Последние новости

Эксперт - о свободе слова в Армении

Глава Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян представил в пятницу на пресс-конференции доклад о состоянии свободы слова в Армении и нарушениях прав журналистов и СМИ в третьем триместре 2021 года.

Случаи насилия и давления

Меликян сообщил, что в третьем триместре было зафиксировано 3 случая физического насилия в отношении журналистов, 20 случаев давления на СМИ и журналистов, 37 случаев нарушения права на получение и распространение информации.

"В целом за 9 месяцев 2021 года было зафиксировано 18 случаев физического насилия, 83 случая давления на журналистов и СМИ, 67 случаев нарушения права на получение и распространение информации", - отметил он.

По его словам, государственные органы очень плохо работают со СМИ: сотрудничество с журналистами по большому счету не состоялось, а вопросов много. "Часто ответы (на запросы журналистов) либо задерживаются, либо игнорируются, либо бывают размытыми и по сути не являются ответами", - сказал он.

Меликян уточнил, что недовольство поступает в связи с работой, в частности, Министерства обороны Армения. Он сообщил также о снижении волны ругани и оскорблений в сети, которая отмечалась в послевоенный период и продолжилась во время предвыборной гонки.

Беспрецедентные ограничения в парламенте

Он отметил, что третий триместр вызвал большое беспокойство у журналистов и СМИ, в первую очередь, с точки зрения введения новых ограничений.

"Эти ограничения наблюдались в виде и законодательных инициатив, и различных нормативных правовых актов и, конечно, практических действий, которые ограничивали журналистскую деятельность", - сказал он.

В первую очередь Меликян обозначил решение руководства восьмого созыва парламента, которое было принято 30 июня и было направлено на ограничение передвижения журналистов в здании парламенте. По его словам, это было действительно беспрецедентное решение в истории Нацсобрании.

"Тем самым серьезно ограничиваются возможности журналистов получать комментарии и интервью от депутатов, освещать работу комиссий. Это было очень неожиданно также для аккредитованных в парламенте журналистов и операторов, потому что они не были уведомлены заранее и сразу столкнулись с ограничениями", - сказал он.

Меликян сообщил, что вторым беспрецедентным шагом стало то, что по поручению спикера парламента были прерваны прямые трансляции с заседания парламента, когда в зале заседаний произошло столкновение между депутатами разных фракций.

"Это сопровождалось грубыми действиями сотрудников безопасности на основе, я уверен, поручений руководства НС. Они потребовали от журналистов покинуть пресс-ложу и прекратить съемку", - отметил он.

Эксперт считает, что данное решение достойно осуждения, поскольку журналисты должны показать обществу, какой парламент был избран и какое поведение демонстрируют депутаты.

Он заявил, что указанные события сопровождались случаями насилия и иного давления в отношении журналистов. По его словам, за те несколько дней было зафиксировано 3 случая физического насилия в отношении журналистов и операторов, 3 случая другого вида давления и 2 случая нарушения права на получение и распространении информации.

Снижение числа судебных исков против журналистов

Меликян обратил внимание на принятые парламентом дополнения в Уголовный кодекс, предполагающие введение уголовной ответственности за грубые оскорбления.

"Никто не готовится защищать ругань и тех, кто ругается, но мы отмечаем, что под тяжелым оскорблением часто может восприниматься острая критика. Мы знаем, что особенно должностные лица, политические деятели, другие известные лица воспринимают критику как оскорбление и обращаются в суд", - сказал он.

По его словам, проблемой этого законопроекта является также дискриминация между разными слоями общества: в первом пункте проекта защищаются все граждане, во втором установлены определенные группы (люди, занимающиеся общественной, государственной деятельностью, журналисты).

"Мы считаем, что этот закон увеличит поток судебных исков против СМИ и журналистов. В рассматриваемый период мы зафиксировали 15 новых исков против СМИ и журналистов, большая часть которых - от бывших и действующих должностных лиц и госорганов", - сообщил он.

Меликян уточнил, что по сравнению со вторым триместром 2021 года есть определенное снижение числа судебных исков (с 23 новых исков до 15), но это так или иначе является высоким показателем.

"Что касается судебных дел, было подано 15 новых исков против журналистов и СМИ. Это меньше, чем во втором триместре, но на 5 больше, чем в первом. За 9 месяцев было зафиксировано 48 новых исков против журналистов и СМИ, что является очень высоким показателем", - объяснил он, передает Newsarmenia.am.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ