Последние новости

Армен АШОТЯН: КОТЕЛ БУДЕТ КИПЕТЬ, НО НЕ ВЗОРВЕТСЯ. ПОКА…

«Если вас пригласили за стол, но не дают слова, значит вы – в меню. Этот принцип европейской дипломатии сегодня в отношении Армении в действии. Точнее сказать о положении Армении на внешнеполитическом фронте трудно», - сказал вице-председатель РПА Армен Ашотян в ходе передачи «Прессинг». Он коснулся также "Зангезурского коридора", состоявшейся на днях встречи спецпредставителей Армении и Турции, внутриполитической жизни, грядущих выборов, а также кризиса оппозиции.

Потенциальная энергия перерастет в кинетическую

По словам Ашотяна, оппозиция просто озвучивает недовольство широкой народной массы и готовность бороться за свое достоинство, суверенную Армению и армянский Арцах, это борьба не оппозиции.

«СКАЗАННОЕ ОТНЮДЬ НЕ ПОПЫТКА СБРОСИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НА НАРОД, все намного глубже, чем может показаться на первый взгляд. Сегодняшний этап оппозиционной борьбы, конечно, не самый горячий, и в летние месяцы этот котел будет кипеть, но не взорвется. Проблемы, из-за которых широкие массы людей, будь то в Армении, Арцахе или Спюрке, не могут спать спокойно, не только не разрешились, но и все более углубляются. Так что злорадство некоторых представителей власти, мол, у оппозиции ничего не получилось, является самообманом. У оппозиции может и не получится, но это не означает, что они продолжат спокойно жить, поскольку эту повестку – безопасность Арцаха, безопасность Армении, социально-экономические проблемы, вопрос военнопленных, наличие азербайджанских войск на нашей суверенной территории, территориальные и геополитические притязания на территорию РА Азербайджана и Турции – сформировала не оппозиция. Эта повестка сформировалась после 9 ноября 2020 года, и за это время проблемы лишь усугубились», - сказал Армен Ашотян.

Он считает, что, говоря о наличии политического кризиса, они и правы, и ошибаются: «Правы, потому что политический кризис есть, и то, что правительство или политическое большинство в НС проводят заседания, вовсе не говорит об отсутствии политического кризиса. Он есть, но кризис намного шире, он еще и онтологический, нравственный, психологический. Даже если оппозиция перестанет бороться, все равно эта энергетика, эта зависшая в воздухе потенциальная энергия есть, перерастет ли она в двинувшую в морду власти кинетическую энергию или нет? Это вопрос времени – энергия никуда не девается, она трансформируется, будет оппозиция или нет. Пока эти проблемы не решатся, пока пар не выйдет, пока не произойдет смены власти, эта энергия не разрядится».

Выборы – это западня

По словам республиканца, прошлогодние парламентские выборы были ловушкой для оппозиции, таковым является и намерение власти провести внеочередные выборы в совет старейшин Еревана.

«К СОЖАЛЕНИЮ, МЫ НЕ СМОГЛИ ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРОШЛОГОДНИЕ ВНЕОЧЕРЕДНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ, и, чтобы не оставить наших друзей одних, приняли участие в этих выборах. Возможные будущие выборы, уже сегодня ясно, тоже являются ловушкой, причем как участие в них, так и неучастие. И здесь необходимо принять решение на долгосрочную перспективу – без эмоций, очень правильно рассчитанное, с серьезнейшими политическими обоснованиями, - сказал он, отметив, что во внутриполитической борьбе следует учесть региональные и геополитические вопросы. – Думаю, от русско-украинской войны, а вернее, от российско-западных столкновений на территории Украины больше всех после России и Украины, пострадали мы – армянский народ и Армения. Во-первых, в России живет 3 млн армян, в Украине 500 тысяч, 3,5 млн армян уже вовлечены в этот конфликт. Во-вторых, из-за этого глобального конфликта большим ударом для нас стало прекращение функциональности института сопредседателей Минской группы ОБСЕ, этот важнейший для нас политический инструмент, включавший армянские интересы в большой политике, сегодня под вопросом. И когда весь мир бурлит, действующая власть Армении здесь кормит нас байками о мире».

Под «прогрессом» следует понимать уступку

Ашотян уверен, что армянский народ готовят к новым уступкам, к каким еще – страшно даже представить. По его словам, идут, казалось бы, два параллельных процесса – с Азербайджаном и с Турцией, но на самом деле это один и тот же процесс.

ПОД ЗАЯВЛЕНИЕМ О КАКОМ-ТО ПРОГРЕССЕ В ХОДЕ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ спецпредставителей Армении и Турции об открытии границ для граждан из третьих стран следует понимать, что, значит, Армения в чем-то уступила Азербайджану. «Кроме того, следует учесть, что открытие границ (не имеет значения, для кого – для граждан из третьих стран или откуда-либо еще), предполагает наличие инфраструктур – таможни, паспортного контроля и прочего. То есть под вывеской «для граждан из третьих стран» создают инфраструктуру, а завтра скажут все – границы открылись. Если наша внутриполитическая ситуация продолжит пребывать в таком состоянии, уверен, этот пакет в скором времени станет более целостным: откроется тема делимитации, демаркации, так называемой, деблокады в армяно-азербайджанских переговорах и следующая тема в армяно-турецких переговорах», - пояснил Ашотян.

Что еще можно уступить? Если вас пригласили за стол, но не дают слова, значит вы – в меню. Этот подход европейской дипломатии сегодня в отношении Армении в действии. Точнее сказать о положении Армении на внешнеполитическом фронте трудно, отметил республиканец.

Воплощается турецкая мечта

Коснувшись «Зангезурского коридора», Ашотян напомнил, что иметь сухопутную границу с Азербайджаном было мечтой Турции еще со времен основания первой Азербайджанской республики – с 1918 года.

«С ТЕХ ПОР ТУРЦИЯ НАЧАЛА ПРОБИВАТЬ ПУТЬ К НАХИДЖЕВАНУ, который позднее перешел под азербайджанский протекторат: Сурмалинский уезд по Московскому и Карсскому договорам отошел Турции, приблизив ее еще больше к Нахиджевану, Шарур, который был в составе Армении, присоединили к Нахиджевану, в 1931-32гг. турки обменяли с иранцами территории, заимев границу с Нахиджеваном. Все это говорю для того, чтобы было понятно, насколько это долгосрочный и важный для них проект, сто лет осуществляют эту программу. Тогда же, в начале прошлого века, спорной территорией был и Сюник, то есть с тех времен Турция пытается открыть этот путь.

Благодаря Арцахской освободительной войне этот небольшой сюникский клин стал 120-километровым, фактически поставив крест на пантюркистских программах: Зангезур – 30 км, карабахско-иранская граница – 90 км. Одним из трагических результатов катастрофической войны Никола было именно то, что турки никогда бы и не помыслили, что, кроме решения таким образом вопроса Арцаха, получат еще и такой бонус, который им гораздо важнее. То есть они осуществляют свою 100-летнюю стратегическую программу», - сказал Ашотян.

"Зангезурский коридор" России невыгоден

Что касается российских интересов, то, по словам республиканца, нужно быть невменяемым, чтобы думать, что Россия, у которой есть тюркское, тюркоязычное население, у которой есть интересы в Центральной Азии, в Каспийском море, заинтересована в том, что Турция и Азербайджан связались друг с другом через "Зангезурский коридор".

«ЭТО АРМЯНСКАЯ ВЛАСТЬ ТАК ЭТО ПРЕПОДНОСИТ. Интересы России – тактические, против Запада, но если кошка и собака дружат против повара, это не означает, что между нет разногласий, и эти проблемы еще проявятся. Последний саммит каспийских государств был очень важен для России и Ирана, потому что там было исключено военное или иное присутствие кого-либо, кроме прибрежных государств. Россия и Иран предотвращают туркизацию Каспийского моря.

На пресс-конференции Байрамова и Лаврова, последний говорил о коридоре Север-Юг. То есть России невыгоден "Зангезурский коридор", потому что это открывает для Турции путь к Каспийскому морю, Центральной Азии в обход России. Кроме того, в глобальном плане против "Зангезурского коридора" также стратегический партнер России Китай (потому что в пантюркистские цели входит и Синьцзян-уйгурский автономный район) и Иран», - сказал Ашотян.

4 аргумента о нелегитимности Пашиняна

Вместе с тем Ашотян отметил, что Никол Пашинян нелегитимен, сколь бы власть не утверждала обратное. Республиканец привел 4 аргумента в пользу нелегитимности Пашиняна.

«ВЫБОРЫ, ПРОШЕДШИЕ С КОЛОССАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, по решению КС признаны легальными, то есть законными, хотя мы оспаривали это, и молчание международных организаций было следствием их интересов, а не констатации реальности. Что же касается нелегитимности, то Никол пошел с предвыборными обещаниями о деоккупации Гадрута и Шуши, с лозунгом «отделение Арцаха во имя спасения», теперь он делает ровно противоположное. Это раз. После выборов сформировалось правительство, всего 2-3 месяца спустя в программе которого этих обещаний нет. Это два. В-третьих, все социсследования, в том числе проведенные американской организацией, свидетельствуют о том, что рейтинг Пашиняна ниже 50%.

И последнее. Никол пришел к власти с обещанием о мире, люди отдали ему за это голоса, а сегодня он отказывается от и этого обещания. То есть мы правы, когда говорим, что в этих вопросах Никол Пашинян не имеет права говорить от имени народа. Другое дело, что сегодня национальная повестка Армении, назовем ее повесткой оппозиции, не имеет геополитических спонсоров. РПА, уверен, и другие силы оппозиции не ищут спонсоров, партнеров – да, спонсоров – нет. Мы не хотим, чтобы у власти был ставленник, мы уже увидели в 2018-м, что бывает, когда к власти приходит ставленник».

…И за все платит Армения

По словам республиканца, геополитические интересы удивительным образом сходятся на Пашиняне. И если Запад сегодня его активно защищает, то российская политика в этом отношении пассивна.

«ПОКА НИКОЛ ПАШИНЯН В СВОЕМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОМ ШПАГАТЕ НИКОГО НЕ КИНУЛ, ЕГО ТЕРПЯТ. России сегодня не нужен второй фронт, где бы он ни был, цель России сделать все, чтобы вокруг нее не открылся второй фронт. Запад, в особенности Великобритания, пытается подтолкнуть Турцию на Южном Кавказе, а Турция использует это в качестве предмета торга с Россией.

Эрдогана можно ругать последними словами, но нельзя не констатировать, что от российско-западного конфликта больше всего выигрывает Турция, причем не только на Южном Кавказе, но и везде, где играет. Россия, с одной стороны, борется с Турцией за Азербайджан и ведет соответствующую политику с Азербайджаном, которая иногда ударяет по нашим интересам. С другой стороны, Россия борется с Западом, чтобы, скажем так, завоевать сердце Турции, и здесь также одним из тех, кто платит, является Армения, армянские интересы. И целью нашего визита в Москву было дать понять это нашим партнерам, то, что, бросая армянские интересы в пасть Азербайджана и Турции, может наступить день, когда последние все равно будут кусаться, но армянский фактор на Южном Кавказе более не будет конкурентоспособным. Наша оппозиция борется в этом сложном сплетении интересов», - сказал вице-председатель РПА.

5 позиций Пашиняна

Ашотян отметил, что по вопросу военнопленных Пашинян 5 раз менял свою позицию. То после 9 ноября 2020 года говорил, что оппозиция со своими митингами виновата в том, что он не может вернуть ребят. То во время предвыборной кампании говорил, что ребята потерпят еще пару месяцев. То якобы хотел обменять своего сына на наших военнопленных. То обвинил самих ребят в том, что они попали в плен, заявив, что следует еще выяснить, при каких обстоятельствах они оказались в плену. То теперь виновата Россия.

ТО ЕСТЬ ВСЕ ВИНОВАТЫ, КРОМЕ НЕГО, СКАЗАЛ АШОТЯН, добавив: «Когда он подписывал заявление от 9 ноября, в котором рядом с каждым пунктом были указаны сроки, почему в пункте, касающемся пленных, сроков указано не было? Если «виновата» российская сторона, то почему он об этом не говорит в Москве? Когда подписывали два других трехсторонних документа, почему не сказал, что не подпишет, пока не вернут пленных ребят? Почему идет на переговоры по делимитации и демаркации и открытия коммуникаций, не решив вопрос военнопленных? Все это говорю не в защиту России. Уровень отношений с моими друзьями в Москве позволяет об этом говорить с ними открыто, в том числе о сделанных в Баку Лавровым заявлениях. Россия – наш стратегический союзник, ее нельзя ни обмануть, ни лестью расположить к себе. С Россией надо общаться достойно, с уважением и обоснованно».

РПА ответственна за 4 депутатов

Коснувшись развитий во фракции «Честь имею», Армен Ашотян выразил уверенность, что бывший руководитель фракции Артур Ванецян на данный момент не отказывается от своей части ответственности. По его словам, блок «Честь имею» де-факто и де-юре не существует, осталось только название фракции, и РПА ответственна только за деятельность своих 4 депутатов.

ОТМЕТИВ, ЧТО РАЗДЕЛЯЕТ ВОЗМУЩЕНИЕ ПО ПОВОДУ РЕШЕНИЯ ТАГУИ ТОВМАСЯН, ставшей депутатом по квоте партии «Родина», оставить за собой должность руководителя парламентской комиссии, Ашотян тем не менее заметил, что не стоит, оставив основную повестку, гнаться за тем, чтобы любой ценой отстранить ее от этой должности: «В чем смысл? Отстранение Тагуи как-то связано с отстранением Никола от власти? Тагуи входит в нашу повестку? Нет. Мы сказали, что вернемся в НС со своей повесткой – отстранение Никола.

Мы не исключаем ни один сценарий: владение депутатскими мандатами для нашей партии не самоцель. На данном этапе от НС нам нужно три вещи: рычаги парламентской дипломатии, чтобы за рубежом говорить от имени армянского народа, то, чего власть не делает, эти нас за рубежом продают; информационная поддержка, потому что статус депутата заставляет Общественное телевидение Армении хотя бы иногда освещать оппозицию; конституционные рычаги, которые могут послужить в качестве механизмов импичмента».

Если бы у нас была нормальная власть

По словам Ашотяна, никогда внутренняя политика, региональная и глобальная не были настолько переплетены.

«ЧАСТО ГОВОРЯТ, А ЧТО МОЖНО БЫЛО СДЕЛАТЬ. МНОГОЕ, ЕСЛИ БЫ у нас была нормальная власть, а не эта свора предателей и негодяев. Например, когда Запад стал осуждать Россию за конфликт на Украине, называть это агрессией, помогать Украине, вводить санкции против России. Тогда следовало напомнить, что два года назад та же ситуация была в нашем случае, но в одном случае наказывают, а в другом нет, так что у Запада перед нами нравственный долг и попытаться урвать что-то в интересах Арцаха.

Что можно было сказать России, услышав выступление Путина перед началом СВО на Украине? Например, что обоснования – нависшая угроза геноцида, вольные коммунистические границы, право на самоопределение – это и про нас. И если здесь нет двойных стандартов, то что-то должно перепасть и нам. Так что нашей власти было что сказать обоим центрам силы, попросить и в результате дипломатической работы получить. Но никто этим не занимался. Вместо того, чтобы попытаться сказать и получить проармянские шаги, эта власть оказалась под ногами чужого базара и пытается говорить о мире».

3 кризиса оппозиции

Вернувшись к оппозиции, Ашотян отметил, что у нее есть проблема обогащения повестки Движения, и наряду с уже обозначенными национальными вопросами следует говорить о проблемах безопасности, о социальных проблемах, об экономической, продовольственной и информационной безопасности.

ОН ПРИЗНАЛ, ЧТО КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ АКЦИЙ в плане политических акторов неудовлетворительно: «Я уже однажды говорил: у оппозиции налицо 3 кризиса – лиц, идей и методологии. Сегодня мы пытаемся решить эти задачи. У нас есть также проблема технологий, никого из нас не обучали методологии уличной борьбы».

Ашотян отметил, что цель РПА не изменилась: стратегическая цель – отстранение Пашиняна и для этого РПА готова сотрудничать со всеми политическими силами, кто разделяет эту повестку, чему свидетельством является участие РПА в Движении сопротивления. «Я уверен, что этот подход разделяют все здоровые политические силы реального оппозиционного поля», - заключил Армен Ашотян.

    ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






    ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ