Последние новости

КЗЖ: Журналисты опасаются, что против прессы будет применено «избирательное правосудие»

Когда правительство Армении пришло к власти после бархатной революции 2018 года, казалось, что в бывшей советской республике наступила новая эра свободы прессы. Но местные журналисты опасаются, что эти дни могут закончиться, поскольку правительство премьер-министра Никола Пашиняна вводит новые поправки в закон об оскорблении и диффамации, пишет  «Комитет по защите журналистов».

Согласно поправкам к Гражданскому кодексу страны, вступившим в силу 11 октября прошлого года, лица, признанные виновными в оскорблении и клевете другого лица, теперь будут оштрафованы в тройном размере по сравнению с предыдущим штрафом – до трех миллионов драмов и шести миллионов драмов соответственно.

Изменения в Гражданский кодекс вступают после введения 30 июля уголовной ответственности за «тяжкие оскорбления», по которой лицам, признанным виновными в неоднократном «оскорблении или оскорблении человеческого достоинства иным крайне непристойным образом», может грозить до трех месяцев лишения свободы или штрафы до трех миллионов драмов. Штрафы за первые правонарушения в отношении государственных должностных лиц и общественных деятелей выше, чем штрафы за правонарушения в отношении частных лиц.

Депутаты парламента от правящей партии «Гражданский договор» выступили в защиту мер, необходимых для борьбы с дезинформацией и оскорбительными выражениями в Интернете. Но защитники свободы прессы заявили КЗЖ, что они опасаются, что новые законы будут использоваться в качестве инструмента для подавления критических СМИ и приведут к самоцензуре, особенно в связи с тем, что число судебных исков против прессы резко возросло в последние годы.

КЗЖ обратился к парламенту и пресс-секретарю премьер-министра Армении за комментариями, но не получил ответа.

Борис Навасардян, президент Ереванского пресс-клуба, сообщил КЗЖ, что поправки представляют угрозу для журналистов, критикующих власти. Эти меры являются «прозрачной попыткой злоупотребления избирательным правосудием в отношении оппозиционно настроенных по отношению к правительству журналистов и СМИ», – сказал Навасардян.

Когда Пашинян, сам бывший журналист, пришел к власти в 2018 году, журналисты с нетерпением ждали более свободной среды СМИ и давно назревших реформ. В отличие от своего предшественника Сержа Саргсяна, Пашинян избегал прямого вмешательства в освещение событий, и разнообразие СМИ увеличилось.

Однако долгожданные реформы, прежде всего в области доступа к официальной информации и либерализации телевизионного рынка, не осуществились. С момента прихода к власти у правительства Пашиняна были конфронтационные отношения с прессой, большая часть которой по-прежнему принадлежит лицам, близким к прежнему режиму, и проявляло все большую чувствительность к критике после поражения Армении в карабахской войне 2020 года.

В августе парламент запретил журналистам входить в законодательную палату без предварительного разрешения и ограничил интервью с законодателями в средствах массовой информации только в специально отведенном месте. Власти также насильно удалили журналистов из пресс-центра парламента, чтобы они не фиксировали драки, имевшие место в парламенте 24 и 25 августа.

Новые правовые изменения не прошли без обсуждения. Закон о тройном наказании за оскорбление и диффамацию изначально был принят парламентом 24 марта, но после обсуждения с журналистскими организациями президент Армен Саркисян передал его в Конституционный суд для проверки его конституционности. 5 октября суд вынес решение в пользу законопроекта.

Ашот Меликян, председатель Комитета по защите свободы слова, сообщил КЗЖ, что новые максимальные штрафы влекут за собой реальный риск финансового краха для многих СМИ в Армении и, вероятно, приведут к усилению самоцензуры среди журналистов. Сообщается, что штрафы в 30 раз превышают обычную месячную зарплату армянского журналиста.

Прежде чем стать политиком, Пашинян сам подвергался таким штрафам. В 1999 году, когда он был главным редактором газеты «Орагир», тогдашний министр внутренних дел Серж Саргсян подал на газету в суд за клевету.

«В результате судебного процесса был наложен штраф в размере шести миллионов драмов, и, поскольку они не смогли его заплатить, газета обанкротилась», – сказала Eurasianet.org руководитель местной общественной организации «Центр свободы информации» Шушан Дойдоян. «Теперь они делают то же самое, что было сделано против них».

В пояснительной записке к проекту поправок содержится ссылка на действующую норму Гражданского кодекса, запрещающую наложение на СМИ, признанных виновными в клевете или оскорблении, штрафа в размере, который «препятствовал бы нормальной работе СМИ», говорится в примечании. Тем не менее, и Меликян, и Навасардян выразили обеспокоенность тем, что суды недостаточно независимы от правительства, чтобы гарантировать отсутствие огромных штрафов.

Относительно криминализации тяжкого оскорбления и Меликян, и Навасардян выразили обеспокоенность тем, что понятие «тяжкое оскорбление» не имеет четкого определения и  потенциально может быть использованы против средств массовой информации. Навасардян сказал, что включение частных лиц в качестве потенциальных заявителей — это «уловка, чтобы скрыть реальное намерение защитить [Пашиняна] и его близких членов команды».

Депутаты от правящей партии первоначально предложили третий законопроект, запрещающий СМИ цитировать анонимные источники, но после критики со стороны СМИ и Совета Европы, органа по правам человека Европейского Союза, они пересмотрели его, чтобы возложить на СМИ юридическую ответственность за заявления, опубликованные «из неустановленных источников», – сказал Меликян. Эта мера направлена против анонимных Telegram-каналов, чьи иногда сомнительные утверждения часто перепечатываются традиционными СМИ.

Меликян сообщил КЗЖ, что проблемы поляризации СМИ и дезинформации обострились после войны 2020 года, «когда оппозиционные СМИ, связанные с предыдущим режимом, раздвинули границы законной журналистики». Но он отметил, что «репрессивные» меры, принятые правительством, – это не путь вперед. Он выступает за продвижение саморегулирования СМИ – посредством таких инициатив, как независимая Армянская обсерватория по этике СМИ и ее кодекс этики, подписанный десятками СМИ, – а также проектов по проверке фактов и усилий по повышению медиаграмотности.

Навасардян соглашается, утверждая, что действия правительства могут только усилить поляризацию СМИ. «Когда у вас есть такое прозрачное намерение осуществлять избирательное правосудие, – говорит он, – у вас никогда не будет цивилизованной системы регулирования СМИ».

Новости Армении - NEWS.am

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА

    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ