Грант МЕЛИК–ШАХНАЗАРЯН: "ТЕПЕРЬ У ОРГАНИЗАТОРОВ "ЭЛЕКТРИК ЕРЕВАН" НЕТ ПРОБЛЕМ С ВЛАСТЬЮ"
"Элиты не готовы задействовать свои ресурсы"
В 2015 г. столичную общественность всколыхнули акции "Электрик Ереван", люди вышли на улицу и перекрыли проспект Маршала Баграмяна. Потом было движение "100 драмов", которое инициировали молодые жители Еревана. Благодаря им, цена на проезд в маршрутных такси не менялась долгие годы.
ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ ПОЗОРНОГО ЗАЯВЛЕНИЯ О КАПИТУЛЯЦИИ 9 НОЯБРЯ 2020 г., после оккупации территории двух марзов 12 мая 2021 г., в результате которой под контроль азербайджанцев, по словам Пашиняна, отошел 41 кв. км территории суверенной Армении, народ обвиняли в том, что он не выходит на улицу. Говорили, что, пока дело не коснется непосредственных интересов каждого, не ударит по карману, люди на улицу не выйдут.
С 1 января подорожала цена на воду, с 1 февраля – на электричество, с 1 апреля, по всей видимости, повысится цена на газ. При этом не заметно никаких примет уличной борьбы, а ведь жизнь рядовых граждан никогда не дорожала с такой скоростью, как за последние 3 года и 9 месяцев. Комментируя по просьбе "ГА" сложившуюся ситуацию, политолог Грант Мелик-Шахназарян, в частности, напомнил, что акции "Электрик Ереван" не были следствием самоорганизации и стихийного протеста масс, они имели конкретных организаторов и были хорошо подготовлены. В настоящее время у организаторов тех акций нет проблем с действующей властью, некоторые из активистов "Электрик Ереван" тесно сотрудничают с правящим режимом, а потому они не станут выводить людей на улицу.
На вопрос, почему армянское общество столь пассивно, политолог ответил, что проблема не в обществе, а в тех силах, которые взяли на себя задачу по организации митингов, шествий и других акций протеста. Те силы, которые, по его словам, обладают необходимыми ресурсами для мобилизации общества на борьбу, пассивны. "Я говорю об элитах, которые декларируют необходимость перемен, однако не торопятся задействовать свои ресурсы для мобилизации общества на борьбу за эти перемены", - подчеркнул Мелик-Шахназарян.
Комментируя причины пассивности этих элит, политолог указал на обоснованные опасения по поводу того, что уличные акции протеста не достигнут цели и уличная борьба под эгидой оппозиционных политических элит не приведет к желаемому результату. Эти силы пока не проявляют инициативу, опасаясь, что она останется без ответа. В итоге в массах копится недовольство властью, но это недовольство никто не аккумулирует. Никто, по оценке политолога, не тратит ресурсы на организацию уличной борьбы.
Многие комментарии по поводу сравнения сложившейся ситуации с той, что возникла в результате акций "Электрик Ереван" и движения "100 драмов", свелись к тому, что при прежней власти уличные акции протеста имели смысл, так как могли привести и приводили к конкретным результатам, например, цена на проезд в маршрутных такси осталась прежней. Сегодня люди не выходят на улицу из опасения, что их протест лишен смысла, и власть не пойдет навстречу требованиям народа. Пашинян давно не повторял фразу про то, что в Армении 3 млн. премьер-министров, которых он любит и перед которыми преклоняется. Количество бедных и крайне бедных в стране растет, как на дрожжах, новые рабочие места существуют только на бумаге, а социальная ситуация ухудшается с каждым днем. Параллельно растет апатия и сознание, что ничего уже невозможно изменить, и что любые перемены только ухудшат ситуацию.
"Идет подготовка к уличной борьбе"
Телеканалы проводят уличные опросы, людей в разных концах столицы спрашивают, почему они не выходят на улицу в знак протеста против повышения цен на воду, электроэнергию и продукты первой необходимости? Ответ один: " В 2018 г. вышли, и что получили взамен?".
ВСЯКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАССИВНОСТЬ ИМЕЕТ СВОИ ПРИЧИНЫ, однако ни одно общество нельзя долго держать в страхе перед жесткими полицейскими мерами, нельзя до упора сжимать пружину, рано или поздно она резко распрямится. На подходе теплое время года, скопившееся в обществе недовольство так велико, что не может не выплеснуться в массовые акции протеста. Пусть не сегодня, не сию минуту, но народ не будет долго мириться с создавшейся ситуацией. Массовая апатия, как и массовая эйфория, быстро проходит.
Депутат от фракции "Айастан" член АРФ "Дашнакцутюн" Артур Хачатрян на днях заверил общественность в том, что оппозиция готовит народ к уличной борьбе. "Мы посещаем марзы и готовим людей к тому, чтобы они вышли на улицу. Это наш последний патрон, а потому у нас нет права на холостой выстрел в воздух. В данный момент идет подготовка к уличной борьбе. Я согласен, что без уличной борьбы невозможно решить проблему", - заявил он.
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2025-04-05 09:53
Никогда доселе ни одну политическую силу не раскручивали так активно, как "Демократическую платформу", которая до выборов 30 марта в Гюмри объединилась в предвыборный "Европейский блок". Первую строку списка занял председатель пресс-клуба "Аспарез" Левон Барсегян.
-
2025-04-04 09:58
54 страны и 9 международных организаций поздравили Ереван и Баку с завершением переговоров по мирному соглашению. Верхушка режима громко праздновала "дипломатический успех", пока за поздравлениями не последовали ложные обвинения со стороны Баку в обстреле азербайджанских позиций.
-
2025-04-04 09:40
Одним из первых после антиконституционного захвата власти в апреле 2018 г. Армению покинул бывший начальник следственной группы по делу 1 марта Ваагн Арутюнян. Он попытался противостоять нападкам в то время начальника Специальной Следственной Службы Сасуна Хачатряна, однако вовремя понял, что суды выполняют политический заказ. 3 июля 2018 г. было возбуждено уголовное дело, которое присоединили к старому делу. Речь шла о промежутке от 23 февраля по 1-2 марта 2008 г.
-
2025-04-03 09:56
Брат погибшего в ходе 44-дневной войны командира отряда "Черная пантера" Рустама Гаспаряна Сероб с 18 сентября 2024 г. находится под арестом по обвинению в организации вооруженного захвата власти. Обвинение целиком строится на показаниях 1-2 лиц, включая уже известного читателям "Голоса" по предыдущим публикациям Арсена Аветисяна, который, напомню, сам рассказал журналистам о том, что дал показания по делу об организации вооруженного захвата власти. Речь шла о подготовке граждан РА на территории одной из военных частей России.