Последние новости

"С ИРАНОМ НАДО СОТРУДНИЧАТЬ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ, ВКЛЮЧАЯ СФЕРУ БЕЗОПАСНОСТИ"

"Иран постоянно получает противоречащие друг другу мессиджи из Армении – это проблема", - констатирует в интервью "ГА" завкафедрой иранистики факультета востоковедения ЕГУ Вардан ВОСКАНЯН.

- Очень много спекуляций на предмет соглашений, достигнутых между Ираном и Азербайджаном в Ашхабаде. Что действительно реально?

- Прежде всего надо отметить, что да, в Ашхабаде Иран и Азербайджан пришли к ряду соглашений, которые азербайджанская пропагандистская машина пытается представить, как некие грандиозные достижения, одновременно стремясь создать у армянской стороны впечатление, дескать, все проблемы в ирано-азербайджанских отношениях решены. Что совершенно не соответствует действительности.

Дабы это понять, стоит обратить внимание хотя бы на тот факт, что иранская армия по окончании военных учений до сих пор стоит на границе с Азербайджаном, расположившись на южном берегу реки Аракс. И уходить оттуда не собирается.

Что касается достигнутых в Ашхабаде соглашений, отмечу, что позиция Тегерана ни в одном из ключевых вопросов не изменилась. В частности, по поводу "Зангезурского коридора", о котором перманентно заявляет бакинский диктатор, она остается неизменной: "коридор" против жизненных интересов Ирана, Тегеран ни при каких обстоятельствах не согласится на существование дороги, на которую не будет распространяться юрисдикция Республики Армения. И это очень четко отражается во всех посылах официального Тегерана, адресованных как Армении, так и Азербайджану и другим региональным игрокам.

Другой вопрос, что Ильхам Алиев манипулирует темой, объявляя временно захваченные территории "Восточным Зангезуром" и пытаясь представить строительство инфраструктур от Горадиза до границы Армении как "Зангезурский коридор". Между тем, такой "коридор" существовать не может – этому противится также Россия, позиция которой была четко озвучена посредством МИД РФ в контексте годовщины печально известного заявления от 9 ноября 2020 года.

Обратите также внимание на то, что в ходе трехсторонних встреч Армения-Азербайджан-Россия Алиев не говорит о каком-либо "коридоре". Не говорит о нем и президент России Владимир Путин. В ходе последней встречи в Сочи озвученные Путиным определения "транспортные коридоры" касаются исключительно разблокировки дорог. Например, "Север-Юг" официально называется "транспортный коридор Север-Юг".

- То есть слова Путина никоим образом нельзя интерпретировать как заявление по поводу "Зангезурского коридора"…

- Совершенно верно. Возвращаясь же к ирано-азербайджанским договоренностям в Ашхабаде, отмечу, что сделка по газу, которую Азербайджан стремится представить как величайшее достижение, тоже не нова. На самом деле, соглашение о покупке туркменского газа имело место в 2016-2018 годах, однако было приостановлено из-за американских санкций. Теперь соглашение реанимировано, причем реанимировано на фоне переговоров по иранской ядерной сделке в Вене в формате "5+1". Правительство Ибрагима Раиси будет стремиться всеми способами обойти американские санкции, и один из способов этого – сделка по газу.

Кстати, часть туркменского газа будет, полагаю, поставляться Нахиджевану, а что касается объемов для Ирана, то они малы, их хватит для того, чтобы на 4-5 дней обеспечить газом северные провинции страны.

- Стало быть, сделка скорее символическая?

- Да, сделка символическая, но в ней интересы Тегерана и Баку совпадают. Понятно, что к интересам Армении это не имеет никакого отношения. Так или иначе Иран, в первую очередь, руководствуется собственными интересами.

С другой стороны, в отношениях Иран-Азербайджан, повторюсь, ни одна проблема не была решена. Они просто заморожены. Надо понимать, что сегодня Иран на своих границах имеет уязвимые точки (например, на днях произошли боестолкновения на границе с Афганистаном между талибами и иранскими пограничниками), и везде, где только возможно, стремится снизить напряжение, учитывая противостояние со сверхдержавой номер один – США. Ясно, что если в Вене будут достигнуты договоренности в формате "5+1", иранцы в какой-то степени будут действовать свободнее, ослабив свою зависимость также от Турции. А Турция – важный игрок и в ирано-азербайджанских отношениях, и лазейка, с помощью которой иранцы обходят американские санкции в финансовой сфере.

Словом, давая общую оценку, можно сказать, что некоторое ослабление напряженности в ирано-азербайджанских отношениях отрицать, конечно, нельзя. Однако ни одна ключевая проблема не решилась, и иранская армия, повторюсь, продолжает стоять на границе с Азербайджаном.

Однако все это не означает, что мы должны расслабиться и сидеть сложа руки. Посмотрите, как активно работает азербайджанская сторона – Алиев всеми способами пытается добиться в Иране положительных для себя посылов, причем не только в плане контактов с политической верхушкой, но и в общественном восприятии иранцев – через СМИ. Да, у нас есть в Иране друзья, которые работают на укрепление двустороннего взаимодействия, но этого недостаточно.

- Что должны делать, но не делают власти Армении?

- Власти ничего не делают. Может, какие –то процессы и идут, но они осуществляются на слишком примитивном уровне, как, собственно, и весь государственный менеджмент правительства Пашиняна.

Сегодня с Ираном надо сотрудничать по всем направлениям, включая сферу, не задействованную ранее за отсутствием потребности. Речь о вопросах безопасности, военно-стратегического сотрудничества. Когда иранская сторона заявляет о проблеме террористов в регионе, в переводе с дипломатического языка это означает, что они готовы сотрудничать в данном вопросе со всеми сторонами, имеющими желание и возможности это делать. И мы могли бы осуществлять в безопасностной сфере тесное взаимодействие в рамках антитеррористической деятельности, включая также военно-стратегическую составляющую.

Другая важная сфера – экономика. Экономические "горки", которые сегодня сотрясают Турцию в связи с падением турецкой лиры, рано или поздно приведут к тому, что иранский капитал начнет покидать турецкие просторы. Нужно активно работать для того, чтобы он переместился в Армению – это тоже будет способствовать укреплению армяно-иранских связей. Важно обеспечить экономическое присутствие иранцев в Армении - следствием этого станет еще более активная защита Ираном армянской позиции в деле противодействия турецко-азербайджанскому тандему.

- Смогут ли нынешние власти Армении осуществить вышесказанное?

- Нет. Для Армении вообще наилучшим вариантом будет, если нынешняя власть просто уйдет. Это понятно и нашему населению, и нашим союзникам, и международным партнерам. Примитивное управление, осуществляемое правительством Пашиняна, если это вообще можно назвать управлением, приводит к большим проблемам.

Иран постоянно получает противоречащие друг другу мессиджи из Армении. То это позитивные посылы, то заявления, мягко говоря, непонятные для Тегерана. Когда на участке дороги Горис-Капан (в районе Воротана) иранские водители столкнулись с проблемами, армянская сторона заявила, что эти проблемы Иран должен решить с Азербайджаном, потому что это азербайджанская территория! Чудовищное на самом деле заявление. Ну так Иран и решает свои вопросы с азербайджанской стороной. Зачем после этого удивляться и возмущаться?

Иран – страна с древними традициями государственности, нация, обладающая имперским мышлением. Каждому посылу они придают значение. Поэтому ни в какой ситуации с ними нельзя говорить сиюминутными примитивными мессиджами. Это не только не приносит пользы, но и серьезно вредит армяно-иранским взаимоотношениям.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ