Рубен САФРАСТЯН: "СЕВРСКИЙ ДОГОВОР, КАК ПРЕЦЕДЕНТ, ОБРЕТЕТ АКТУАЛЬНОСТЬ"
"Углубление трансформационных процессов на Ближнем Востоке приведет к ситуации, когда возникнет необходимость в новом Севрском договоре", - отмечает в интервью "ГА" востоковед, академик НАН РА Рубен САФРАСТЯН.
- Первая встреча спецпредставителей Армении и Турции пройдет 14 января в Москве. Какие ожидания?
- Встреча встречей, а переговоры фактически пока не начались, и большой вопрос, как они будут продвигаться. Предполагаю, переговоры будут долгими, прорывных результатов не ожидаю. Сегодня турки пытаются представить ситуацию так, что они начинают у нас в регионе играть более активную роль. И фактически весь переговорный процесс с Арменией выставляют как начало своего здесь доминирования.
На мой взгляд, дело обстоит следующим образом: после 44-дневной войны и нарушения статуса-кво в регионе идет процесс перетягивания каната между Россией и Турцией – с целью установления нового статуса-кво. Cоздалась уникальная ситуация: впервые Россия потеряла монопольное право играть на Южном Кавказе доминирующую роль в геополитическом смысле и пытается в какой-то степени координировать свою политику с Турцией.
Анкара, конечно, уже кое-что получила. После того, как она фактически развязала вторую Арцахскую войну, демонстрацией нового положения Турции является получение права участия в мониторинговом центре в Агдаме наряду с Россией.
- А ведь если рассуждать логически – при чем тут Турция?
- Именно – при чем? Зачем она должна получить право мониторинга в регионе Южного Кавказа, который считался до этого зоной доминирующего геополитического влияния России? Между тем, Россия предоставила такую возможность.
С другой стороны, Турция после 44-дневной войны не получила всего, о чем мечтала. Однако сейчас она пытается всем показывать, что уже играет более активную роль в регионе и фактически ведет процесс урегулирования отношений с Армений в качестве ведущей силы. Это характерно для Турции, характерно для восточного мышления – стремиться такими символическими шагами выглядеть более авторитетными, чем есть на самом деле. Ибо, хотя Турция, повторюсь, кое-чего добилась в регионе, она все же намного уступает России.
Пока еще уступает. И сейчас пытается использовать армяно-турецкий процесс для демонстрации своей новой ведущей роли, хотя это не соответствует реальности.
Между тем, очевидно, что сам переговорный процесс будет тяжелым, Турция будет настаивать на всех тех требованиях, которые она десятилетиями выставляла перед Арменией. Сегодня к трем перманентным требованиям прибавилось четвертое - о так называемом Зангезурском коридоре. Турция будет пытаться в ходе переговоров дожать Армению, вынуждая идти на уступки.
- И Армения пойдет?
- Я считаю, что на уступки идти нельзя. Потому что требования Турции связаны с нашей идентичностью. При этом могу предположить, что турки все же попытаются выделить в первую очередь вопросы, представляющие для них более актуальный интерес, а связанные, например, с темой Геноцида, оставят на будущее.
Думаю, в ходе переговоров они на первый план пока что будут выдвигать вопрос "Зангезурского коридора", потому что фактически переговоры по этому вопросу идут в формате Армения-Азербайджан-Россия. И Россия здесь играет ведущую роль. Турки же попытаются путем армяно-турецких переговоров в какой-то степени перехватить у Москвы инициативу в решении этого вопроса.
Выставить себя в качестве ведущей силы, которая добилась возможности открыть коммуникации между Нахиджеваном и восточной частью Азербайджана - такой будет их тактика.
- А что пишет турецкая пресса по поводу армяно-турецких отношений?
- В эти дни я как раз сравниваю то, что пишут сейчас в турецкой прессе, с тем, что писали в ходе предыдущих попыток урегулирования. Ранее были три попытки, которые окончились ничем.
Так вот, сейчас об этом пишут намного меньше. Интерес в Турции к армяно-турецким отношениям снизился. Анкара сегодня ведет активную политику в самых различных регионах, так что тем у них хватает. На фоне более глобальных для турок проблем армяно-турецкие отношения, во всяком случае на уровне общественного интереса, на который откликается пресса, выглядят в их восприятии не столь важным вопросом.
Конечно, турецкая пресса публикует всевозможные заявления официальных лиц, но мало. Интерес не столь велик, как в прошлые годы. Пока, во всяком случае…
- Говорят, США меняют свою политику в отношении Армении – в качестве аргумента приводится факт фиксации на сайте Госдепа Арбитражного решения Вудро Вильсона, а также отчет, который должен представить Конгресс по 44-дневной войне и нарушениях со стороны Азербайджана…
- Если оценивать в целом, могу сказать, что США в определенной степени меняют политику, которую они наметили в период президентства Трампа. Тогда была сделана попытка начать процесс ухода из различных регионов, где американцы играли активную роль. Сейчас, насколько я понимаю, происходит переоценка этой позиции – в этом плане симптоматично недавнее заявление госсекретаря США Блинкена. По всей видимости, США будут пытаться возродить свою активность в тех или иных точках – думаю, это процесс обрисовывается и у нас, в регионе Южного Кавказа.
Что касается Арбитражного решения Вудро Вильсона, то вопрос сам по себе не имеет фактологической основы, ибо сейчас совершенно другие реалии. Между тем, идущие на Ближнем Востоке трансформации могут затронуть и Южный Кавказ. Россия теряет монопольное право контролировать ситуацию в нашем регионе, и если эти тенденции будут продолжаться, параллельно будет идти процесс, скажем так, проникновения Ближнего Востока в южнокавказский регион. Мы будем все больше отходить к Ближнему Востоку и все реалии, бурно идущие там трансформационные процессы перекинутся к нам.
- То есть мы станем частью большого Ближнего Востока – такое может быть в будущем?
- Совершенно верно. Углубление этих самых трансформационных процессов приведет к ситуации, когда возникнет необходимость нового Севрского договора. Потому что, напомню, Севрский договор в первую очередь должен был решить проблемы Ближнего Востока – Армянский вопрос был частью этих проблем. Так вот, возникнет необходимость нового договора между современными крупными державами, которые возьмут на себя ответственность за процессы, происходящие на Ближнем Востоке.
В этом случае Севрский договор, как прецедент, будет изучаться и получит определенную актуальность, в частности, в вопросе создания Курдского государства. Это единственный международный документ, в котором говорится о Курдском государстве. И в контексте границ, конечно, возникнет необходимость обсуждения пунктов Севрского договора, связанных с Арменией. Что даст нам возможность актуализировать Армянский вопрос в ракурсе и этого документа, и Арбитражного решения Вудро Вильсона.
Кстати, это не очень далекая перспектива – на ближайшие 20-30 лет. То есть на одно-два поколения…
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-28 09:24
«Какими бы ни были реальные последствия обвинений и ордеров МУС для Израиля, — это сильнейший удар как по его руководству, так и международному авторитету, даже ближайшие союзники Израиля заявили, что арестуют Нетаньяху и Галанта, когда они ступят на их территорию» - отмечает в интервью «ГА» доктор политических наук, военный историк Армен АЙВАЗЯН.
-
2024-11-27 09:31
Армения не будет участвовать в мероприятиях ОДКБ в Астане 28 ноября, однако Ереван не возражает против того, чтобы запланированные документы на этих заседаниях были приняты, - сообщил постпред России при ОДКБ Виктор Васильев.
-
2024-11-26 10:29
«Новые назначенцы отмечены тем, что преимущественно окончили западные учебные заведения и ничего не смыслят в вверенных им сферах», - говорит в интервью «ГА» военно-политический аналитик Айк НАГАПЕТЯН.
-
2024-11-23 10:12
Международный уголовный суд (МУС) выдал ордеры на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и бывшего министра обороны страны Йоава Галанта, обвинив их в "военных преступлениях и преступлениях против человечности, совершённых в период с 8 октября 2023 года и как минимум до 20 мая 2024 года в отношении палестинских жителей Газы".