МАСТЕРСКАЯ МАРТИРОСА САРЬЯНА
28-го февраля отмечаем 142 года со Дня рождения великого армянского художника Мартироса Сарьяна (1880-1972). В связи с этим приглашаем посетить мастерскую Варпета, в которую всегда гостеприимно были открыты двери для всех желающих…
НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ ДОМА-МУЗЕЯ МАРТИРОСА САРЬЯНА расположена мастерская, в которой художник творил сорок лет. Это часть дома, построенного для Сарьяна в 1932 году по проекту великого архитектора Александра Таманяна (Музей действует с 1967 года, после осуществления пристройки по проекту Марка Григоряна). Мастерская до сих пор сохранила энергетику творческой силы и душевной гармонии художника. Помещение обладает всеми качествами, необходимыми для плодотворной работы живописца – высокими потолками, хорошим дневным освещением благодаря большим окнам. Из балкона мастерской видны Арарат и церковь XVII века – Сурб Зоравор, которую Сарьян часто писал.
При организации экспозиции в мастерской художника не ставилась цель соблюдать хронологию создания картин. Здесь сохраняется "творческий беспорядок", как и во время Сарьяна, живая атмосфера созидания и работы. Этому способствует его мебель(стол, кушетка), старый патефон, благодаря которому художник во время работы мог слушать свою любимую классическую музыку. Внимание привлекают книги в шкафах, сувениры на полках (подарки Сарьяну), старинные настенные часы. Творческую атмосферу обогащают вещи, непосредственно связанные с каждодневной работой художника, можно сказать, инструменты труда. Это мольберты, палитры, давно засохшие краски, кисточки и т.п.
В мастерской экспонируются картины самых разных жанров и времен (от ранних произведений до последней живописной работы). В одной из картин художник изобразил, как строится его дом, в другой, 1940 года, мы видим его уже давно завершенным, окруженным деревьями цветами ухоженного сада.
В мастерской можно увидеть картины, отражающие события в личной жизни художника и его семьи, точнее, его отношение к ним. Работа "Весенний день" (1942) рассказывает нам о переживаниях Сарьяна в военные годы. Она выражает радостные эмоции: наконец, до семьи Сарьянов доходит долгожданное письмо из фронта от Лазаря –младшего сына художника. Мастер пишет цветущий сад, в котором спокойно отдыхают его жена Лусик и сестра Катя. Они счастливы, получив благую весть о том, что Лазарь жив и здоров.
Другая картина напоминает нам о трагическом событии в семье – гибели старшего сына художника. Саркис Сарьян, талантливый литературовед, в 1962 году попадает в автокатастрофу и погибает в возрасте 45 лет. Мастер так переживал гибель сына, что был не в состоянии работать. Первая картина, которую он создал после этого рокового события, - "Автопортрет в мастерской" (1963). Сарьян держит кисть, словно оружие, - с твердой решимостью продолжать творить несмотря на горе – ведь он художник и должен исполнить свою миссию... В глубине мастерской за столом работает его жена Лусик в черном платье (траур по сыну), а на стенах висят картины Сарьяна (картины в картине) – плод его каждодневного труда. Среди них и портрет Сарика.
Свою любимую жену Лусик Сарьян писал на протяжении всей их совместной жизни. Он создал около сорока ее живописных и графических портретов. В мастерской представлена работа "Лусик Сарьян. Тройной портрет" 1935 года. Очень интересна композиция этого произведения. Художник применяет свой любимый необычный метод изображения – совмещает несколько временных кадров в одной картине. Жену, занимающуюся шитьем, он изобразил в нескольких ракурсах в различных настроениях, словно оглядывая ее с разных сторон. Справа открытым взглядом на нас смотрит веселая, улыбчивая женщина. Ей присуща жизнерадостность. Слева – она, опустив голову, погрузилась в свои мысли. На ее лицо легла тень грусти. Посередине – зеркальное отражение лица Лусик – мы видим ее профиль. Картина яркая, излучающая свет – чувствуется теплое отношение художника к своей супруге.
В экспозиции мастерской воображение поражает целая галерея портретов тех замечательных людей, которые окружали Сарьяна, с которыми он общался или просто испытывал глубокое уважение. Один из них – композитор Александр Спендиарян (1871-1928), портрет которого художник написал уже после его смерти в 1943 году по фотографии (что редкость для Сарьяна). Сарьян создал декорации и эскизы костюмов для оперы Спендиаряна "Алмаст". Неслучайно композитор изображен на фоне пейзажа – фрагментов декораций оперы (местность Джавахк, гора Абул). Портрет Спендиаряна монументальный, больших размеров. Он был предназначен для армянского национального театра оперы и балета. (В 1930 году премьера "Алмаст" состоялась в Одесском театре оперы и балета, в 1933 и 1938-1939 годах – в Ереванском театре оперы и балета. В 1939 году новая постановка "Алмаст" имела огромный успех на Декаде армянского искусства в Москве на сцене Большого театра. В 1941 году Сарьян был удостоен Государственной премии за оформление этой исторической оперы).
Еще одно удивительное произведение Сарьяна – портрет Анны Ахматовой, которую он писал в своей московской мастерской в 1946 году. Обычно Сарьян работал быстро (мог даже закончить портрет за один день), но над портретом Ахматовой он работал четыре сеанса. Художника вдохновляло общение с талантливой личностью, переживающей трудный период своей жизни – ее стихи подвергались критике, их не желали печатать, в том же году поэтессу исключили из Союза писателей. По стране катилась вторая волна репрессий. Именно в это время Сарьян решил создать портрет Ахматовой, тем самым поддерживая ее и выражая свою солидарность.
Настроение Ахматовой отражается в ее художественном облике- благородное лицо писательницы грустное, озабоченное, уставшее. Руки она сложила, обхватывая себя, словно защищаясь от несправедливости, пытаясь оградить свой внутренний мир, свою правду... Чувствуется уважение живописца к переживаниям утомленного, но не сломленного человека – гордая осанка Ахматовой выдает силу ее духа. Замечателен колорит картины. Головка женщины вырисовывается на пустом фоне, подчеркивающим одиночество модели. Огненные блики на нейтральном фоне придают образу ощущение тревоги. Ахматова, которую часто рисовали самые известные художники (А. Модильяни, Н. Альтман, К. Петров-Водкин и др.), заняла важное место в великолепной галерее сарьяновских портретов.
В мастерской нас окружает множество портретов армянской и российской интеллигенции: искусствоведа Рубена Дрампяна (1935), писателя Михаила Лозинского (1944) (переводчика Данте, Шекспира, армянского эпоса "Давид Сасунский"), поэтессы и переводчицы армянcкой поэзии Марии Петровых (1946), скульптора Никогайоса Никогосяна (1955), композитора Эдварда Мирзояна (1955), великого ученого-астрофизика Виктора Амбарцумяна (1957). Особенной экспрессией и драматичностью образа отличается портрет Карена Камсаракана (1935). Потомок княжеского рода, он стал жертвой репрессий тридцатых годов. Внимание привлекает портрет американского писателя Джона Стейнбека, созданный в мастерской Сарьяна за один сеанс в 1963 году.
Сарьян любил искусство Галины Улановой, его вдохновляли воплощенные ею сценические образы, поэтому, встретив ее в 1940 году в Барвихе, где он отдыхал вместе с женой Лусик, художник, конечно, не упустил возможности создать портрет балерины. Очень быстро в этюдной манере написанный портрет получился непосредственным, эмоционально насыщенным и одухотворенным. Колорит картины отличается нежными, светлыми, теплыми тонами, которые помогают создать впечатление легкости, даже воздушности, что ассоциируется с балетом.
Пейзажи на стенах мастерской свидетельствуют о путешествиях Сарьяна по Армении, его большой любви и трепетном отношении к своей родине. Картина "Ущелье реки Азат" (1953) залита ярким солнечным светом. Пейзаж "Овраг на склоне Арагаца" (1958) поражает контрастом динамичных пластических форм скал и насыщенных красок первого плана и нежной прозрачностью фона, на котором вдали вырисовывается силуэт Арарата.
Армянские горы, особенно Арарат – излюбленный мотив Сарьяна. Библейскую гору он писал в разное время года и суток. Интересно сравнить изображение Арарата в картине "Торжество утра" (1957), где яркие краски палитры Сарьяна создают ощущение праздника, с совершенно другим по настроению пейзажем "Вечер. Арарат" (1958). Он отличается особенной нежностью и тонкостью изображения. Об этом произведении образно можно сказать, что это – поэзия в живописи... Пастельные тона, прозрачная дымка розового облака помогают создать впечатление парения библейской горы над землей.
Наслаждаясь пейзажной живописью Сарьяна в мастерской, словно охватываешь взглядом всю Армению: "Пещерные скалы Гориса" (1935), "Крепость Бжни" (1940), "Пещеры в скалах Аштарака" (1933) и др.
Большое внимание художник уделяет и ереванским пейзажам. Они имеют не только художественную, но и этнографическую, историческую ценность. В картине "Берега Зангу у Еревана" (1930) Сарьян передает своеобразие закавказского города: оригинальные домики с балкончиками на берегу стремительной реки отражают особенный колорит старого Еревана.
Будучи ярким колористом, Сарьян особенно любил изображать теплое, солнечное время года. Зиму он писал крайне редко. В мастерской среди других пейзажей выделяется "Зима в Ереване" (1933). Благодаря уравновешенной композиции и сдержанным оттенкам белого и коричневого цветов картина несёт в себе настроение спокойствия и умиротворенности.
Когда в мастерской видишь поздние работы Сарьяна, создается впечатление, что художник вернулся к тому, с чего начал в юности, только теперь в качестве зрелого мастера. Он возвращается к философскому осмыслению жизни и более абстрагированным формам изображения. Будучи в возрасте восьмидесяти девяти лет, Сарьян создает картину "Земля" (1969). Автор словно смотрит на нашу планету с птичьего полета, более того, из космических далей. С присущей ему интуицией и воображением Сарьян показал световые слои лучезарной земли – маленькой частицы великой Вселенной.
На мольберте представлена последняя живописная работа Сарьяна, после смерти автора условно названная "Сказкой" (1971). Это своеобразный итог творчества умудренного жизненным опытом художника. Перед нашими глазами расстилается панорама обобщенного пейзажа. Воображение помогает воссоздать то, что Сарьян только наметил, - горы, леса, голубые озера. В левом углу картины – вполне четкое очертание луны, а на противоположной стороне – загадочная фигурка, смутно напоминающая то-ли парящего ангела, то-ли дух... Известно из дошедших до нас слов Сарьяна, что таким образом он изобразил солнце. В этой картине встретились два светила - луна и солнце. Внимательно всмотревшись в изображение, можно увидеть профиль лежащего человека, который словно вырастает из земли, из ландшафта, как будто его часть и продолжение. В нижней части картины видим очертание спирали - символ вечного продолжения жизни, образ эволюции Вселенной. Жизнь человека протекает между солнцем и луной, между днем и ночью, между светом и тьмой, которые сменяют друг друга - это вечный круг жизни. Сарьян утверждал бессмертие и вместе с тем органичную связь человека с природой. Картина несет в себе философское осмысление космического размаха, положительную энергетику.
Радость общения с искусством художника обогащает просмотр фрагмента из документального фильма о Сарьяне (1965 год, режиссер- Лаэрт Вагаршян, автор текста – Илья Эренбург). Это уникальные кадры – Сарьян пишет на стекле, и на наших глазах рождается великолепный яркий натюрморт с цветами. Мы можем следить за движением руки художника, видеть процесс его творчества. Музыка к фильму написана сыном Мартироса Сарьяна, известным композитором Лазарем Сарьяном (1920-1998). Сын хорошо чувствовал искусство отца, и его прекрасная музыка воссоздает резонанс визуальному материалу фильма. Синтез искусств - живописи и музыки – оказывает особенный эффект воздействия на зрителя.
Даля СТОШКУТЕ, ст. научный сотрудник Дома-музея М. Сарьяна, искусствовед
ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА
-
2024-11-25 05:19
23 ноября в Академии шахмат Армении (АША) состоялся второй этап клубного чемпионата страны. Соревнование проходит в 3 этапа, во втором из них приняли участие 21 команда в турнире A и 11 команд в турнире B.
-
2024-11-23 09:41
Азербайджан шаг за шагом, постепенно выполняет свою задачу: под вывеской делимитации окапывается и будет действовать в соответствии с ситуацией – как и в какой момент ему выгодно. Так член Исполнительного органа РПА, депутат фракции «Честь имею» Тигран Абрамян прокомментировал 168.am заявление командира погранвойск Азербайджана Араза Мамедова о том, что в следующем году в селах Кызыл Гаджили, Хейримли, Неркир Воскепар, Баганис-Айрум будут построены новые погранзаставы.
-
2024-11-21 16:15
21 ноября на перегоне Советакан-Эчмиадзин на неохраняемом переезде автомобиль марки «БМВ» в нарушение правил дорожного движения выехал на железнодорожные пути, не остановившись перед знаком «СТОП». В результате произошло столкновение автомобиля со следующим по перегону тепловозом компании «Южно-Кавказская железная дорога».
-
2024-11-20 19:12
Америабанк примет участие в форуме EngageArmenia2024, который пройдет 23 ноября в Дубае. Форум является динамичной площадкой для предложений, предусмотренных для соотечественников из диаспоры, с возможностью проведения панельных дискуссий и установления новых связей.