В ФОКУСЕ ПРОЕКТА – ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИЧНОСТИ
В интервью «ГА» профессор Института востоковедения Российско-Армянского университета Виктория АРАКЕЛОВА говорит об исследованиях, проводимых в рамках мегагранта Комитета по науке РА.
- Г-жа Аракелова, в этом году Комитет по науке предоставил ученым Армении более 40 мегагрантов, из которых четыре – на проведение гуманитарных исследований. В их числе и мегагрант, полученный вашей научной группой. Какой проблеме посвящен этот проект?
- Наш проект – «Идентичность автохтонных народов контактной зоны юго-восточного Каспия: между Ираном и Кавказом» – ставит задачу исследования трансформации идентичностей ряда коренных народов Азербайджанской Республики.
- В чем научная актуальность данной темы?
- Проблема идентичности и ее маркеров в целом всегда была одной из самых актуальных и вместе с тем сложных областей исследований. Она требует мультидисциплинарного подхода, сочетания исследований по истории, социальной антропологии, социолингвистике, сравнительному религиоведению и т.д. И это особенно важно для народов, проживающих в контактных зонах в переходные периоды от одного исторического этапа к другому. Именно поэтому в фокусе проекта - проблемы идентичности коренных народов контактной зоны юго-восточного Каспия в один из важнейших переходных периодов, после распада СССР.
- В чем специфика данной области?
- Сложность задачи не ограничивается относительностью ряда концепций и отсутствием в науке исчерпывающих понятий, связанных с идентичностью. Основная трудность связана с деликатностью самой проблемы самосознания. Ни один параметр в данном случае не может рассматриваться как окончательный и совершенный – язык, происхождение, духовная и материальная культура... Они могут либо играть значительную роль, либо игнорироваться в различных обстоятельствах и условиях. В рамках анализируемой ситуации уместно применить формулу так называемых «иных», когда идентичность автохтонных этнических групп, представляющих ирано- и кавказоязычные меньшинства, формируется на фоне тюркоязычной группы, получившей статус титульной.
В случае с Азербайджанской Республикой эти вопросы следует рассматривать в двух аспектах: реальное историческое происхождение титульного этноса, ныне именуемого азербайджанским, и обоснованность применения термина «азербайджанский» как объединяющего определения идентичности для всех граждан, независимо от их этнической принадлежности.
- Но попытки азербайджанизации всех этносов, проживающих на территории искусственно созданной Азербайджанской Республики, предпринимаются давно…
- Еще сто лет назад, когда автохтонные группы региона имели выраженную идентичность с ее формальными маркерами - языком, национальной культурой и т.д., сформированными на протяжении столетий, говорить о существовании азербайджанского самосознания, как с точки зрения групповой идентичности, так и с точки зрения национальной, в то время было, мягко говоря, не обосновано.
Попытки объединения всех местных народов и племен в единую административную единицу были сделаны еще в ХIХ веке, после подписания Гюлистанского и Туркменчайского договоров, когда кавказские владения, некогда принадлежавшие Ирану, перешли под контроль России. Уже со второй половины XIX века идентичность тюркоязычных народов юго-восточного Прикаспия, то есть кавказских татар, как их называли в Российской империи, вошла в фазу последовательной османизации. Вектор, призванный переориентировать простанство, разорвать его историческую связь с Ираном, был частью имперской стратегии, а в постсоветский период он приобрел откровенно неоосманское измерение. При этом еще полтора столетия назад шиитское наскеление того же ареала в качестве «иных», в данном случае даже «враждебных иных» (этнографический термин - inimical others) рассматривало как раз турок-османов, и это, пожалуй, было главным маркером идентичности мусульман юго-восточного прикаспия. Тем не менее, хотя тюркоязычный элемент постепенно завоевывал доминирующее положение, используя полученный статус титульного на территории нынешней Азербайджанской Республики, его политического превосходства было недостаточно для ассимиляции древних автохтонных культур.
- Почему?
- Во многом это связано с тем, что собственно азербайджанская национальная идентичность и тогда находилась, и сегодня продолжает оставаться на стадии формирования, что, впрочем, не мешает процессу агрессивной национальной унификации в Азербайджане. Это не может не сказываться на самосознании коренных народов республики.
- Что вы имеете в виду?
- Идеологический разрыв в конце 1980-х годов и дальнейший рост национализма в Азербайджане спровоцировали всплеск идентичности среди местных автохтонных групп. Это было особенно заметно у талышей - четвертого по величине этноса Южного Кавказа и самого большого негосударственного этноса в регионе. Всплеск идентичности в талышской среде привел к множеству культурных, социолингвистических и даже политических процессов, включая попытку создания талышского государства - Талышско-Муганской республики. Несмотря на ее провал, даже те талыши, которые когда-то утратили чувство принадлежности к своей этнической среде и имели лишь латентную идентичность, обратились к своим корням и присоединились к талышскому движению, создав таким образом важный геополитический фактор в Азербайджанской Республике и регионе в целом. Маркер культурной идентичности, помимо собственно талышского сегмента, усилился иранскими и русскими элементами и подчеркнутой антиазербайджанской направленностью.
- Эти процессы происходят только в среде талышей Азербайджанской Республики?
- Да, подобных процессов в среде талышей Ирана не происходит, так как там талышский этнос является органичной частью иранского пространства. Однако те же тенденции очевидны среди талышей - выходцев из Азербайджана, проживающих в России и странах Европы.
- Происходит ли рост национального самосознания и обращения к корням других коренных народов юго-восточного Каспия?
- В среде лезгин, татов и других автохтонных народов региона эти процессы тоже имеют место, но с разной степенью интенсивности. Рост самосознания и трансформация идентичности очевидны во многих аспектах: изменение социолингвистической ситуации, возрождение аутентичных обычаев, создание культурных и политических организаций.
Юго-восточный Каспий – разнообразный в этническом, религиозном, культурном плане ареал. В реалиях, возникших после Гюлистанского и Туркменчайского договоров, несмотря на четко очерченные маркеры идентичности иранских и кавказских автохтонов ареала - талышей, лезгин, аварцев, татов и др., а также несмотря на распространявшееся в регионе культурное влияние России, именно тюркоязычный элемент, по сути не имевший до того этнического маркера, постепенно целенаправленно «подтягивался» с культурной и политической периферии и искусственно актуализировался.
- Почему ставка была сделана именно на него?
- Это - отдельный разговор. Отмечу лишь два момента. Империи, скажем так, не особо жалуют культурный элемент на периферии: он им нужен в период имперского строительства как наиболее созидательный, когда нужно систематизировать и развивать имперское пространство. В политическом же плане имперской администрации всегда проще полагаться на наименее культурный сегмент. Позже сыграл свою роль еще один момент – тюркоязычный элемент не только существовал на культурной периферии, но и был наименее религиозным, что полностью вписывалось в стратегию уже советского государства. Иранские и кавказские автохтоны региона, а также христиане имели ярко выраженные религиозные маркеры идентичности. Так что наиболее податливым материалом для создания титульной нации нужного формата был, конечно же, тюркоязычный сегмент.
- Чем объясняется то, что в пределах одного этноса, проживающего на территориях разных стран, процесс роста национального самосознания имеет разную интенсивность?
- Специфика самобытности автохтонных народов Азербайджанской Республики определяется тем, что большинство из них представляют собой разделенные этнические группы: талыши проживают в Иране и Азербайджанской Республике, а лезгины, аварцы и таты разделены между Российской Федерацией (Дагестан) и Азербайджаном. Трансформация идентичности этносов, проживающих на территории Азербайджана, актуализация самосознания автохтонов региона - следствие, прежде всего, откровенно националистических трендов в политике современного Азербайджана, жесткой политики унификации, фактически - тюркизации. Именно она дает прямо противоположный результат – поднимает пласты исторического самосознания автохтонов, обращает их к родным языкам, культуре. Эти явления вполне очевидны и зависят также от ряда особенностей, связанных с формированием собственно азербайджанской идентичности - процесса, который, в свою очередь, прошел несколько этапов и до сих пор представляется незавершенным.
Тем не менее, некоторые его тенденции оказали определенное влияние на идентичность региональных автохтонов. Особо следует отметить две из таких тенденций: деиранизацию автохтонного населения и их ассимиляцию. Обе тенденции на протяжении более чем ста лет активно поддерживаются всеми азербайджанскими правящими элитами, в том числе и независимой Азербайджанской Республики. После развала СССР обе получили новую динамику. Именно в противостояниеи этим тенденциям и актуализируются проблемы самосознания коренных народов, чьи идентичности активно реконструируются на основе исторических маркеров - иранского или кавказского языков, собственных аутентичных культур и т.д. Одним из знаковых маркеров, между прочим, сегодня выступает и пророссийская ориентация этих групп.
В рамках полученного мегагранта в Институте востоковедения РАУ будет создана лаборатория по изучению народов Кавказско-Каспийского региона, которая ляжет в основу нового для нашего университета направления – кавказоведения, а проводимые исследования, надеюсь, существенно дополнят научные данные о народах изучаемого региона.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-12-03 09:38
Армения не очень богата природными ресурсами минерального сырья, по крайней мере, принято считать так. Но вот что удивительно – даже те возможности, которые есть в нашей стране, используется неэффективно, начиная с интеллектуальных и профессиональных ресурсов и кончая полезными ископаемыми. Рассматривать весь спектр упущенных возможностей мы не будем, остановимся только на медно-молибденовых месторождениях, из которых Каджаранское считается одним из крупных в мире.
-
2024-11-29 09:34
Доктор физико-математических наук Валерий ПАПАНЯН до переезда в США был заведующим лабораторией в Институте физических исследований (ИФИ) НАН РА, потом в течение 15 лет работал в НАСА, где был участником трех крупных проектов. Однако, живя в другой стране, он не теряет связей с Арменией, бывает здесь ежегодно и полностью в курсе происходящих событий и планов. В интервью "ГА" В. Папанян комментирует проект нового закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-21 09:52
В интервью "ГА" директор Регионального научно-образовательного математического центра Южного федерального университета (Ростов-на Дону), доктор физ.-мат. наук, главный редактор международного журнала Journal of Mathematical Sciences, профессор Алексей КАРАПЕТЯНЦ комментирует новый проект закона РА об образовании и науке.
-
2024-11-19 09:31
В интервью «ГА» преподаватель Российско-Армянского университета, кавказовед, соучредитель научно-образовательной организации «Армянский проект» Карен ИГИТЯН рассказывает о том, как менялась демографическая ситуация в Армении.