Последние новости

«МЫ ПРОДОЛЖАЕМ ИГРАТЬ В ПОЗАПРОШЛОГОДНЮЮ ИГРУ, ХОТЯ КАРТИНА МИРА ИЗМЕНИЛАСЬ»

«Убедить народ в том, что наше будущее связано именно с турками – путь абсолютно бесперспективный», - говорит в интервью «ГА» социолог, академик НАН РА Геворг ПОГОСЯН.

- Геворг Арамович, какие социально-психологические, социально-политические процессы вы видите внутри Армении, и что, по-вашему, происходит вокруг нас?

- Чисто социологический, социальный анализ выглядит так: мы оказались в тупиковой яме, из которой пока никто выхода не видит. Это касается и выстраивания мира с соседями, о котором постоянно говорит власть, но которого нет, и поствоенного восстановления страны, которого тоже нет. Никаких просветов в конце туннеля пока особо не видно. Заявки оппозиции фактически оказались нереализованными. Не хочу давать резкие оценки нашей оппозиции, но пока она страннейшим образом выглядит беспомощно, учитывая анонсированные цели, выдвигаемые акции и недавнюю активность. С другой стороны, пашиняновская власть упорно продвигает одну и ту же линию, направленную на протурецкие, проазербайджанские формы решения экзистенциальных для нас вопросов, что не может не отталкивать население и общественное мнение. Ибо наш народ всегда имел опасения, связанные с соседями, и даже если эти опасения идут из исторического прошлого, сегодня они находят совершенно четкое обоснование, подтверждение и усиление. И это уже не опасения, а реальность наших дней. Поэтому убедить народ в том, что наше будущее связано не с кем-то еще, а именно с турками – путь абсолютно бесперспективный. Плюс, давайте учитывать, что происходит в мире. Мало того, что у нас критическая ситуация, так еще и мир вступил в фазу жесточайшей турбулентности. И мы оказались как бы в ситуации двойной турбулентности.

- Такое впечатление, будто все ждут, чем закончится война на Украине…

- Так и есть. Но вместе с тем подавляющее большинство аналитиков сходятся в том, что и после этого противостояние между Западом и Россией будет продолжаться еще очень долго – с возрастающим риском противостояния между Западом и Китаем. Вообще, мир оказался в ситуации, где нет простых решений. А Армения, к сожалению, из тех стран, которые находятся под внешним управлением. И оно сильно возросло за последние 2-3 года. Сейчас мы, мягко говоря, ведомые, и многое зависит от того, кто из ведущих нас перетянет веревку на свою сторону. Потому что и ведущих не один и не два. И это наш выбор был. Мы могли бы определиться с одним из ведущих мировых центров и заявить: все, никакой диверсификации, никакой многовекторности в столь кошмарной глобальной ситуации. Но и этого нет. Мы продолжаем играть в позапрошлогоднюю игру в то время, как картина сильно изменилась. Так что и в этом плане в Армении крайне тревожная и рискованная ситуация. И народ это ощущает. Кстати, характерный нюанс: я практически не вижу социологии.

- Власть не интересует общественное мнение?

- Общественное мнение вообще стало невостребованным, никому не нужным. Потому что вопросы решаются не изнутри, не мнением народа, его направленностью, национальными приоритетами, политическими ориентациями, а извне. Кому в этих условиях интересно общественное мнение? Народ это чувствует. И я вижу, что у части населения усиливаются миграционные настроения, в основном люди стремятся уехать в Россию. И это несмотря на то, что мы наблюдали большой приток граждан России в Армению, и это могло сыграть положительную роль, в том числе в плане инвестиций. Однако психологическая угнетенность нашего населения, когда непонятно, что будет с границами, турецко-азербайджанскими передвижениями войск, и т.д., заставляет людей складывать чемоданы.

- То есть даже несмотря на санкции, которыми обложили Россию, несмотря на военное противостояние РФ с Украиной, армяне по-прежнему больше всего уезжают в Россию? Направление миграционных потоков не изменилось?

- Ничего не изменилось. Большая часть уезжает в Россию – во-первых, потому что это проще – безвизовый въезд, возможность легко устроиться на работу, зарплаты в любом случае выше, чем в Армении, и т.д. 80% миграционных потоков – в Россию и страны СНГ, порядка 15% - в США, и около 5% - в Европу.

- Вы обратили внимание на то, сколько архиважных тем для общественного обсуждения заменяются полнейшей ерундой, и это в критической ситуации, когда на кону – судьба армянского государства?

- Как не заметить? Должны лежать солонки в кафе и ресторанах на столе или подаваться по запросу клиента, играть гимн Еревана в 7 утра или не играть – по самым мелким вопросам мы вдруг оказываемся вовлеченными, обсуждающими. И, главное, все это принимается на уровне законов высшим законодательным органом, а не ограничивается рекомендацией какого-либо министерства. Это шизофрения. Когда нет больших дел, приходится отыгрываться на мелочных, ничего не значащих вопросах. Будет звучать гимн в столице в 7 утра или нет – разве этого ждет народ? Конечно, нет! Но поскольку говорить о судьбоносных вещах рискованно и опасно, говорят о мелочах – солонках, утреннем гимне, любой ерунде. Это свидетельствует об очень серьезной болезни власти – не иначе. К сожалению, сегодня у нас беспомощная оппозиция при беспомощной власти. И это зеркально отражается в беспомощном населении, атомизации, когда каждый думает о себе, о своей семье, о минимальном окружении, но не о стране, государстве, тем более – нации. При таком восприятии нас, увы, не ждет ничего хорошего. Кричать же, что мы «гордые граждане» - это, извините, клоунада.

  • Борис Докторов 29-Июл-2022
    Прекрасный, точный и весьма актуальный анализ.
    Ответить

ПОСЛЕДНИЕ ОТ АВТОРА






ПОСЛЕДНЕЕ ПО ТЕМЕ