит под вопрос китайские интересы в рамках реализации программы «Один пояс – один путь».

Плюс, надо учитывать стратегическое союзничество Китая с Россией и экономическое стратегическое союзничество Китая с Ираном…

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    • Окампо: «МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЖДАТЬ, ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ АЗЕРБАЙДЖАН, А ДОЛЖНЫ СОВМЕСТНО ВЫРАБОТАТЬ ЕДИНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ»
      2024-09-14 11:17

      Вчера в Ереване состоялась публичная встреча с экс-прокурором Международного уголовного суда Луисом Морено Окампо, продлившаяся более двух часов, при полном зале и ожидаемом эмоциональном напряжении, учитывая обсуждаемые вопросы.

    • ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЕ ЕРЕВАНА – 300 ЛЕТ
      2024-09-14 10:40

      «300-летие обороны Еревана нужно отмечать на должном национальном и международном уровне», - говорит в интервью «ГА» доктор политических наук, военный историк Армен АЙВАЗЯН.

    • УГРОЗЫ НЕ ГИПОТЕТИЧЕСКИЕ, ОНИ УЖЕ ДЕЙСТВУЮТ
      2024-09-13 09:06

      «С одной стороны, Пашинян и его клика говорят: не хотим никого, с другой – давайте приведем сюда международные структуры», - отмечает в интервью «ГА» военно-политический аналитик Айк НАГАПЕТЯН.

    • ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ, Г-Н ОКАМПО
      2024-09-12 09:56

      Хочется надеяться, что собирающегося с визитом в Ереван 13 сентября экс-прокурора Международного уголовного суда Луиса Морено Окампо пашиняновская власть не развернет в аэропорту "Звартноц", отправив восвояси как персону нон-грата. Только не спешите говорить, что это бред, даже если это звучит как бред. Ведь Окампо, по сути, продвигает те же самые тезисы (вступая в противоречие с позицией армянского руководства), за которые многим общественно-политическим деятелям Спюрка и российского политического истеблишмента, экспертного сообщества (как, например, Константину Затулину) указали на дверь.






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ